Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
· выявить причины появления социальной защиты;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике 4
1.1. Причины появления социальной защиты 4
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике 5
Глава 2. Основные меры по повышению доходов населения 7
2.1. Социальная помощь 7
2.2. Социальные льготы 8
Глава 3. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике 13
3.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования 13
3.2. Организация экономической деятельности социальных служб 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

STRAKhOVANIE.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

·         проведение социальной адаптации и реабилитации.

Экономическая деятельность социальных служб включает:

·         кадровая политика;

·         планирование и финансирование;

·         организация и оплата труда работников.

Планирование – это  составление обязательного для  исполнения документа, который предусматривает  комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.

Финансирование – определение  источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:

·         бюджетов определенного уровня;

·         оказания платных услуг;

·         от предпринимательской деятельности;

·         Фонда социальной поддержки;

·         федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;

·         благотворительных организаций и др.

Социальные службы могут  финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального  обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом[18].  
Кадровая политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.

Кадры социальной работы –  это люди, работающие в системе  социальной защиты, выполняющие должностные  обязанности и наделенные для  этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.  
 

Заключение

Итак, мы выявили причины  появления социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической  деятельности социальных служб.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

В широком смысле социальная защита как социальный институт представляет собой деятельность государства  по воплощению в жизнь главных  целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства  по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому  гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный  уровень жизни.  
В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение  представляет собой форму распределения  материальных благ с целями удовлетворить  жизненно необходимые личные потребности  граждан, которые попали в трудную  жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального  воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой  основе, и ассигнований государством.

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1.           Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 24.12. 2001, № 52 (1 ч), ст.4920.

2.           Федеральный закон от 15.12. 2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4831.

3.           Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4832.

4.           Федеральный закон от 17.07. 1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 19.07. 1999, № 29, ст.3699.  
5.           Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 23.12. 1996, № 52, ст.5880.

6.           Федеральный закон от 10.12. 1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 11.12. 1995, № 50, ст.4872.

7.           Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.11. 1995, № 48, ст.4563.

8.           Федеральный закон от 19.05. 1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 22.05. 1995, № 21, ст. 1929.

9.           Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 16.01. 1995, № 3, ст.168.

10.      Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ред. от 29.12. 2006) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 04.07. 1991, № 27, ст.920.

11.      Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 14.07. 2008) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, № 21, ст.699.  
Литература:  
12.      Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2009. С.124.

13.      Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2010 С. 192.

14.      Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2009. С.640.

15.      Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2011, № 2.  
16.      Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1.

Определите размер пособия по временной нетрудоспособности, который будет выплачен за счет средств  фонда социального страхования, если работник находится на больничном с 21 мая по 16 июля текущею года в связи с производственной травмой. Его заработная плата за расчетный период составила 238 000 рублей. Кроме этого, за этот период ему были начислены ежеквартальные премии на сумму 22 000 рублей, а также выплачена материальная помощь в размере 4 000 рублей и премия к Новому году 12 000 рублей. В расчетном периоде работник 11 дней проболел. Общий трудовой стаж работника составляет 6 лет и 3 месяца.

 

Решение

Расчетный период - 2 года.

Количество календарных  дней в расчетной формуле - 730 (11 дней болезни не вычитаются) - в соответствии с поправками в законодательство, которые вступили в силу 1 января 2011 г.

 Пособие по временной  нетрудоспособности в связи с  производственной травмой выплачивается  работодателем (по месту работы) работника, за весь период нетрудоспособности, в размере 100% среднего заработка  работника. 
Пособие выплачивается работодателем за счет средств Фонда социального страхования. 
1. Количество календарных дней нетрудоспособности: 57 дней

2. Средний дневной заработок:

В заработок включаются:

- заработная плата 238 000 рублей;

- ежеквартальные премии 22 000 рублей;

- премия к Новому году 12 000 рублей.

Материальная помощь 4 000 рублей в заработок не включается (в соотв. с гл. 24 Налогового кодекса  РФ).

Итого СДЗ: (238 000 + 22 000 + 12 000) / 730 = 372,60 (руб.)

4. Сумма пособия за  период нетрудоспособности:

372,60 х 57 = 21 238,20 (руб.), 

в том числе:

- за счет средств фонда  социального страхования: 21 238,20 руб.

