Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского социального страхования, его сущность и систему в России, а так же рассмотреть перспективы его развития.
В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
• дать определение медицинскому страхованию;
• проанализировать понятие обязательного и дополнительного страхования;
• определить мероприятия по страхованию, фонды страхования;
• рассмотреть и проанализировать развитие медицинского страхования в России, его проблемы и перспективы развития.
Введение
Глава i. Медицинское страхование: понятие, сущность и виды
1.1 Определение понятия и сущности медицинского страхования
1.2 Обязательное медицинское страхование
1.3 Добровольное медицинское страхование
Глава ii. Состояние и перспективы развития добровольного и обязательного видов медицинского страхования
Заключение
Список литературы
Приложения
Курсовая работа: Медицинское страхование: понятие, сущность и виды
Название: Медицинское страхование:
понятие, сущность и виды | |||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава i. Медицинское страхование: понятие, сущность и виды 1.1 Определение понятия и сущности медицинского страхования 1.2 Обязательное медицинское страхование 1.3 Добровольное медицинское страхование Глава ii. Состояние и перспективы развития добровольного и обязательного видов медицинского страхования Заключение Список литературы Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Медицинское страхование - форма
социальной защиты интересов населения
в охране здоровья, имеющее своей
целью гарантировать гражданам
при возникновении страхового случая
получение медицинской помощи за
счет накопленных средств и Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным. Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). Долгое время единственным
источником финансирования здравоохранения
в нашей стране был государственный
бюджет. Бюджетный метод финансирования
ориентирован на возможности бюджета,
а не на реальные расходы, складывающиеся
в этой сфере. Не случайно расходы
на здравоохранение в 1995г составляли
всего 2,4% от валового национального
продукта. Привлечь дополнительные источники
возможно, если изменить сам принцип
финансирования данной отрасли, в частности
организовав страховую Переход к страховой медицине
обусловлен спецификой рыночных отношений
в здравоохранении. Медицинское
страхование позволяет человеку
сопоставить необходимые Новая страховая система здравоохранения - это сложная структура, имеющая: · свои собственные фонды (Федеральный и территориальные); · отлаженную систему финансирования в виде платежей (работодатели ежемесячно направляют 3,6% от фонда оплаты труда в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС); · систему подчиненности; · способность к саморегулированию. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба. Целью курсовой работы является
рассмотреть понятие В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач: · дать определение медицинскому страхованию; · проанализировать понятие обязательного и дополнительного страхования; · определить мероприятия по страхованию, фонды страхования; · рассмотреть и проанализировать развитие медицинского страхования в России, его проблемы и перспективы развития. Объектом исследования является
медицинское страхование.В
ГЛАВА I. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
1.1 Определение понятия и сущности медицинского страхования
Медицинское страхование - форма
социальной защиты интересов населения
в охране здоровья, имеющее своей
целью гарантировать гражданам
при возникновении страхового случая
получение медицинской помощи за
счет накопленных средств и При медицинском страховании
интересом застрахованного В большинстве стран с
развитым платным здравоохранением
медицинское страхование По общемировым стандартам
медицинское страхование · затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу; · потерю трудового дохода, вызванного невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности. Страхование медицинских затрат является страхованием ущерба и защищает состояние клиента от внезапно возникающих расходов. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, основными причинами перехода к страховой медицине являются: · недостаточность финансирования здравоохранения; · увеличение обращаемости за медицинской помощью (до 60%) при "бесплатном" здравоохранении; · возрастание объема и стоимости медицинских услуг параллельно росту числа врачей; · дефицит квалифицированной медицинской помощи; · расцвет "теневой" экономики в медицине; · сверхцентрализация и монополизация финансирования и управления здравоохранением. Как всякая система, страховая медицина должна быть основана на определенных принципах. К важнейшим следует отнести следующие из них: 1. Медицинскому страхованию подлежит все население: работающие и неработающие. Охват застрахованных должен быть всесторонним и универсальным, включающим профилактику, лечение, реабилитацию. 