Социальное страхование в Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:23, реферат

Краткое описание

Право на бесплатное медицинское обслуживание (или обслуживание, при

котором граждане оплачивают лишь часть общей суммы за лечение)

гарантировано в Швеции организациями, выходящими за рамки системы

медицинского обслуживания как таковой. В Швеции действуют двадцать три

областных совета (ландстинга), отвечающих за то, чтобы каждый житель

соответствующей ообласти имел свободный доступ к медицинскому обслуживанию.

Областные советы, руководимые членами законодательных собраний, избираемых

на общенародных выборах, облагают жителей области подоходным налогом. Более

80% от этого налога выделяется на финансирование здравоохранения.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ШВЕЦИИ.docx

— 45.19 Кб (Скачать)
 

СОЦИАЛЬНОЕ  СТРАХОВАНИЕ В ШВЕЦИИ

Здравоохранение

Право на бесплатное медицинское обслуживание  (или  обслуживание,  при

котором  граждане  оплачивают   лишь   часть   общей   суммы   за   лечение)

гарантировано  в  Швеции  организациями,   выходящими   за   рамки   системы

медицинского  обслуживания как  таковой.  В  Швеции  действуют  двадцать  три

областных  совета  (ландстинга),  отвечающих  за  то,  чтобы каждый  житель

соответствующей ообласти имел свободный доступ к медицинскому  обслуживанию.

Областные советы, руководимые членами законодательных  собраний,  избираемых

на общенародных выборах, облагают жителей области  подоходным налогом.  Более

80% от  этого налога выделяется на  финансирование  здравоохранения.  Окружные

советы  являются  владельцами  и  координаторами   деятельности   клиник   и

медицинских  центров,  выступая  в  роли   работодателей   для   большинства

медицинских работников. Врачи, имеющие частную  практику,  также  в  основном

оплачиваются  областными советами.

Система денежных компенсаций при болезни

Все жители Швеции, чей  годовой  доход  -  вне  зависимости  от  того,

работают  они по найму или не по найму -  составляет  по  крайней мере  6000

шведских   крон,    охватываются    национальной    системой    страхования,

гарантирующей им денежные компенсации  при  болезни.  Всякий  больной имеет

право на оплату периода временной нетрудоспособности. Однако,  если  годовой

доход превышает базовую сумму в  7,5  раз,  право  денежной  компенсации  не

распространяется.

Страховая поддержка родителей

Шведская  система страховой поддержки  родителей претерпела развитие  от

классической  защиты материнства до материальной компенсации потери дохода  в

связи  с  уходом  за  детьми  и  новорожденными.  В  основном  эта   система

предоставляет равные привилегии обоим родителям. В  принципе  все  родители,

проживающие в Швеции, защищены законом о страховании родительских прав. А в

некоторых ситуациях страховая  поддержка  осуществляется  и  в  определенный

период  до рождения ребенка, когда человек  еще продолжает работать.  Пособие,

выплачиваемое  по  закону  о страховании родительских   прав,   называется

родительским  пособием.

Страхование на случай увечья на рабочем месте

В рамках общей системы социального страхования  шведские установления о

страховании  на  случай  увечья  на  производстве  являются  не  более,  чем

дополнительными. Это означает, что в случае  заболевания  или  инвалидности,

вызванных производственной травмой, сначала выплачиваются общие пособия,  а

лишь  затем  в  качестве  дополнительной  может выплачиваться   специальная

страховка на случай производственной травмы. Эта  страховка  распространяется

на всех лиц, работающих в Швеции по найму. Лицо,  не  работающее  по  найму,

должно  иметь статус постоянного жителя Швеции.

Материальная  поддержка семей с детьми

Пособие на детей выплачивается на всех детей  в  возрасте  до  16  лет,

проживающих в Швеции, из расчета 640  шведских  крон  на  ребенка  в  месяц.

