Страхование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть развитие страхования, экономическую сущность страхования, рассказать о формах и функциях страхования. Также дать оценку текущего состояния страхования. Перераспределительные отношения, присущие страхованию, связанны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей, с другой - с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования. Поскольку указанные перераспределительные отношения связанны с движением денежной формы стоимости, экономическая категория страхования является составной частью категории финансов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3.
1 часть. Страховой рынок, как составная часть финансового рынка......5
1.1Страхование как экономическая категория…………………………….......6
1.2Экономическая сущность страхования……………………………………..6
1.3 Связь страхования с финансами и кредитом………………………….......7
1.4 Функции страхования………………………………………………………9
1.5 Формы страхования………………………………………………………...10
1.6 Страховая сумма и страховое возмещение. Виды страхового возмещения………………………………………………………………………14
1.7 Основные виды страхования……………………………………………....14
2 часть. Развитие страхового рынка РФ в современных условиях……..16
2.1 Элементы страхового рынка……………………………………………….20
2.2 Виды страховых рынков………………………………………………........24
2.3 Государственное регулирование страховой деятельности………………26
3 Заключение………………………………………………………………........32
4 Список литературы и источников……………………………………........34
Приложение……………………………………………………………………...35
Вывод……………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам и кредиту.docx

— 67.32 Кб (Скачать)
  1. создать методологическую базу налогообложения в страховой сфере. Для чего разработать принципы построения системы налогообложения, к которым следует отнести:
  • Принцип системности, то есть подходить к страхованию как к целой отрасли.
  • Принцип развития: система налогообложения должна вести не к стагнации, а способствовать развитию страхового рынка.
  • Принцип преемственности: принимаемые законы не должны ухудшить положения страхователей и страховщиков по сравнению с действующим законодательством.
  • Принцип социальной защиты: система должна давать стимулы для развития социально значимых видов страхования.
  1. Для координации  усилий по разработке нового налогового законодательства создать (восстановить) при  Правительстве РФ Экспертного совета по страхованию.
    1. Подготовка и принятие нового Налогового кодекса РФ и т.д.
  1. Создать под руководством ВВС и под присмотром Департамента страхового надзора МФ РФ рабочую группу по подбору партнеров для объединения страховщиков. Вычленить партнеров по интересам и сделать им официальные предложения по  объединению, а не пытаться отложить увеличение нормативов для уставного капитала страховщиков.

5. особого внимания  требует проблема  развития долгосрочного  страхования жизни в РФ, так  как оно успешно решает вопросы  социального обеспечения. 

Пенсионное, в  частности, страхование позволяет  получить дополнительно к государственной  пенсию, причем не только по старости, но и по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан.

Страхование ренты  обеспечивает застрахованным дополнительный доход, не зависящий от выплаты их бюджета.

Страхование жизни  позволяет накопить определенную сумму  денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного  на случай его смерти.

Таким образом, следует отметить, что страховой  рынок России, имея большие возможности, находится на первоначальном этапе  своего развития. Для реализации этих возможностей нужна активная  государственная  поддержка страховой отрасли. Чем  быстрее государство осознает роль страхования как стратегического  сектора экономики, тем скорее в  России будет осуществлен переход  к социально-ориентированному рыночному  росту.

2.1 Элементы страхового  рынка.

Страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем — внутренней системы и внешнего окружения. Они  взаимодействуют друг с другом и  оказывают взаимное влияние. Внутренняя система является полностью управляемой  со стороны страховщика. Внешняя  система, или внешнее окружение, состоит из элементов, на которые  страховщик может оказывать управляющее  воздействие, а также неуправляемых  со стороны страховщика элементов. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее. К внутренней системе относятся управляемые переменные, составляющие ядро рыночной системы страховой компании, подробно проанализированные выше. Основными из этих управляемых страховой компанией переменных являются: страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов информирование  спроса,  гибкая  система  тарифов,  собственная инфраструктура страховщика. К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные, не входящие в ядро рыночной системы, направленные на достижение цели по овладению рынком: материальные, финансовые и людские ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке. При этом особое значение имеют финансовое положение страхового общества и доверие к нему со стороны финансовых институтов, ликвидность страхового фонда. Важно также наличие подготовленного квалифицированного персонала страховщика, который способен вести эффективную коммерческую работу. Многое зависит от компетентности руководящего состава страхового общества, понимающего цели и задачи рыночной деятельности страховщика. Совокупность этих факторов определяет политику страховой компании на рынке, ее имидж, который, оказывает существенное влияние на формирование спроса. Немаловажное значение имеет и работа страховщика по исследованию рынка. Все эти внутренние факторы влияют на освоение страхового рынка данным страховщиком и являются управляемыми элементами внутренней рыночной системы. Таким образом, комбинация элементов, составляющих ядро рыночной системы (страховые продукты, система продажи страховых полисов и формирование спроса, гибкая система тарифов и внутренняя инфраструктура страховой компании), вместе с элементами за пределами этого ядра (финансовые, материальные и людские ресурсы страховщика) составляет управляемую страховой компанией внутреннюю рыночную систему. Перечисленные выше управляемые компоненты рыночной системы страховщика являются взаимосвязанными, так как решение по одному из них затрагивает действие других. Каждый из них имеет множество вариаций. Из бесчисленного множества вариаций генеральный менеджер страховой компании должен подобрать их оптимальное сочетание, которое дало бы максимальный рыночный эффект, а также выгодно сочеталось бы с внешними окружающими факторами. Страховые продукты, с которыми страховщик выходит на рынок, являются одними из основных управляемых факторов. Это условия конкретных видов личного и имущественного страхования. В зависимости от условий рынка руководство страховой компании должно принимать решение, вводить ли новый вид страхования, изменить ли его условия и т. д. Система продажи страховых полисов и формирования спроса также является управляемой переменной. Гибкая система тарифов является также одной из главных составляющих внутренней рыночной системы, управляемых страховщиком. Руководство страховой компании должно выработать целенаправленную тарифную политику и применять ее в соответствии с условиями рынка, т. е. определить, какие цены предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять. Должна быть также отработана система льготных тарифов, система комиссионных, сверхкомиссионных, поощрительная бонусная система вознаграждений. Собственная инфраструктура страховой компании относится к частично управляемой составляющей внутренней рыночной системы и к частично неуправляемой — со стороны страховой компании — внешней системы. Руководство страховой компании должно максимально использовать собственную инфраструктуру: агентства, конторы, филиалы, представительства, каналы коммерческой связи со страховыми агентами и наладить четкую систему обратной связи и сотрудничества с ними. Таковы основные управляемые составляющие внутренней системы рынка страховых услуг, являющихся ядром рыночной системы страховой компании. Внешнее окружение рынка — это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, на которые страховщик не может влиять. Рынок как система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние силы, может быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии. Эта система не является замкнутой, так как крайняя составляющая внешнего окружения — мировой страховой рынок — является практически неограниченной. При этом рыночная система не является плоской. Она может быть представлена в пространстве в виде круглой восходящей спирали постепенно увеличивающегося радиуса, каждый виток которой представляет собой соответствующий уровень ее воздействия на непосредственного потребителя страховых услуг. Управляемые составляющие внешнего окружения.  К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: рыночный спрос, конкуренция, ноу-хау страховых услуг, инфраструктура страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги является одним из главных элементов внешней среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги имеет экономический и гуманитарный аспекты. Экономический аспект включает в себя: численность населения, его половозрастные группы, сезонные миграции, доходы населения и его покупательную способность, а также вероятностные расходы на страхование, которые могут позволить себе люди с различным уровнем доходов. Эти экономические факторы находятся в неразрывной связи с состоянием национальной экономики. При анализе экономических аспектов особое внимание необходимо уделять их количественной стороне: сколько людей проживает в изучаемом регионе, каков средний доход населения и т.д., а также количественным характеристикам: возрастные группы, жизненный цикл семьи и т.д. Остановимся на более подробной характеристике некоторых из этих сторон, которые в наибольшей, с нашей точки зрения, степени оказывают влияние на состояние рыночного спроса на страховые услуги среди населения. Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок, как со стороны других страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам. Фактор технического уровня страховой компании — оснащение компьютерной техникой, телефаксами, каналами электросвязи также относится к внешнему окружению рынка. Рыночный спрос и конкуренция диктуют потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхования и всей собственной инфраструктуры страховщиков (агентств, представительств, филиалов страховой компании). Неуправляемые составляющие внешнего окружения рынка. К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды, которые окружают рыночную систему и действуют на нее ограничивающи, относятся: государственно-политическое окружение, социально-этическое окружение, конъюнктура мирового страхового рынка. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывает влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность. Часто неспособность страховой компании учитывать этические требования общества ведет к ограничительным юридическим мерам по отношению к этой страховой компании. Общественное неодобрение открытых рыночных махинаций отдельных страховщиков,  ставшее  достоянием  печати  и  других средств массовой информации, может сильно повредить страховщикам и иметь далеко идущие последствия.

2.2 Виды страховых  рынков.

В организационно-правовом аспекте страховые рынки подразделяются на акционерные, корпоративные, взаимные, государственные и смешанные. В территориальном аспекте страховые рынки подразделяются на внутренний, внешний и мировой (глобальный). Внутренним страховым рынком называется местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на определенные страховые услуги (страхование имущества граждан, туристских баз, кемпингов и т. п.). Внешним страховым рынком считается рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям, как в данном регионе, так и за его пределами (экологическое страхование, страхование финансовых рисков, гражданской ответственности владельцев автотранспорта и т. п.). Под мировым страховым рынком понимается его действие в мировом масштабе (страхование интернациональных космических кораблей, туристов и путешественников за пределами своих стран и др.). По отраслевому признаку выделяют страховой рынок личного, имущественного страхования и страхования ответственности. В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на обособленные подотрасли (сегменты) и виды (страхование дополнительной пенсии, "на дожитие", от несчастных случаев, страхование домашнего имущества, дач, страхование инвестиционных вложений и т. п.).