2. Всем застрахованным по данной программе должна быть обеспечена равная медицинская помощь самого высокого уровня. Это означает, что каждый вид медицинской помощи должен быть оказан на основании медико-экономических стандартов, включающих определенный объем и качество медицинских услуг. Все, что выходит за рамки программы, должно дополнительно оплачиваться самим пациентом при предварительном его уведомлении. 3. Страховая медицина основана на высокоэффективных, проверенных медицинских технологиях. Известно, что чем лучше оборудование, тем лучше качество лечения, а значит короче срок пребывания в стационаре, выше эффективность. 4. Система обязательного медицинского страхования базируется на безвозвратной основе. Застрахованный и имеющий страховой полис гражданин имеет право получить медицинскую помощь на любой территории страны, независимо от места проживания, а также выбора лечебного учреждения и лечащего врача (в пределах лечебных учреждений, с которыми страховая компания заключила договор). 5. Каждый гражданин имеет право на добровольное медицинское страхование, на те медицинские услуги, которые выходят за пределы установленного минимума. 6. Страховая медицина — это медицина, не признающая дефицитов. Больному гарантируется предоставление высококвалифицированной медицинской помощи. Всегда должен быть свободный необходимый медицинский персонал, лекарства, иначе сам принцип вступает в противоречие. 7. Страховая медицина требует высокой медицинской культуры и профессионализма. Каждый врач должен пройти лицензирование и получить разрешение на определенный вид деятельности. 8. Страховая медицина — это не добыча финансов, это вклад финансов в здравоохранение, это изменение менталитета медицинского персонала, пациентов. На первых этапах развития — это способ получения дополнительных денег. Услуги по страхованию в России развиваются поступательными темпами. Большинство россиян уже знают, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС), и даже являются владельцами полиса. При этом далеко не все располагают полной информацией о добровольном медицинском страховании и его преимуществах. Оба эти вида при кажущемся сходстве имеют массу различий (см. Приложение 5). Обязательное медицинское
страхование – это Добровольное медицинское
страхование проводится на базе договора,
порядок заключения которого и общие
условия устанавливаются Правовой базой охраны здоровья населения и медицинского страхования в России является, в первую очередь, Конституция РФ, декларирующая право каждого гражданина на медицинскую помощь (статья 41). Помимо этого существует ряд законов, направленных на охрану здоровья населения, а именно: · Закон о медицинском страховании граждан в РФ, принятый в 1991 году (с дополнениями в 1993 году); · Закон о психиатрической помощи населению и правах граждан при ее проведении (1992 год); · Основы законодательства об охране здоровья населения (1993 год); · О мерах по предупреждению распространения заболеваний, вызванных ВИЧ (1995 год). В этом же правовом поле действует и принятый в 1995 году Указ Президента России «О гарантиях прав на охрану здоровья при распространении рекламы». 1.2 Обязательное медицинское страхование
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. Обязательная форма медицинского страхования используется как правило в тех странах, где большое значение имеет общественная охрана здоровья. Выбор формы медицинского страхования зависит от особенностей развития охраны здоровья и страны в целом. Принцип обязательного медицинского страхования преобладает во Франции, Канаде, Германии, Нидерландах. В России ОМС является государственным
и всеобщим для населения. Это
означает, что государство в лице
своих законодательных и Перед системой ОМС стоят три основные задачи (см.Приложение 1): 1. обеспечение равных возможностей получения медицинской помощи для всех жителей территории: 2. обеспечение финансовой устойчивости; 3. полный охват страхованием населения Российской Федерации. Основная цель ОМС состоит
в сборе и капитализации Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Медицинское обслуживание в
рамках ОМС предоставляется в
соответствии с базовыми и территориальными
программами обязательного Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных целевых платежей различных категорий страхователей. Средствами обязательного
медицинского страхования управляют
Федеральный фонд ОМС и территориальные
фонды ОМС, которые созданы на
основании «Положения о Федеральном
фонде обязательного В основе положении о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи. В отличие от государственных
финансовых органов, которые решают
множество проблем, возникающих
в национальном хозяйстве страны
и отдельных ее регионов, и при
необходимости используют средства
бюджета здравоохранения на другие
нужды, фонды ОМС занимаются финансированием
только медицинской помощи, тем самым
гарантируют целевое их использование.
