Можно выделить внешние факторы,
также оказывающие влияние на
финансовую устойчивость системы
обязательного медицинского страхования.
На сегодняшний день эти факторы
играют главенствующую роль. Они
определяются состоянием экономики
и направлениями государственной
политики в области здравоохранения.
Все факторы в свою очередь
можно разделить на экономические
и организационно-правовые.
Экономические факторы напрямую связаны
с состоянием экономики станы
в целом. Падение объемов производства,
закрытие и ликвидация предприятий,
кризис неплатежей, разрыв хозяйственных
связей приводят к сокращению поступлений
страховых взносов на обязательное
медицинское страхование.
Поэтому не случайно реализация
закона "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации"
привела к трудноразрешимому
соединению предусмотренного законом
рыночного механизма со следующими
принципами: с территориальным принципом
сбора страховых взносов и
финансирования; с социально-гарантированным
характером обязательного медицинского
страхования, предполагающим всеобщность,
независимость от социального
положения. К тому же круг
субъектов, участвующих в этой
системе, оказался на практике
шире, чем это было обозначено
в законе, что привело к множественным
и неоправданным конфликтам на
территориальном уровне, к возникновению
самых различных вариантов перехода
к медицинскому страхованию, подчас
крайне неэффективных и противоречащих
самому закону.
Анализ различных предложений,
высказываемых по поводу дальнейшего
реформирования здравоохранения,
позволяет выделить несколько
принципиальных направлений, вокруг
которых и идут споры. Это,
прежде всего усиление функций
территориального органа административного
управления здравоохранением, который
и осуществляет все структурные
изменения в системе организации
медицинской помощи населению,
то есть, закрывает ряд нерентабельных
медицинских учреждений, ужесточает
контроль над деятельностью тех
учреждений, которые работают в
системе обязательного медицинского
страхования, создает "собственную"
страховую компанию. Реализация
данного варианта в условиях
кризиса экономики возможна только
за счет резкого сокращения
объема и доступности медицинской
помощи. Сжатые сроки, объективно
необходимые для реализации этого
варианта, не позволяют разработать
и реализовать меры по социальной
защите больших групп населения,
а также работников здравоохранения,
которые могут быть лишены
своих рабочих мест без достаточных
на то оснований.
Другое направление предполагает
создание территориальной больничной
кассы, имеющей монопольное право
на обязательное медицинское
страхование населения и образующей
филиалы на местах, действующие
под руководством и по программе
территориальной больничной кассы.
Сохраняются, по сути, административные
методы управления, но в рамках
обязательного медицинского страхования.
В этом случае средства территориальных
больничных касс формируются
из бюджета (страхование неработающих)
и внебюджетных источников (начисление
на заработную плату работающих
на данной территории и другие
источники) и распределяются территориальной
больничной кассой по филиалам,
исходя из условий, в которых
действует филиал.
Следующий подход предполагает
создание независимых от органов
управления здравоохранения финансово-кредитных
учреждений, которые аккумулируют
все бюджетные средства здравоохранения
и управляют ими. При этом
они способствуют демонтажу командной
системы в здравоохранении, разрабатывают
и внедряют "правила игры" для
субъектов медицинского страхования,
осуществляют организационно-методическую
деятельность, создают условия для
формирования рынка медицинских
услуг.
Как известно, в закон "О
медицинском страховании граждан
в Российской Федерации" были
внесены соответствующие изменения,
которые можно рассматривать
как компромиссное сочетание
двух последний направлений. Эти
изменения предусматривали создание
самостоятельных республиканских
и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования, своеобразных
государственных финансово-кредитных
учреждений. Все средства, предназначенные
на обязательное медицинское
страхование, аккумулируются в
фондах. Фонды не являются страховщиками,
они осуществляют текущее финансирование
деятельности медицинских учреждений
на договорной основе.
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования осуществляет
аккумулирование денежных средств,
а также управление ими. Последнее
включает:
- Разработку и согласование
с субъектами обязательного медицинского
страхования тарифов на медицинские услуги;
- Разработку и утверждение
дифференцированных нормативов для филиалов
фонда и страховых медицинских организаций;
- Заключение договоров финансирования
со страховыми организациями, а при их
отсутствии - договоров о страховании
на медицинскую помощь с медицинскими
учреждениями;
- Использование временно свободных
средств ОМС для размещения банковских
депозитов и т.п.
- Размещение и пополнение нормированного
страхового запаса.
Кроме того, управление денежными
средствами предполагает медико-экономический
анализ эффективности программ
ОМС, выбор оптимального способа
оплаты медицинской помощи.
Следует также отметить, что
добровольное медицинское страхование
на территории России отличается
от аналогичного вида страхования
в развитых странах, население
которых характеризуется высокой
степенью платежеспособности. Низкие
доходы населения России, финансовая
неустойчивость предприятия, непредсказуемость
событий в политической и экономической
областях ограничивают рамки добровольного
медицинского страхования. Оно распространяется
в основном на физических и юридических
лиц, получающих достаточно высокие доходы.
Поэтому для нашей страны
характерны виды добровольного
медицинского страхования, как
страхование по одному заболеванию.
Большинство российских медицинских
учреждений не может в настоящее
время предоставить пациентам
разнообразную, качественную и
в нужном объеме медицинскую
помощь.
С этим же связано широкое распространение
возвратного страхования. Возвратное
страхование - это страхование, при
котором часть неизрасходованных
за определенный период времени средств
страховых фондов возвращается страховщиком
страхователям либо застрахованным.
В системе социального страхования
оно используется редко, но в России
в последние годы широко распространена
практика возврата не израсходованных
на лечение страховых взносов
в течение срока действия договора
добровольного медицинского страхования.
Страхование считается полноценным,
если при расчете страховых взносов
учитывается вероятность наступления
страхового события. В этом же случае
чаще всего речь идет о величине
стоимости лечения, прибыли страховщика,
расходах на ведение страховых операций.
Следовательно, "возвратное" добровольное
медицинское страхование можно
лишь условно назвать страхованием
и его существование отражает
трудности сегодняшнего дня. В последнее
десятилетие стал очевидным глубочайший
кризис российского здравоохранения.
Заключение
Несмотря на то, что медицинское
страхование как впрочем и
все другие виды страхования в
России за последние 10 лет сделало
огромный шаг вперед, мы все еще
отстаем от развитых стран по этому
показателю. И поэтому, как и для
многих других сфер экономики, пришедших
к нам после перестройки, для
страхования в России открываются
огромные возможности для развития.
Медицинское страхование имеет
также очень важное значение для
развития отечественной системы
здравоохранения и медицины. Кроме
обязательного (социального) медицинского
страхования законом вводится добровольное
медицинское страхование, которое
обеспечивает гражданам получение
дополнительных медицинских услуг
сверх установленных базовыми программами
медицинского страхования.
Вся
система медицинского страхования
создается ради основной цели - гарантировать
гражданам при возникновении
страхового случая получение медицинской
помощи за счет накопленных средств и
финансировать профилактические мероприятия.
В современных страховых системах под
профилактикой понимаются меры по снижению
частоты страховых случаев, но отнюдь
не ответственность страховой системы
за профилактику в широком понимании,
которая остается на ответственности
государственной системы здравоохранения.
Ограничение финансовых возможностей
государства, вызванное общим замедлением
темпов роста производства, при нарастании
бюджетного дефицита сделало невозможным
обеспечение необходимых расходов на
здравоохранение только за счет государственных
фондов.