В первой десятке лидеров, по данным 2009г., находятся  универсальные страховые компании: «Промышленно-страховая компания» (ПСК), группа «АльфаСтрахование», РОСНО, «Лига», «Якорь», Национальная страховая  группа (НСГ), СК «ЛУКойл», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Интеррос – Согласие». Самой крупной по объемам деятельности является ПСК с объемов страховых премий (44,3 млрд. руб.), из которых почти 95% приходятся на страхование жизни. Группа «АльфаСтрахование» имела сбор страховых премий 21,8 млрд. руб., из которых 87% – страхование жизни. РОСНО стоит на третьем месте по сбору премий – 17,6 млрд. руб., из которых 70% – страхование жизни. В значительном отрыве от трех первых находятся страховые компании «Лига», «Якорь» и НСГ с объемами страховых взносов от 8 до 10 млрд. руб., которые тоже специализируются в основном на страховании жизни. Остальные члены десятки имеют годовые объемы сборов 5–7 млрд. руб. и существенно иную структуру страхового портфеля: у них на первом месте стоит имущественное страхование. При этом «Росгосстрах» однозначно лидирует в страховании имущественных рисков населения, имея более 13 млн. договоров страхования с физическими лицами. Большинство лидеров страхового рынка – это кэптивные страховщики, учрежденные промышленными и банковскими структурами. Так, «Газпром» является соучредителем страховых компаний СОГАЗ и «Газпроммедстрах». РАО «ЕЭС России» владеет контрольными пакетами акций страховых компаний, обслуживающих электроэнергетику, в числе которых «Лидер», «Энергогарант», «Энергополис», «Росэнерго», МАКС. В нефтяной промышленности почти каждая крупная компания создала свою страховую организацию: «Роснефть» – «Нефтеполис», «Славнефть» – «Сибирь», «Татнефть» – «Чулпан» и др. В оборонно-промышленном комплексе работают страховые компании, учрежденные «Рособоронэкспортом»: Русский страховой центр, «Жива» и «Мегарус»; в авиации – «Авиа» и АФЕС, на железнодорожном транспорте учрежденные МПС страховые компании ЖАСО, ЖАСКО, ТЭСТ – ЖАСО. Финансово-промышленные группы имеют в своем составе собственные страховые компании, такие как «АльфаСтрахование», «Спасские ворота», «Промышленно-страховая компания» и др. Монополизация страхового рынка логически завершается процессами объединения страховых компаний в страховые группы, формирование которых существенно ускорилось в связи с активным внедрением в страхование промышленно-финансового капитала. Крупными страховыми группами являются «Росгосстрах», имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и «Ингосстрах», имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.

2.3 Государственное  регулирование страховой  деятельности.

Высокая доля ответственности страховщика  за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме  этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика  и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к  конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой  идее воплощается в претензиях населения  к государственным институтам. Именно поэтому государство не может  находиться в стороне от страховой  деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Страховой рынок как часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования и контроля в целях его развития на основе баланса экономических интересов страховщиков, их клиентов (страхователей) и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему. Формы и методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено - орган страхового надзора. Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы (налогообложение, политику Центрального банка и др.). Основным органом, осуществляющим государственный контроль за страховой деятельностью в РФ, является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, однако в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк. Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:

1. Регистрация  и лицензирование

2. Обеспечение  гласности

3. Поддержание  правопорядка в отросли

Государственное регулирование начинается на этапе  допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают  процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых  организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации  юридических лиц. Она проходит в  два этапа. Сначала страховая  копания проходит регистрацию как  предпринимательская структура. Затем  она должна пройти регистрацию и  быть внесена в реестр в органах  страхового надзора, где параллельно  с регистрацией производиться лицензирование. Лицензирование деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни. Не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования. Не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ, следующие документы:

• программу  развития страховых операций на три  года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность  по индивидуальному риску, условия  организации перестраховочной защиты;

• правила  или условия страхования по видам  операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие  уставного капитала, запасных или  аналогичных фондов;

• статистическое обоснование применяемой системы  тарифов, ставок и резервов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения  всех необходимых документов или, в  случае отказа в выдаче лицензии, в  течение того же срока сообщить страховой  организации о причинах отказа. В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор. Для осуществления возложенных задач Департамент страхового надзора имеет право:

• проводить  проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной  деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

• получать от страховых организаций необходимые  сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и  другим учреждениям и организациям;

• осуществлять контроль за создаваемыми в страховых  организациях необходимыми резервами  для обеспечения соответствия между  принятыми страховыми организациями  обязательствами и имеющимися у  них средствами;

• контролировать размещение страховыми организациями  временно свободных средств с  целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности  активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам  проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной  деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание  страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении  тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных  средств. Могут даваться также предписания  о введении или изменении схемы  перестрахования. Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации Следующая функция — обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности.

Информация о работе Страхование в РФ