Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:39, реферат
Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение медицинского страхования в России.
Задачи курсовой работы помогут разобраться в особенностях отечественного медицинского страхования, для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть основные принципы страховой деятельности. Этому и посвящена данная курсовая работа.
6 этап. С ноября 1921 по 1929 год .C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г. 15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.
Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:
· Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.
· Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения
7 этап. С 1929 по июнь 1991 года. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
8 этап. С июня 1991 года по настоящее время .И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
Таким образом, развитие и формирование
системы обязательного медицинского страхования
в России проходило в восемь этапов. Началось
с 1861 года и на данный момент времени продолжается.
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1 Формирование
доходов ФФОМС и их анализ
Управление формирования доходов по ОМС принимает участие в разработке перспективных планов развития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС на основании макроэкономических показателей Минэкономразвития России.
Осуществляет анализ поступления финансовых средств по ОМС, организации статистического учета в системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.
Осуществляет взаимодействие:
- с Федеральной налоговой службой и финансовыми органами по вопросам поступления налоговых платежей, зачисляемых в фонды ОМС;
- с Минздравсоцразвития России и ФНС по вопросам регистрации страхователей в территориальных фондах ОМС при обязательном медицинском страховании;
- с Федеральной службой государственной статистики по представлению форм ведомственной статистической отчетности в системе ОМС.
Принимает участие в подготовке предложений ФОМС к проектам федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Проанализируем доходы бюджета ФФОМС за 2008-2009 годы.
Согласно Федерального Закона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год» в 2008 году общий объем доходов бюджета Фонда составил 162 620 885,3 тыс. рублей. объем дефицита бюджета Фонда в сумме 6 085 171,0 тыс. рублей [8].
Согласно Федерального Закона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год» от 4 октября 2010 года N 256-ФЗ в 2009 году общий объем доходов бюджета Фонда составил 126 562 369,8 тыс. рублей [9].
Представим в таблице 1 по структуру доходов бюджета ФФОМС за 2008-2009 годы.
Из данных, представленных в таблице 1 видно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом доходы бюджета ФФОМС снизились на 36058515,5 тысяч рублей или на 22,2%. Такое снижение доходов объясняется снижением поступлений Налогов на совокупный доход, Налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогов, взимаемых с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, безвозмездных поступлений, средств федерального бюджета, передаваемые ФФОМС в целях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и других статей доходов.
Федеральный закон РФ от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. по доходам в сумме 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 8 650 806,0 тыс. рублей; по расходам - 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей.
Увеличение поступлений единого социального налога в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года, составил в 2009 году 88832 142,9 тыс. рублей, в 2010 году - 4 339,1 млн. рублей, или 3,5 % к утвержденному показателю.
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых
из федерального бюджета на оказание отдельным
категориям граждан социальной услуги
по дополнительной бесплатной медицинской
помощи в части, предусматривающей обеспечение
лекарственными средствами, изделиями
медицинского назначения, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов,
определяется в соответствии со статьей
63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999
в (а редакции от 08.12.2010 г.) «О государственной
социальной помощи» исходя из численности
граждан, не воспользовавшихся правом
отказа от получения набора социальных
услуг полностью или от получения соответствующей
социальной услуги, на основании сведений,
содержащихся в Федеральном регистре
лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи.
2.2 Анализ
расходов ФФОМС
Согласно Федерального Закона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год» [8] в 2008 году общий объем расходов бюджета Фонда составил 168 706 056,3 тыс. рублей. В 2009 году общий объем расходов бюджета Фонда составил 130 037 389,3 тыс. рублей [9].
В таблице 2 представим структуру расходов бюджета за 2008-2009 годы.
Из представленных в таблице 2 данных видно, что бюджет ФФОМС в 2009 году сократил свои расходы на 22,93%. В том числе за счет таких статей расходов, как:
- Общегосударственные вопросы - на 187 866,90 тысяч рублей;
- Информатика - на 218157,2 тысяч рублей (Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования);
- Органы управления государственных внебюджетных фондов на 218157,2 тысяч рублей;
- Межбюджетные трансферты - на -38488088,6 тысяч рублей.
Распределение дотаций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в соответствующем году:
На 2008 год всего по РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всего по РФ 85 687,1 млн. рублей.
Распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФОМС в 2008 и 2009 годах бюджетам ТФОМС и бюджету Фонда социального страхования РФ представлены в Приложениях 2,3.
В структуре расходов ФОМС на 2009 год отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:
На финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов [18, c. 111].
На финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики [14, c. 55].
На финансовое обеспечение проведения
в субъектах РФ пилотного проекта, направленного
на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
с ориентацией на конечный результат с
поэтапным переходом на преимущественно
одноканальное финансирование. По целевой
статье расходов «Проведение диспансеризации
пребывающих в стационарных учреждениях
детей-сирот и детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации» наблюдается постоянное
неисполнение бюджета ФОМС.
2.3 Территориальные
фонды и их филиалы (ТФОМС)
Порядок создания и деятельности ТФОМС регламентируется Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. постановление Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. № 4543-1
Территориальный фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ. Это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, подотчетное органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекции, возглавляемой исполнительным директором.
Состав правления утверждается органами законодательной власти территорий. Председатель избирается правлением. Исполнительный директор назначается администрацией территории.
Для выполнения своих задач ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.
Территориальный фонд:
· аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на ОМС граждан
· осуществляет финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры ОМС по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда
· осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС
· выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС
· предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств
· накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы ОМС
· разрабатывает правила ОМС граждан на соответствующей территории
· осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан
· согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу ОМС населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления
· вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС
· согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по ОМС
· осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами ОМС
· предоставляет ФФОМС информацию о финансовых ресурсах системы ОМС и другую информацию в пределах своей компетенции
· проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к его компетенции