Министерство образования и
науки Челябинской области
государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
(среднее специальное учебное
заведение)
«Южно-Уральский многопрофильный
колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»
ТЕМА: Пенсионные
накопления как способ повышения пенсии
в Российской Федерации
Специальность 030912 Право и организация
социального обеспечения
Выполнил студент группы
С-35
ФИО: Хитров Анатолий Дмитриевич
Проверил преподаватель специальных
дисциплин
ФИО: Соловьева Ираида Николаевна
г. Челябинск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..….3
- Глава 1 Формирование пенсионных накоплений
- Основные понятия и правовое
регулирование формирования и использования
пенсионных накоплений……………………………………
- Порядок формирование пенсионных накоплений ……………………….
2. Виды выплат, осуществляемые
за счет средств пенсионных накоплений
2.1 Единовременная выплата
средств пенсионных накоплений…………….
2.2 Срочная пенсионная выплата………………………………………………
2.3 Накопительная часть трудовой
пенсии по старости………………………
2.4 Выплата средств пенсионных
накоплений правопреемникам……………
Заключение…………………………………………………………..….….….
Список использованных источников…………………………………....…..
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача проводимой
пенсионной реформы заключается в том,
чтобы стимулировать граждан принимать
участие в финансировании своей будущей
пенсии в системе обязательного пенсионного
страхования, а также выбирать государственный
или негосударственный пенсионный фонд
для управления пенсионными накоплениями.
Однако до сих пор активных преобразований
в этом направлении государством так и
не принято. При этом сложившаяся на сегодняшний
день ситуация характеризуется высокой
степенью недоверия граждан к таким структурам
как страховые компании и негосударственные
пенсионные фонды, и по этой причине до
сих пор доминирующую роль в пенсионной
системе играет государство. В настоящее
время с целью стимулирования развития
пенсионной системы и облегчения нагрузки
на государственный бюджет по содержанию
пенсионного фонда необходима разработка
способов повышения инвестиционной составляющей
пенсионных накоплений. Отсюда особое
значение приобретает повышение эффективности
управления накопительной частью пенсии,
обеспечивающей пенсионные накопления.
Для этого необходим поиск новых форм
стимулирования участия граждан в формировании
пенсионных накоплений, а также преодоление
негативных факторов, препятствующих
эффективному развитию пенсионной системы.
Повышение активности населения в процессе
привлечения средств в систему дополнительного
пенсионного обеспечения требует создания
механизма, гарантирующего возврат вложенных
средств в случае непредвиденных кризисных
ситуаций или банкротства данного финансового
института, что способно значительно повысить
уровень доверия населения к пенсионным
накопительным программам.
Научно-практическая значимость
и наличие нерешенных вопросов по формированию
и использованию пенсионных накоплений
в российской пенсионной системе определили
выбор темы данного диссертационного
исследования.
Степень научной разработанности
проблемы. Диссертационное исследование
имеет определенный теоретический базис,
в связи с чем можно выделить таких авторов
как А.Е. Амосов, Л.В. Аникеева, С.А. Афанасьев,
И.В.Большакова, Г.М. Бродский, Р.А. Буркашов,
Н.А. Волгин, В.Д. Данилов, Г.П. Дегтерев
С.А.Донцова, С.В. Калашников, С.В, Каримова,
В.В. Коваленко, В.В. Куликов, Н.К.Кульбовская,
А.В. Михайлов, А.Ю. Михайлова, А.Г.Морозова,
И.Н. Мысляева, О.В.Синявская, Н.П.Терновский,
С.А.Хмелевская, Л.И. Чижик и др.
Вопросам исследования системы
пенсионных накоплений посвящены теоретические
и практические разработки отечественных
экономистов, финансистов, актуариев и
социологов: Александрова Д.Г., Архипова
А.П., Аранжереева М.М., Бабича A.M., Беляевой
Г.В., Воронина Ю.В., ГолубаеваА.В., Горюнова
И.Ю., Дворкиной Т.А., Дегтярь Л.С., ДмитриеваМ.Э.,
Ерошенкова С.Г., Зурабова М.Ю., Куртина
А.В., Мудракова В.И., ПавлюченкоВ.Г., Помазкина
Д.И., Рагинского К.Ю., Роика В.Д., РябинкинаВ.И.,
СавичС.Е., Самарухи В.И., Соловьева А.К.,
Федотова Д.Ю., Шахова В.В., а также других
ученых и практиков пенсионного страхования.
Среди зарубежных авторов, на
работы которых опирался диссертант,:
Дж.М.Кейнс, Ф.Модильяни, А.С.Пигу, М.Фридмен,
Ф.А.фон Хайек, Р.Холл, А.Шоррокс, Й.Шумпетер
и др.
Вместе с тем вопросы формирования
накопительной составляющей будущей пенсии
и развития системы, обслуживающей данный
процесс, требуют усиления научных исследований
и разработок, направленных на повышение
ее эффективности.
Цель исследования состоит
в разработке механизмов совершенствования
дополнительного пенсионного обеспечения
в российской пенсионной системе как необходимого
условия ее эффективного развития.
В соответствии с данной целью
в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- выявление
факторов, обуславливающих необходимость
внедрения накопительной составляющей
пенсионной системы в современных
условиях;
- сравнительный
анализ накопительной и распределительной
пенсионной концепций;
- обобщение зарубежного
опыта проведения пенсионных реформ, направленных
на переход от распределительной к накопительной
пенсионной модели;
- определение особенностей
негосударственных пенсионных фондов
как финансовых институтов, реализующих
принцип накопительных пенсионных систем,
и выделение современных тенденций в их
развитии;
- обоснование предложений
по совершенствованию механизма
деятельности НПФ;
- аргументация положений
по снижению рисковости в системе
дополнительного пенсионного обеспечения;
- разработка рекомендаций
по совершенствованию системы
дополнительного пенсионного обеспечения.
Объектом исследования является
современная российская система дополнительного
пенсионного обеспечения.
Предмет исследования - экономические
отношения, складывающиеся в процессе
формирования и использования пенсионных
накоплений в российской пенсионной системе.
Научная новизна заключается
в разработке механизмов совершенствования
развития системы дополнительного пенсионного
обеспечения, а также обоснование направлений,
позволяющих повысить инвестиционную
составляющую пенсионных накоплений в
целях повышения эффективности российской
пенсионной системы.
Теоретическая и практическая
значимость результатов диссертационного
исследования определяется актуальностью
рассмотренных в работе проблем. Теоретическая
значимость исследования заключается
в разработке методологических подходов
к совершенствованию деятельности негосударственных
пенсионных фондов, что позволяет снизить
риски в их деятельности и способствовать
повышению эффективности.
Выводы, полученные на основе
теоретического и практического анализа
развития системы дополнительного пенсионного
обеспечения, углубляют и расширяют существующие
в научной литературе представления о
концепциях пенсионного обеспечения и
могут быть использованы в процессе совершенствования
российской пенсионной системы.
1. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЕ
ПЕНСИОНЫХ НАКОПЛЕНИЙ
1.1 Основные понятия
и правовое регулирование формирования
и использования пенсионных накоплений
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный
фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) — крупнейшая
организация России по оказанию социально
значимых государственных услуг гражданам.
Основан 22 декабря 1990 года постановлением
Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации
Пенсионного фонда РСФСР» . Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс.
территориальных органов) действуют в
каждом регионе и в каждом районном центре
России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше
133 тысяч социальных работников.
Негосударственный пенсионный
фонд (НПФ) – некоммерческая организация
социального обеспечения.
Пенсия - регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие,
которое платят лицам, которые:
достигли пенсионного возраста (пенсии по старости),
Застрахованное лицо – лицо,
на которое распространяется обязательное
пенсионное страхование и, за которое
уплачиваются (уплачивались) страховые
взносы на финансирование накопительной
части трудовой части пенсии.
Накопительная часть (НЧ)- накопительная
часть пенсий.
Пенсионные
накопления – совокупность средств, увеличивающих
будущую пенсию гражданина, которая формируется
за счет:
-сумм страховых взносов работодателя
на накопительную часть трудовой
пенсии сотрудника в рамках
обязательного пенсионного страхования;
-сумм дополнительных страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии,
в том числе в рамках Программы государственного
софинансирования (от самого гражданина,
государства и работодателя);
-средств материнского (семейного) капитала,
направленных на формирование накопительной
части трудовой пенсии.
Государственная управляющая
компания (ГУК) – юридическое лицо, уполномоченное
Правительством Российской Федерации
осуществлять инвестирование переданных
ему в доверительное управление Пенсионным
фондом Российской Федерации средств
пенсионных накоплений граждан, которые
не воспользовались правом выбора частной
управляющей компании или НПФ, а также
тех граждан, которые осознанно доверили
управление своими пенсионными накоплениями
государственной управляющей компании.
В настоящее время функции ГУК выполняет
«Банк развития и внешнеэкономической
деятельности» («Внешэкономбанк», ВЭБ).
«Внешэкономбанк» формирует два инвестиционных
портфеля для инвестирования средств
пенсионных накоплений граждан:
-инвестиционный портфель
государственных ценных бумаг, состоящий
из государственных ценных бумаг
Российской Федерации, облигаций
российских эмитентов, гарантированных
Российской Федерацией, денежных
средств в рублях и иностранной
валюте,
-расширенный инвестиционный
портфель, который формируется из
государственных ценных бумаг Российской
Федерации и ценных бумаг субъектов Российской
Федерации, облигаций российских эмитентов,
денежных средств в рублях и в иностранной
валюте на счетах в кредитных организациях,
ипотечных ценных бумаг, выпущенных в
соответствии с законодательством Российской
Федерации об ипотечных ценных бумагах,
депозитов в рублях и иностранной валюте,
ценных бумаг международных финансовых
организаций.
Для того чтобы средства пенсионных
накоплений граждан инвестировались в
инвестиционном портфеле государственных
ценных бумаг, необходимо подать соответствующее
заявление в территориальное управление
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если же гражданин не обращался в ПФР с
заявлением о выборе портфеля государственной
или частной компании либо о переходе
в НПФ, его средства по умолчанию будут
инвестироваться в расширенном инвестиционном
портфеле ГУК.
Доходы от инвестирования средств
пенсионных накоплений – дивиденды и проценты
(доход) по ценным бумагам и банковским
депозитам, другие виды доходов от операций
по инвестированию средств пенсионных
накоплений, чистый финансовый результат
от реализации активов, финансовый результат,
отражающий изменение рыночной стоимости
инвестиционного портфеля на основе переоценки
(в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации).
Инвестирование средств пенсионных
накоплений в зависимости от выбора гражданина
осуществляет государственная управляющая
компания, частная управляющая компания
или негосударственный пенсионный фонд.
Инвестирование средств пенсионных
накоплений – деятельность государственной
управляющей компании, частных управляющих
компаний или негосударственных пенсионных
фондов по управлению средствами пенсионных
накоплений. Цель инвестирования – их
сохранение и приумножение. Средства пенсионных
накоплений размещаются только в низкорисковые
активы (денежные средства и ценные бумаги),
разрешенные российским законодательством.
Инвестиционный портфель –
активы (денежные средства и ценные бумаги),
сформированные за счет средств, переданных
Пенсионным фондом Российской Федерации
управляющей компании по одному договору
доверительного управления и обособленные
от других активов.
1.2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
Гражданам 1967 года рождения
и моложе, зарегистрированным в системе
обязательного пенсионного страхования,
в 2013 году предоставлена возможность выбора
тарифа страхового взноса на накопительную
часть трудовой пенсии: либо оставить
6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем
самым увеличив тариф на формирование
страховой части пенсии с 10% до 14%.
Право выбора тарифа регулируется Федеральным
законом от 3 декабря 2012 года №243-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам
обязательного пенсионного страхования».
Если граждане, которые никогда не подавали
заявление (или поданные заявления не
были удовлетворены) о выборе инвестиционного
портфеля управляющей компании (УК) или
негосударственного пенсионного фонда
(НПФ), так называемые «молчуны», желают,
чтобы с 2014 года и в последующие годы по-прежнему
направлялось на формирование накопительной
части трудовой пенсии 6% тарифа, им следует
в течение 2013 года подать заявление о выборе
УК (в том числе государственной управляющей
компании «Внешэкономбанк») либо НПФ. При
этом, как и раньше, при переводе пенсионных
накоплений в негосударственный пенсионный
фонд гражданину необходимо заключить
с выбранным НПФ соответствующий договор
об обязательном пенсионном страховании.
У тех, кто заявление в 2013 году не подаст
и останется так называемым «молчуном»,
с 2014 года на финансирование накопительной
части трудовой пенсии будет формироваться
2% тарифа страховых взносов, а на страховую
часть пенсии – 14% тарифа.
Для граждан, которые в предыдущие годы
хотя бы единожды подавали заявление о
выборе УК, включая ГУК «Внешэкономбанк»,
либо НПФ, и оно было удовлетворено, с 2014
года на накопительную часть пенсии будет
по-прежнему перечисляться 6% тарифа, а
на страховую часть пенсии – 10% тарифа.
В то же время эта категория граждан имеет
возможность с 2014 года формировать свои
пенсионные накопления через ГУК «Внешэкономбанк» по
тарифу 2%, увеличив отчисления на страховую
часть пенсии в ПФР до 14%. Для этого необходимо
подать соответствующее заявление о выборе
любого инвестиционного портфеля ГУК
«Внешэкономбанк» с пометкой 2%. В настоящее
время новые формы заявлений разрабатываются
и находятся на утверждении в профильных
министерствах.
Таким образом, гражданин вне зависимости
от того, у какого страховщика формируются
его пенсионные накопления, имеет возможность
с 2014 года формировать их через государственную
управляющую компанию «Внешэкономбанк»
по тарифу 2% или 6%, или же через частную
управляющую компанию или негосударственный
пенсионный фонд по тарифу 6%.
Письменное заявление о выборе страховщика
по обязательному пенсионному страхованию,
как и раньше, можно подать как в территориальный
орган ПФР, так и через любого трансферагента
ПФР, то есть организацию, с которой у ПФР
заключены соглашения о взаимном удостоверении
подписей.