Существует  также специальное пособие как  одно из  пособий  на  детей  -  для

больших семей,  имеющих  трех  и  более  детей,  рожденных  до  1996  г.  Но

постепенно  оно перестает действовать в  качестве отдельного пособия.  Пособие

на детей  никак не связано с базовой  суммой.  Его  величина  определяется  во

время парламентских слушаний и относится  к разряду политических решений.

На детей  в возрасте старше 16 лет, но все  еще  продолжающих  посещать

школу в соответствии с законом об  обязательном  образовании,  выплачивается

продленное  пособие на детей. Размер этого пособия  равен  общему  пособию  на

детей.

Международное положение

Являясь членом Европейского Союза и государством, имеющим соглашения о

социальной  безопасности со странами,  не  входящими  в  ЕС,  Швеция  обязана

выполнять  определенные  международные  правила,  регулирующие   координацию

социального страхования для лиц,  мигрирующих  из  одной  страны  в  другую.

Соответственно  не все правила,  действующие  в  рамках  упомянутых  шведских

систем  социального  страхования,  имеют  международную  силу.  В  частности,

получение права на выплату  любого  вида  пособия  никак  не  связывается  с

требованиями  шведского гражданства или проживания в Швеции.

Пенсионная  система

Пенсионный  возраст  колеблется  между  60   и   70   годами.   Пенсия

выплачивается до конца жизни. В том случае, если человек  начинает  получать

пенсию  ранее указанного возраста, его пенсия меньше, если позже, то  больше.

По положениям и той, и другой схемы лицо, ставшее  инвалидом, получает  право

на пенсию по инвалидности, соответствующую тому, что он или она получили  бы

по достижении установленного  пенсионного  возраста.  Величина  этой  пенсии

практически  не  меняется,  когда  ее   получатель   достигает   пенсионного

возраста. Она просто переходит в пенсию по старости. 
 

7. Система социального страхования Швеции. 
          
