Страхование в системе финансово-кредитных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Как нам известно, вопрос в настоящие время очень актуален вопрос о страхование в системе финансово-кредитных отношений. С каждым новым годом в нашей стране возрастает потребность в страхование, в связи с тем что общество развивается, растет, и вследствие чего во всех категориях граждан возрастает спрос услуг страховых компаний. Если рассматривать современную ситуацию то возрастает потребность физических лиц в обеспечение гарантий, устойчивости своих финансов(экономических интересов), связанных так же с сохранением определенного уровня жизни населения и здоровья.

Оглавление

Введение
1.1 Понятие финансово-кредитной системы
1.2 Структура финансово-кредитной системы
2.Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ
2.1 Государственные финансы
2.2 Фонды страхования
2.3 Особенности финансов хозяйствующих субъектов
3. Тенденции развития финансово-кредитной системы РФ
3.1 Тенденции развития банковского сектора в РФ
3.2 Расширение возможностей рынка государственных долговых обязательств
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СТРАХОВОЕ ДЕЛО.docx

— 61.62 Кб (Скачать)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

  • выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет /7/:

  • финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;
  • финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
  • предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  • контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Контроль за своевременным  и правильным поступлением страховых  взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.

Государственный кредит

Государственный кредит - это  урегулированная нормами финансового  права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и  граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В  порядке исключения может быть использован  и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать  как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования  государственного кредита обусловлена  невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц  используются для финансирования экономических  и социальных программ, т.е. государственный  кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные  займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные  органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной  власти и управления за счет бюджетных  средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки  важных для государства экономических  или властных структур.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую  государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.

Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими  лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний  долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит  из задолженности прошлых лет  и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут  превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении  операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним  процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга  производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, отражает экономический  и финансовый кризис в стране. В  этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов.

Бюджетная система и  бюджетное устройство Российской Федерации

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон.

Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления". Таким  образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

БК РФ дает следующее определение  бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято  понимать организацию бюджетной  системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным  устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два  уровня - государственный бюджет и  местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты  нижестоящих уровней (нижестоящих  государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты вышестоящих  уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории и муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление о  всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень  бюджетной системы РФ. Федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. При составлении проекта бюджета  учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления  избранной экономической политики доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

 

2.2 Фонды страхования

 

Из фондов, традиционно  относящихся к учреждениям социального  страхования, у нас действуют  только следующие:

  • пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по большей степени не к сфере социального страхования;
  • фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания в России стройной системы социального страхования;
  • фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.

В связи с различиями в  объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить  на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица.

Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации  особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе.

Особое место на российском страховом рынке занимает медицинское страхование граждан, осуществляемое в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июля 1991 г. Проводимое в обязательной форме медицинское страхование, по сути, является отраслью социального страхования, так как распоряжаются средствами страховых фондов и осуществляют страховые выплаты органы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а не коммерческие страховые организации.

Добровольное медицинское  страхование можно отнести к  классическому виду личного страхования, поскольку его организация и  проведение относятся к компетенции  страховых медицинских компаний.

Информация о работе Страхование в системе финансово-кредитных отношений