При этом территориальные фонды
ОМС обеспечивают сбор страховых
взносов и их использование на
оплату медицинской помощи населению
конкретной территории, а Федеральный
фонд ОМС обеспечивает единство системы
обязательного медицинского страхования
в России и дотирует территориальные
фонды при недостатке у них
средств, вызванном объективными причинами
(тяжелое состояние экономики, большое
количество больных и пожилых
людей и др.). Федеральный фонд
ОМС осуществляет также сбор и
анализ информации о финансовых ресурсах
системы ОМС, проводит методическую
работу по совершенствованию ее деятельности.
Следует подчеркнуть, что фонды
ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные
учреждения. Фонды обязательного
медицинского страхования построены
по принципу публично-правового учреждения,
то есть руководство деятельностью
фонда осуществляется правлением и
его постоянно действующим Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации. Состав правления Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования. В составе правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено участие двух представителей страхователей. Правление фонда обязательного
медицинского страхования работает
на общественных началах. Страхователи
в составе правления фонда
участвуют в определении Непосредственно предоставлением
страховых услуг в рамках ОМС
занимаются страховые медицинские
организации, имеющие лицензию на проведение
ОМС и заключившие Содержание договорных взаимоотношений субъектов ОМС включает в себя в первую очередь страхователя. Страхователи - это юридические или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование. Страхователями при Работодатели обязаны
платить страховые взносы за работающее
население. Тариф страховых взносов
устанавливается федеральным Освобождаются от уплаты страховых взносов на ОМС общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций. Страховые взносы начисляются
по отношению к начисленной оплате
труда по всем основаниям в денежной
и натуральной форме, в том
числе по договорам гражданско- Суммы начисленных взносов
уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно,
не позднее 15-го числа следующего месяца.
Сумма взносов в размере 3,4% фонда
оплаты труда перечисляется на счет
территориального ФОМС, а 0,2% - на счет Федерального
ФОМС. Ежеквартально страхователи обязаны
предоставлять в Страхователи несут · за отказ от регистрации в качестве страхователя штраф в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов; · за непредставление в указанные сроки расчетной ведомости по страховым взносам – штраф в том же размере с суммы начисленных за квартал взносов; · в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы, - штраф в размере страхового взноса с заниженной или сокрытой суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа взносов с учетом пеней; · за просрочку уплаты страховых взносов – пени за каждый день просрочки. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели. Перечисление средств
в территориальные фонды ОМС
должно осуществляться по нормативу, который
устанавливается исходя из стоимости
территориальной программы ОМС.
Однако на сегодняшний день обязательства
местных администраций по уплате
страховых платежей весьма неопределенны.
Если для страхователей – Страхователь при желании может опосредованно влиять на систему медицинской помощи населению. Это влияние осуществляется через: · участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС; · договор обязательного медицинского страхования. Договор медицинского страхования
заключается между Договор составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования и утверждается органом государственного управления территории. Договор заключается в
интересах граждан и Договор ОМС дает возможность
страхователю эффективно влиять на страховую
медицинскую организацию и Страхователь обязан заключить
договор обязательного С момента расторжения
трудового договора обязанности
работодателя (как страхователя) по
обязательному медицинскому страхованию
перед работником прекращаются и
переходят к другому Органы государственного
управления, выступающие страхователем
неработающего населения, обязаны
заключить договор · гражданин не должен работать; · гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации. Обязанность органа государственного управления как страхователя прекращается: · при поступлении гражданина на работу; · при перемене гражданином постоянного места жительства; · в случае смерти гражданина. Согласно ст. 9 Закона РФ «О
медицинском страховании Ответственность страхователя
за уклонение от заключения договоров
обязательного медицинского страхования
определяется ст. 27 Закона «О медицинском
страховании граждан в · гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского страхования; · органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Ст. 9 Закона «О медицинском
страховании граждан в Если страхователь удовлетворен
степенью надежности выбранной им страховой
медицинской организации, то он вправе
принимать самостоятельное Право страхователя на осуществление
контроля за выполнением условий
договора обязательного медицинского