Ответ: размер пособия по временной нетрудоспособности, который будет выплачен за счет средств фонда социального страхования, составляет 21 238,20 руб.

 

Задача 2

Определите продолжительность  декретного отпуска и размер пособия  по беременности и родам, если женщине предоставлен декретный отпуск с 16 января текущего года. 9 марта она рожает одною ребенка. Роды с осложнениями. В расчетном периоде ее должностной оклад составлял 15 000 рублей. Постоянная доплата за совмещение должностей 3000 рублей. Кроме этого была выплачиваемая квартальная премия в размере 2 500 рублей. Все дни в расчетном периоде отработаны. Общий трудовой стаж 4 года 6 месяцев. 

Решение

Отпуск по беременности и  родам исчисляется суммарно и  предоставляется независимо от числа  дней, фактически использованных женщиной до родов. Продолжительность декретного отпуска - 70 календарных дня до родов и 86 календарных дней после родов с осложнениями. Всего 156 дней.

Дневное пособие составляет 100% среднего заработка, независимо от страхового и трудового стажа.

С 1 января 2011 года расчёт пособия  по беременности и родам производится исходя из среднедневного заработка  за 2 календарных года, предшествующих году ухода в отпуск.

  1. Расчет заработка за 2 года:

(15 000 + 3 000) х 24 + 2 500 х 8 = 452 000 (руб.)

  1. Средний дневной заработок:

452 000 / 730 = 619,18 (руб.)

  1. Сумма пособия за период нетрудоспособности:

619,18 х 156 = 96 592,08 (руб.),

Ответ: продолжительность декретного отпуска составит 156 дней, величина размера пособия по беременности и родам будет равна: 96 592,08 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3

Определите общий  размер трудовой пенсии по старости, если общий трудовой стаж гражданина N, обратившегося та назначением пенсии в мае 2004 года, 32 года. 
Среднемесячный заработок застрахованного за 2000-2001 гг. составил 3 816,4 руб. Среднемесячная заработная плата в РФ за этот же период - 2 950 руб. Среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года 1 671 руб. 
 
Решение 
1. Определим расчетный размер пенсии на 01.01.2002 год по следующей формуле: 

РП= СК х ЗР/ЗП х  СЗП, где:

РП - расчетный размер пенсии,

СК - стажевой коэффициент, который составляет 0,55 для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, для женщин - не мене для женщин – не менее 20 лет. Стажевой коэффициент повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20;

За 32 года – стажевой коэффициент составляет СК = 0,62 (за 25 лет – 0,55 за 7 лет 0,07)

ЗР/ЗП – соотношение среднемесячного  заработка застрахованного лица за 2000-2001 г. по сведениям персонифицированного учета к среднемесячной заработной плате в РФ за тот же период или  за 60 мес. подряд из всей трудовой деятельности до 01.01.2002 года на основании документов, выданных в установленном порядке. Коэффициент соотношения зарплат  учитывается не выше 1.2;

ЗР/ЗП = 3816,4 : 2950 = 1.2936… т.к. > 1,2 , то ЗР/ЗП = 1,2

СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за 3-ий квартал 2001 года для исчисления пенсии, утвержденная Правительством РФ в размере СЗП = 1671 руб.;

СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за III-й квартал 2001 г. Для исчисления пенсии утверждено Постановлением РФ в размере 1671 руб.

РП = 0,62 х 1,2 х 1671 = 1243 руб. 224 коп. 

 
2.Определим расчетный пенсионный  капитал на 01.01.2002 г. 

ПК = (РП – БЧ) х Т, где: 

ПК – пенсионный капитал  на 01.01.2002 г. БЧ –  размер базовой части трудовой пенсии (установлен законом на 01.01.2002 г. – 450 руб.) Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета страховой части – на 2004 г. равен 156 мес.

ПК = (1243 руб. 224 коп. – 450 руб.) х 156 = 123742 руб. 944 коп. 

 

3.Определим расчетный  пенсионный капитал на 05.2004 г. 

ПК = ПК на 01.01.2002 г. + УСВ 

УСВ – условно принятые страховые взносы в нашем случае отсутствуют, то

Информация о работе Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике