Страхование ответственности перевозчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Перевозчик — транспортное предприятие, которое осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров на основании заключенного договора или иного перевозочного документа (коносамента, билета и др.). Ответственность перевозчика — мера принудительного имущественного воздействия, применяемая на основании законодательства к перевозчику, нарушившему договорные условия или правила перевозки, которая выражается в возмещении потерпевшему нанесенного ущерба.

Файлы: 1 файл

аопрос 34 Страхование ответственности перевозчиков1.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

Страхование ответственности  перевозчиков. Страхование  гражданской ответственности  перевозчика.  

Перевозчик  — транспортное предприятие, которое  осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров на основании заключенного договора или иного перевозочного документа (коносамента, билета и др.). Ответственность перевозчика — мера принудительного имущественного воздействия, применяемая на основании законодательства к перевозчику, нарушившему договорные условия или правила перевозки, которая выражается в возмещении потерпевшему нанесенного ущерба. 
Страхование ответственности автоперевозчика проводится на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам). 
Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является для грузовладельца дополнительной гарантией выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком. 
В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:

  • ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;
  • ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
  • ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
  • ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.

Условия наступления  и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательными нормами для внутренних перевозок и положениями Конвенции (Женевской от 1956 г.) о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) и протокола к Конвенции от 5 июля 1978 г. при международных перевозках. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке. Ответственность автоперевозчика ограничена. Протоколом к КДПГ установлено ограничение ответственности в размере 8,33 единицы СПЗ (условная расчетная единица, принятая Международным валютным фондом) за 1 кг погибшего или поврежденного груза. Кроме того, в соответствии с КДПГ подлежат возмещению перевозчиком: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере. Иной убыток возмещению не подлежит. 
Величина страховой премии зависит от установленной страховой суммы и рабочего объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания, который установлен на автомобиле, мотоцикле, мотороллере (определяется по данным технического паспорта автотранспортного средства), стоимости автомобиля, срока его эксплуатации, технического состояния, числа мест для пассажиров и водителя в автомобиле (пассажировместимость), грузоподъемности, а также уровня профессионального мастерства водителя (водительского стажа, числа лет безаварийной работы) и километража пробега автомобиля. 
Договор добровольного страхования ответственности автоперевозчика может быть заключен с обычными коммерческими страховыми компаниями, но за рубежом распространена форма взаимного страхования в специализированных международных ассоциациях, среди которых наиболее известна ассоциация «ТТ Клуб» (Лондон), являющаяся крупнейшей международной организацией подобного рода. Координатором «ТТ Клуба» в странах СНГ и Балтии, а также его генеральным представителем в Москве является страховая компания «Пандитрас». 
Договор обычно заключается сроком на один год и обеспечивает страховую защиту всего или части автопарка. В него обычно включаются следующие основные риски:

  • ответственность автоперевозчика за физическое повреждение и/или гибель груза при перевозке и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств, в том числе просрочку в доставке груза;
  • ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих;
  • ответственность перевозчика перед таможенными властями (в связи со штрафами, таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость или иными платежами аналогичного характера, налагаемыми при нарушении таможенного законодательства, а также при конфискации имущества перевозчика), если виновность перевозчика доказана;
  • ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузом.