Система социальной защиты населения является стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Ее роль и значение красноречиво иллюстрируется статистическими данными ОЭСР: если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долл. в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и страховых фондов) в категорию бедных попадает лишь 5,6%. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют 27% и 17%. 
          В отличие от американской, основополагающим принципом шведской социальной модели является ее универсальность, т.е. охват всех слоев населения. Равным образом все граждане вне зависимости от их социального статуса принимают участие в ее финансировании, внося соразмерный своим доходам вклад (принцип солидарности). Государство же берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции – до 67%, один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и нищетой и соответственно прочной политической стабильностью. 
          "Золотой век» шведской социальной модели приходится на 60-ые – начало 70-х годов, когда Швеция по показателю национального дохода на душу населения занимала 3 место в списке богатейших стран. За последние 25 лет в результате замедления темпов экономического роста она переместилась на 18 место. С появлением безработицы (8% в открытой форме), стремительным «старением» населения оставшийся прежним объем оплачиваемых населению социальных услуг резко подорожал. С начала 90-х гг. власти вне зависимости от политической ориентации правящего кабинета ведут дело к сокращению госфинансирования социального страхования. Наметилась тенденция к пересмотру объемов пособий, ограничению временных рамок их получения, сокращению числа занятых в социальном секторе. 
          В парламенте и ряде политических партий обсуждаются идеи перехода от всеобщего к избирательному принципу социальной защиты, т.е. к поддержке лишь наиболее уязвимых групп населения. Подобный сценарий структурной реформы таит в себе немалый политический риск. Создававшаяся десятилетиями социал-демократами «уравнительная» система имеет сильную поддержку не только среди левых, но и либерально-консервативных избирателей. Даже умеренное сокращение госрасходов на социальную сферу вызывает болезненную реакцию населения и профсоюзов. С такими настроениями обязано считаться и нынешнее социал-демократическое правительство. Премьер-министр Й.Перссон, например, неоднократно заявлял, что сокращение расходов на соцстрахование является вынужденной временной мерой и что для Швеции в принципе неприемлем англо-американский образец социальной защиты населения. 
          Всеобщее медицинское страхование. В отличие от других западных стран система здравоохранения в Швеции на 95% является государственной. Гарантируется сохранение доходов в размере 75-85% от зарплаты в случае болезни взрослого или по уходу за больным ребенком. Дополнительно предусматривается: бесплатное приобретение лекарств и консультации врачей для хронических и тяжелых больных; для остальных – полная компенсация затрат, превысивших в течение года сумму в 2,5 тыс. крон (средняя зарплата рабочего/служащего крупной фирмы – 20,5 тыс. крон в год); бесплатная стоматологическая помощь до 19 лет и 25-70% компенсация затрат, превышающих 5 тыс. крон в год, для остальных возрастных категорий; 100% компенсация дохода в результате полученного на производстве тяжелого увечья или полной потери трудоспособности. 
          Страхование от безработицы. Охватывает 90% работающего по найму населения и предусматривает в случае потери работы компенсацию до 80% от заработанной платы на неограниченный срок при условии активного поиска работы. 
          В среднем пособие фонда профсоюзных страховых касс по безработице составляет 9 тыс. крон (при максимуме в 12 тыс.) в месяц. Фонды страховых касс по безработице, которыми пользуются 68% потерявших работу, формируются из отчислений работодателей (72%), перечислений из госбюджета (25%) и взносов лиц наемного труда – членов кассы (3%). 
          Всеобщее пенсионное обеспечение. Пенсии начисляются по достижении 65 лет и состоят из основной и дополнительной. Их минимальный размер составляет 4 тыс. крон (октябрь 1996 г.). В среднем же шведская пенсия составляет 60-65% от прежнего дохода (2/3 усредненной зарплаты работающего за 15 лет его самой высокооплачиваемой работы). Государственные пенсионные фонды формируются за счет отчисления определенного процента с фонда заработной платы предприятий. С физических лиц пенсионные отчисления не взимаются. Наряду с низкооплачиваемыми категориями населения все пенсионеры пользуются дотацией на жилище. 
          Социальные льготы семье и престарелым. При рождении ребенка родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет, разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. В целом, средняя шведская семья с учетом всех пособий, но без вычета налогов имеет доход в 25-28 тыс. крон (свыше 3 тыс. долл.) + 640 крон на каждого ребенка в месяц. Семьи, имеющие доход ниже 25 тыс., получают жилищную дотацию, а малообеспеченные – еще и социальную помощь. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы). В ведение муниципалитетов входит также содержание домов для престарелых. 
          Система социальной помощи. Обеспечивает защищенность категориям населения, которые не могут в полной мере воспользоваться или не имеют доступа к перечисленным системам социального страхования и по существу является шведским гарантированным социальным минимумом. По данным Ассоциации коммунальных органов власти (именно в их ведении находится выплата социальных пособий), правом на получение социальной помощи регулярно пользуется 10% работоспособного населения страны. Социальное пособие состоит из рекомендованной государством нормы (4 тыс. крон в месяц), а также включает стоимость квартплаты, расходы на общественный транспорт и профсоюзные взносы. Дополнительно могут быть выделены средства на медицинскую помощь, проведение отпуска, ведение хозяйства, приобретение мебели, оплату долгов и пр.
 
 

Развитие  системы благосостояния в странах  Северной Европы исторически шло  в одном контексте. Во всех этих странах  внедрена система комбинированного социального страхования. Даже если первые признаки формирования системы социального страхования можно найти еще в начале 19 века, более динамично она начала развиваться с конца 19 – начала 20 веков: в Дании – с внедрения так называемой базовой пенсии, в Норвегии – с введения выплат по болезни (1907), в Швеции – с введения базовой государственной пенсии (1913) и страхования от несчастных случаев на производстве (1911).  
Однако наиболее сильные изменения система социального страхования претерпела в 50–е, 60–е и 70–е годы 20 века. Благодаря тому факту, что Швеция не принимала участия во Второй Мировой Войне, экономическая ситуация в стране позволила Швеции занять ведущую позицию в процессе формирования общества всеобщего благополучия.