Исчисление  годовой ставки премии производится в процентном отношении к объему годового сбора платежей за перевозку (фрахт). Размер ставки страховой премии учитывает сложившиеся показатели убыточности проведения такого страхования, объем деятельности перевозчика, направления перевозок, характер перевозимых грузов, состояние автомобильного парка. 
В мировой и российской практике применяется схема «группового» добровольного страхования автоперевозчиков, которая позволяет многим мелким страхователям, осуществляющим один и тот же вид деятельности, объединить свои страховые интересы и обеспечить лучшие условия страхования, а также скидку премии за счет «оптовой покупки» страхования. 
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам. Потерпевшим физическим и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в случае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их имущества в результате страхового события. Это происходит в силу того, что такое страхование в нашей стране носит добровольный характер, хотя в развитых странах страхование гражданской ответственности авиаперевозчика перед третьими лицами носит обязательный характер. В большинстве стран, подписавших и ратифицировавших Римскую конвенцию о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли (в конвенции участвует и Россия), эксплуатация иностранных воздушных судов без страхования, покрывающего гражданскую ответственность авиаперевозчика за причинение вреда третьим лицам на поверхности земли, не допускается. Следовательно, российские компании вынуждены страховать ответственность при международных перевозках. 
Субъектом ответственности перед третьими лицами является владелец воздушного судна (эксплуатант), использующий его в момент причинения вреда. Страхователями являются лица, эксплуатирующие воздушные суда. 
Под вредом (ущербом) понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета. 
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика страховые организации принимают обязательства возместить убытки, которые страхователь в силу закона обязан компенсировать:

  • третьим лицам (гражданам и юридическим лицам) — вследствие причинения им увечья или смерти, уничтожения или повреждения их имущества (включая животных), если указанный вред причинен непосредственно застрахованным воздушным судном или каким-либо лицом либо предметом, выпавшим из него;
  • пассажирам — в случае телесного повреждения (включая смерть), причиненного любому пассажиру, как во время нахождения на борту воздушного судна, так и при посадке или выходе из него, а также в случае гибели или повреждения багажа и личных вещей пассажира в результате авиационного происшествия или инцидента с воздушным судном;
  • владельцам груза — в случае гибели, недостачи или повреждения зарегистрированного груза в период перевозки на борту воздушного судна.

Обязательства страховщиков ограничиваются определенными суммами выплат, оговоренными в полисе по каждому страховому случаю, происшедшему с воздушным судном, но не ниже лимитов, оговоренных Римской конвенцией. 
Лицо, которому нанесен ущерб, при определенных обстоятельствах имеет право предъявить иск непосредственно к страховщику, причем устанавливается преимущественное право потерпевшего перед любыми другими кредиторами эксплуатанта требовать удовлетворения предъявленного им иска из любых сумм страхового возмещения, которые причитаются страхователю от страховщика. 
Таким образом, авиаперевозчик несет гражданскую ответственность за вред, причиненный пассажиру, его имуществу или имуществу грузовладельца. Лимиты его ответственности за повреждение багажа и груза определяются на основании договора о перевозке и регулируются либо законодательством страны, в которой осуществляется перевозка груза, либо при международных перевозках соответствующими международными соглашениями. 
Согласно Варшавской конвенции 1929 г., участником которой в настоящее время является Россия, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров (смерть и телесные повреждения), багажу и/или грузу (гибель, утрата или повреждение), а также за опоздание при перевозке. На российском рынке страхование ответственности авиаперевозчика за качество предоставляемых услуг при перевозке, а также за опоздания не практикуется. 
«Варшавская система» ограничивает ответственность авиаперевозчика, предусматривая максимальные лимиты выплат пострадавшим пассажирам. 
В 1992 г. японским авиакомпаниям решением правительства было отказано в установлении ограничения максимального размера выплат пассажирам, и они несут неограниченную ответственность перед пострадавшими. Некоторые авиакомпании и правительства рассматривают возможность принятия аналогичных мер и увеличения лимитов ответственности перед пассажирами. Так, Европейская конференция по гражданской авиации, объединяющая 32 государства Западной Европы, готовит предложения по повышению предела ответственности своих авиакомпаний перед пассажирами и проекта международного соглашения. 
Авиаперевозчики должны уведомлять пассажиров об условиях применения Конвенции в билете с указанием соответствующих лимитов ответственности согласно статьям Конвенции. Они могут страховать свою ответственность на сумму, не превышающую пределов ответственности, указанных в их перевозочных документах в отношении ответственности перед пассажирами, поэтому при заключении договора страхования страховщики должны потребовать у авиаперевозчиков представить копии бланков билетов. Перевозчик может заключить с грузоотправителем соглашение об установлении более высоких лимитов ответственности, однако они не могут быть ниже лимитов, установленных Варшавской конвенцией. 
Ответственность российских авиаперевозчиков за багаж при перевозках на внутренних воздушных линиях России определяется в соответствии с приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 9 июня 1994 г. № ДВ-52 в размере двух минимальных размеров месячной заработной платы за 1 кг багажа. Однако в бланках билетов, которые применяются в настоящее время российскими авиакомпаниями на внутренних перевозках, не имеется ссылок на ограничения их ответственности за причинение вреда принятому к перевозке багажу. 
Обычно страхователь получает страховой сертификат (полис), в дополнение к которому прилагаются конкретные условия страхования (в виде приложения, или так называемой шедулы). Договор страхования может быть заключен или на один год, или на определенный срок менее года, или на один перелет. 
Обязанности страхователя при наступлении страхового случая следующие: сообщать страховщику о предъявленных к нему претензиях или исках со стороны третьих лиц; представлять все сведения и документы, относящиеся к таким претензиям или искам; не делать какие-либо признания и не обещать какие-либо выплаты в связи с предъявленными претензиями (исками) без письменного согласия страховщиков. 
Страховщики могут вступать от имени страхователя в переговоры и заключать соглашения по требованию третьих лиц о возмещении им вреда, а также вести связанные с этим дела, а страхователь обязан оказывать в этом страховщикам необходимую помощь. 
Выплата страхового возмещения производится, если страхователь представил страховщику копию первичного сообщения о наступлении страхового случая, письменную претензию третьих лиц, пассажиров или грузовладельцев и все документы, касающиеся наступления страхового случая, причин, размера убытка (заключения государственных и ведомственных комиссий, обоснование суммы, в которую оцениваются убытки). 
Страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если будет установлено, что:

  • причинение имущественного вреда третьим лицам обусловлено умыслом потерпевшего и/или страхователя (преступный сговор);
  • имущественный вред возник из-за проявления непреодолимой силы, военных действий;
  • существует причинно-следственная связь между фактом имущественного вреда и обстоятельствами несанкционированного использования (эксплуатации) транспортного средства.

Если страхователь отказывается удовлетворить имущественные претензии, то должен представить копии материалов дела и соответствующих постановлений судебных органов при передаче и рассмотрении иска в судебном порядке. 
Возможен следующий порядок страховой выплаты:

  • оплачиваются только претензии и иски третьих лиц пассажиров или грузоотправителей, если страховщик признает страховой случай наступившим;
  • оплачивается иск, признанный в суде, если возникает спор между страховщиком и страхователем о наличии страхового случая и размере вреда.

Страховое возмещение выплачивается непосредственно  лицам, интересам которых был  причинен ущерб. 
Страхование ответственности владельцев аэропортов направлено на возмещение возможного ущерба (вреда) в случаях:

  • телесных повреждений при несчастных случаях с гражданами (травмы пассажиров при падении на мокром полу в здании аэропорта и т. д.);
  • отравления недоброкачественной пищей в пунктах общественного питания на территории аэропорта;
  • повреждения имущества (багажа пассажиров, самолетов авиакомпании, магазинов на территории аэропорта, принадлежащих третьим лицам и т. д.);
  • морального вреда, причиненного гражданам (при незаконном обыске, обвинении в контрабанде и т. д.).

Аэропорт  и аэродромная зона — наиболее вероятное место, где происходят авиационные происшествия. Поэтому иски о возмещении ущерба могут быть предъявлены владельцам аэропортов как со стороны работников, так и третьих лиц. 
Территориями, на которые обычно распространяется страховое покрытие, являются:

  • аэродром (территория с комплексом сооружений и оборудованием для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов);
  • служебно-техническая зона;
  • обособленные сооружения и приаэродромная территория.