Пенсионное  страхование  
Во всех Северных странах базовая государственная пенсия не зависит от полученного в течение трудового стажа дохода, т. е. не является доходно – ориентированной. В дополнение к вышеназванной пенсии имеется доходно – ориентированные пенсии, уровень которых варьируется в разных странах. Самый высокий уровень – в Швеции, самый низкий – в Дании. В Швеции сумма обоих пенсий достигает порядка 60 % от совокупного дохода (заработной платы). В Дании этот уровень равен всего 30 %. Эти цифры рассчитываются исходя из «нормального» дохода. В Дании, Норвегии и Швеции доходно – ориентированные пенсии регулируется специальными государственными (или общественными) ведомствами. В Финляндии базовая пенсия выплачивается через государственные ведомства, а доходно – ориентированная – через специальные пенсионные компании, которые называются “Arbetspensionsbolag” и являются частными. По закону они должны быть отделены от остального страхового бизнеса, поскольку они являются частью такой страховой группы. В Финляндии надзор за деятельностью группы “Arbetspensionsbolag” осуществляется со стороны “Rikssyddscentralen”.  
 
Выплаты по болезни  
Во всех Северных странах выплаты по болезни регулируются специальными законодательными актами. В Дании и Норвегии в течение первых 2–х недель выплаты по болезни производит работодатель, а в Швеции – начиная с июля 2003 года – первые три недели. В Финляндии работодатель оплачивает больничный лист с 10–го по 90–й день болезни. После указанных сроков выплаты производят специальные государственные ведомства или фонды.  
 
Страхование по безработице  
Страхование на случай избытка рабочей силы не является такой формой страхования, которую частные страховые компании считали бы возможной, по крайней мере, в рамках традиционного страхования. Хотя отдельные случаи можно увидеть в Швеции, где они появились сравнительно недавно на страховом рынке и пока рано говорить о результатах.  
 
В Дании, Финляндии и Швеции страхование по безработице исторически было организовано через профсоюзы. В Норвегии страхование по безработице является частью общественной системы социальных гарантий. Во всех этих странах вышеназванная система в значительной степени финансируется и поддерживается государством.  
 
Страхование по безработице по своим формальным признакам является частным, т.к. оно принадлежит профсоюзам. За некоторым исключением, страхование по безработице никогда не находилось в сфере интересов частной страховой отрасли. Такие изменения происходят в настоящее время в Швеции, где несколько профсоюзов заключили соглашение с отдельной страховой компанией, чтобы застраховать «решение руководства» в дополнение к основной системе государственного страхования для тех, кто имеет более высокие доходы. До сих пор не было подобных соглашений в данной области, хотя в настоящее время ведется значительное количество переговоров.  
 
Страхование от несчастных случаев на производстве  
Как и другие виды социального страхования, страхование от несчастных случаев на производстве также начало развиваться в конце 19 – начале 20 века. Нынешняя система страхования от несчастных случаев на производстве сформировалась в 70–е годы в Дании, Финляндии и Швеции, а в Норвегии – только к 90–м годам 20 века.  
 
Страхование от несчастных случаев на производстве в Северных странах является обязательным. Только в Швеции этот вид не был передан частному страховому сектору. Данный вид страхования проводится через специальную страховую компанию, владельцем которой являются профсоюзы и шведский Союз Работодателей. В Швеции страхование от несчастных случаев на производстве – это часть государственной социальной системы, сходной с системой страхования по безработице в Норвегии.  
 
Но даже при условии, что страхование от несчастных случаев на производстве по определению приватизировано во всех Северных странах, кроме Швеции, государственные ведомства тесно сотрудничают с частными компаниями по широкому ряду аспектов. Таких, например, как вопросы установления тарифов и урегулирование выплат в Дании; принципов формирования премий в Финляндии. Менее всего государственное регулирование данного вида затрагивает Норвегию.  
 