В зависимости  от места возможного причинения вреда  обычно выделяют две территории: взлетно-посадочную (в пределах летного поля) и терминальную (в пределах здания аэропорта). 
Ответственность владельца аэропорта в пределах летного поля называется критической (т.к. она по решению суда может достигать значительных размеров), а в пределах здания аэропорта — некритической. 
К сожалению, владельцев российских аэропортов страхование ответственности за нанесение ущерба частным лицам пока мало интересует. До сих пор не было случаев предъявления аэропортам крупных претензий от частных лиц. Вопрос о страховании возникает скорее в связи с причинением вреда владельцам дорогостоящих воздушных судов. 
Страхование ответственности судовладельцев - система страховой защиты владельцев, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов (судовладельцев), действующей в определенных договором страхования случаях возникновения в силу законодательства или договора их обязательств перед третьими лицами, включая команду судна.  
В силу специфики страхование ответственности судовладельцев осуществляют общества взаимного страхования, именуемыми ассоциациями или клубами взаимного страхования, которые действуют на бесприбыльной основе и состоят из клуба и его управляющей компании, созданной членами клуба и назначенной ими «со стороны». Членом, или формальным владельцем, клуба является любой судовладелец, заключивший с ним договор страхования. Шестнадцать ведущих клубов взаимного страхования образуют Международную группу клубов «Пи энд Ай» (МГК). 
Принцип взаимности при страховании ответственности судовладельцев проявляется в том, что страховщик (клуб) занимается вместе с судовладельцем или вместо него рассмотрением претензий третьего лица с помощью юристов, моряков и аудиторов клуба. 
С юридической точки зрения, клуб взаимного страхования является обществом, не имеющим капитала, в котором ответственность членов ограничена в силу гарантии — обязательства каждого судовладельца — члена клуба оплатить любые убытки других членов. Такой подход обусловил уникальное явление: на протяжении 140 лет своего существования клубы взаимного страхования (члены МГК) не ограничивали размер возможных выплат по договорам страхования. 
Для клубов — не членов МГК страховая сумма ограничивается 100 млн долл. США по каждому страховому случаю (максимально). Клубы обеспечивают своих членов страховой защитой только от тех рисков, которые невозможно застраховать в системе коммерческого страхования, т. е. на традиционных страховых рынках. Практической сферой их деятельности является мировой океан, а основой регулирования претензий к судовладельцам — общее морское право. 
Стандартные условия страхования существуют только в МГК. При заключении договора страхования важно определить перечень страховых рисков, принятых на страхование. Клубы взаимного страхования часто ограничиваются туманной для неспециалиста формулировкой — «согласно правилам страхования», поэтому важен контроль за включением в договор страхования всех необходимых рисков. 
При взаимном страховании применяют особый порядок расчетов страховой премии. Существует несколько видов платежей судовладельцев (премия или взносы), а убытки каждого судовладельца распределяются на всех членов клуба. 
Полисный, или страховой, год в каждом клубе взаимного страхования продолжается 12 месяцев, в течение которых судовладелец осуществляет платеж авансового взноса за каждое судно. Перед началом года оглашается оценка дополнительного взноса по судну, а по окончании полисного года клуб подводит финансовые итоги и через 18-36 месяцев после начала года объявляет размер фактического дополнительного взноса. Если судовладелец недоволен клубом и решил перейти из одного клуба в другой, он оплачивает дополнительный и выходной взносы. Размер премии при страховании ответственности судовладельца определяется или в долларах США с брутто-тоннажа, или в абсолютных цифрах. Первоначально страховая премия устанавливается клубом взаимного страхования по аналогии с похожими судами, а через несколько лет — в соответствии с имеющейся в каждом клубе формулой, определяющей, на какую величину должна быть повышена или понижена премия с учетом среднегодовых сумм убытков данного судовладельца и расходов на перестрахование его судов. На размер страховой премии влияет также франшиза, т.е. невозмещаемая часть убытка

Информация о работе Страхование ответственности перевозчиков