Почему частный страховой сектор не принимает более значимого участия в управлении социальной системой страхования?  
Существенным препятствием вовлечению частного страхового сектора явился тот факт, что частные компании были ориентированы на выработку индивидуальных решений, которые дополняли государственные выплаты и выплаты за счет работодателя. Частный страховой сектор не был вовлечен в комплексную систему социальной защиты, которая была сформирована после 2–й Мировой войны.  
 
Кроме того, существовало убеждение в преимуществе государственной структуры, особенно в плане эффективности использования ресурсов. Это подтверждалось тем фактом, что экономическое развитие и рост сбора налогов дали государству возможность учредить новые структуры и увеличить занятость в общественном секторе экономики. Описанная выше ситуация более всего касается Швеции. Однако если взять пример Финляндии, то там существовала тенденция более широко использовать имеющиеся частные структуры.  
 
Другим фактором, повлиявшим на развитие социальной системы, явилось то, что после экономического кризиса 30–х гг., доверие к частному страховому сектору резко понизилось. Многие шведские страховые компании, занимавшиеся страхованием  
жизни, оказались на грани банкротства. Только благодаря действиям Правительства они избежали разорения. Однако все это имело негативный эффект, а на восстановление репутации понадобились долгие годы, по крайней мере, в Швеции.  
 
В Норвегии и Швеции доходно – ориентированная часть пенсионной системы вначале строилась на системе «pay-as-you-go» - выплата пенсий из текущих доходов. Если бы эти системы с самого начала включали элемент накопления, то аргумент в пользу привлечения частных страховых компаний в формировании пенсионной системы был бы более убедительным и логичным.  
 
 
Как государство управляет системой социальной защиты?  
На сегодняшний день мы имеем 30–40 летний опыт государственной системы социальной защиты. Что произошло за эти годы, и как система развивалась?  
 
Если взять пример системы выплат по болезни, то получим следующую картину. В 80–е – начале 90–х годов систему Швеции можно охарактеризовать как систему «чрезмерного потребления», как результат того, что выплачиваемые пособия были равны или близки к 100 % дохода (заработной платы). Так долго продолжаться не могло, поэтому были введены более низкие нормы компенсации дохода и другие ограничения.  
 
Однако в результате восстановления экономики были восстановлены и некоторые щедрые компенсации, к сожалению порождающие новые финансовые проблемы. Это еще раз привело к понижению норм компенсации и установлению трехнедельного пособия, оплачиваемого за счет нанимателя.  
 
Развитие системы страхования от несчастных случаев на производстве шло примерно в том же направлении, что усиливало экономическое давление на систему. Особенно показателен пример Швеции, где страхование от несчастных случаев на производстве осуществлялось через государственную систему, а выплаты доходили до 100 % от заработной платы. Чтобы улучшить ситуацию, Правительство было вынуждено ввести ограничения на размер пособий.  
 
Система страхования по безработице также столкнулась с проблемами экономического характера в связи с ростом безработицы. Первые признаки кризиса прослеживались в Дании уже в 80–е годы и дошли до Швеции к началу 90–х годов.  
 
После этого данная проблема стала более или менее постоянной, как следствие этого в значительной степени возросло финансовое бремя на бюджет, а результатом стало снижение уровня компенсаций по безработице.  
 
Пенсионная система, построенная по принципу «pay-as-you-go» - выплата пенсий из текущих доходов – с ее принципом «полной компенсации» (размер пенсии равен размеру заработной платы) при наличии 30–летнего трудового стажа в условиях медленного экономического роста заставило Правительство Швеции в течение девяностых годов реформировать пенсионную систему.  
 
Наиболее остро кризис пенсионной системы ощущался в Швеции из–за высокого уровня пенсионных выплат на фоне низкой экономической конъюнктуры. В Норвегии в 90–е годы экономическая ситуация была намного лучше. В Дании при кризисе пенсионной системы не наблюдалось резкого снижения экономического роста, поэтому ей удалось избежать значительного увеличения расходов по пенсиям. В Финляндии в пенсионной сфере традиционно сотрудничают государственные и частные структуры.  
 
Это позволило осуществить плавный переход к новой системе без больших экономических потрясений.  
Вывод  
Ситуация за последние десятилетия показала все слабости бюджетных систем. На примере Швеции мы видим, что государственная система социальной защиты в условиях экономического спада является несостоятельной. Например, была осуществлена пенсионная реформа, основной целью которой является переход к системе, когда при расчете размера пенсии принимается во внимание трудовой стаж и вводится накопительная составляющая. Другими словами, в Швеции пенсионная система построена по схеме установления взносов с элементом полного финансирования определенной (незначительной) части пенсии самим работником в течение его трудовой жизни.  
 
Также был введен более низкий уровень компенсации по болезни, по безработице, применены новые правила по страхованию от несчастных случаев на производстве.  
 
Все это привело к снижению доверия к государственной системе социальной защиты, что в свою очередь дало толчок к поиску новых путей решения проблем неправомерного или чрезмерного использования системы социальной защиты.  
 
В последние годы произошло улучшение экономический ситуации в Швеции, а как результат - усилилось политическое давление с целью реставрации старой системы, и некоторые уступки были сделаны. Несмотря на споры о причинах происходящего, фактом является то, что система страхования по болезни тяжело поражена. Изменения, которые мы до сих пор наблюдали, являются, вероятно, только прелюдией к более фундаментальной реконструкции.  
 
Очевидно, что частный страховой сектор накопил значительный положительный опыт в эффективности расходования экономических ресурсов, организации превентивных мер и нахождении путей снижения выплат до приемлемого уровня. В ситуации конкуренции, определяющим является фактор нахождения эффективных путей решения проблем в самом начале их появления. В условиях политического регулирования, как показывает опыт, прежде, чем предпринимаются решительные действия, должно произойти значительное ухудшение экономической ситуации.  
 
Каким образом можно организовать взаимодействие частного страхового сектора и государства для наиболее эффективного использования преимуществ обеих систем и устранения их слабых сторон?

Система государственного социального страхования

в Швеции

Социальное  страхование –  наша миссия

Социальное страхование  является важной частью заботы шведского

государства о своих  гражданах и распространяется на всех проживающих и

работающих в Швеции.

Система обеспечивает достойный уровень жизни каждому  члену общества.

Защищенным себя чувствует  каждый: пенсионеры, инвалиды и дети, семьи с

детьми и без, а  также люди, получившие травмы на производстве и просто

временно нетрудоспособные.

В связи со вступлением  Швеции в Европейское Сообщество, право на различные

формы социального  страхования может быть предоставлено  и в других странах

ЕС.

Страховая касса (фёршекрингс касса) – это административный орган, в

ведении которого находятся все формы страхования и различных пособий,

входящие в систему  государственного страхования в  Швеции. Эта структура в

целом насчитывает 16 000 сотрудников и находится в  каждой губернии (всего

около 240 отделений). Головной офис расположен в Стокгольме.

Непосредственным  заказчиком является правительство. Оно  же назначает

членов правления. Ведомство возглавляется генеральным  директором Куртом

Мальмборгом.

На местном уровне ведомством управляют выборные политики. Их задачей

является осуществление  контроля над работой страховых  касс, где во главу угла

должны ставиться  интересы граждан, а также, принятие решений и согласование

действий по вопросам реабилитации временно нетрудоспособных.

Многосторонние  контакты с гражданами

Страховая касса различными способами информирует граждан  о правах и

обязанностях тех, кто собирается воспользоваться той или иной формой

социального страхования.

Ежедневно более 100 000 человек звонят, посещают лично или  получают

информацию на сайте  интернета страховой кассы. Наш  адрес в интернете:

www.forsakringskassa.se

Страховые кассы занимаются рассмотрением, вынесением решений  и

Информация о работе Социальное страхование в Швеции