страхования может быть реализовано
им путем организации и Страхователи могут влиять на исполнение обязательств по договору ОМС, используя: · переговоры с руководителями страховой медицинской организации, применение предусмотренных договором штрафных санкций; · расторжение договора ОМС (это повлечет за собой прекращение финансирования территориальным фондом страховой медицинской организации); · обращение в суд в случае недостижения согласия в ходе переговоров; · влияние через своих представителей в управлении фонда обязательного медицинского страхования. Страхователь обязан вносить
страховые взносы на ОМС в порядке,
установленном действующим Обязательное медицинское страхование охватывает практически все население и удовлетворяет основные первоочередные проблемы, но оно не может охватить весь объем рисков. Поэтому неудовлетворенный страховой интерес реализуется организацией добровольного медицинского страхования. Средств обязательного медицинского страхования (3,6% от фонда оплаты труда) достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося объема медицинской помощи. Чтобы сохранить бесплатной для граждан медицинскую помощь в полном объеме, необходима компенсация недостающих средств из государственного и местных бюджетов. Ст. 17 Закона РФ «О медицинском
страховании граждан в Правовыми основами обязательного медицинского страхования являются: · Конституция Российской Федерации; · Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и законодательные документы, регулирующие деятельность федерального и территориальных фондов ОМС; · Базовая программа обязательного медицинского страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 41 от 23.01.92 г. · Типовые правила обязательного медицинского страхования, утвержденные 01.12.93 г. ФФОМС и согласованные с Росстрахнадзором, и иные нормативно-правовые документы федерального и территориального уровней управления ОМС. В проекте Федерального Закона «О здравоохранении в Российской Федерации» (2002 г.) статья, касающаяся обязательного медицинского страхования, имеет вид: 1. Обязательное медицинское
страхование является 2. Финансовые средства
системы обязательного 3. Для реализации 4. Тарифы страховых взносов
в фонды обязательного 5. Порядок, размеры и
условия уплаты страховых 6. Для обеспечения устойчивого
финансирования базовой 7. Тарифы страховых взносов
в фонды обязательного 8. Реализация базовой программы
обязательного медицинского 9. Законодательством Российской
Федерации в области 10. Средства, направляемые
гражданами и юридическими 11. Финансирование страховых
медицинских организаций, 12. Деятельность фондов
обязательного медицинского 13. Медицинские организации,
участвующие в системе 14. Страховые медицинские
организации вправе 15. Фонды обязательного
медицинского страхования и Фонды обязательного медицинского
страхования – это · аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование; · обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение; · обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан и достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования. Деятельность Федерального
фонда обязательного Территориальные фонды ОМС
выполняют роль центральной финансирующей
организации страховой В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательного медицинского страхования[1]. Немаловажным фактором является
создание основы системы ОМС на уровне
субъекта РФ, что позволит урегулировать
взаимоотношения «центра» и «
регионов» в отношении Основной смысл проводимых
в здравоохранении
1.3 Добровольное медицинское страхование
Добровольное медицинское
страхование так же как и обязательное
медицинское страхование Исходя из этой общей цели добровольного медицинского страхования можно выделить несколько частных задач, к которым относятся (см.Приложение 2): · охрана здоровья населения; · обеспечение воспроизводства населения; · развитие сферы медицинского обслуживания; · финансирование здравоохранения, улучшение его материальной базы; · защита доходов граждан и их семей; · перераспределение средств, идущих на оплату медицинских услуг, между отдельными группами населения. Добровольное медицинское
страхование осуществляется на основании
договора между страхователем и
страховщиком. Договор добровольного
медицинского страхования является
соглашением между Субъектами договора добровольного
медицинского страхования являются:
гражданин, страхователь, страховые
медицинские организации и Страховыми медицинскими
организациями выступают Медицинскими учреждениями
в системе медицинского страхования
являются имеющие лицензии лечебно-профилактические
учреждения, научно-исследовательские
и медицинские институты, другие
учреждения, оказывающие медицинскую
помощь, а также лица, осуществляющие
медицинскую деятельность как индивидуально,
так и коллективно (ст. 2 Закона РФ
«О медицинском страховании Добровольное медицинское
страхование может быть коллективным
и индивидуальным. В качестве страхователей
могут выступать как Страхователями по договору
добровольного медицинского страхования
могут выступать отдельные Добровольное медицинское страхование в отличие от обязательного является отраслью коммерческого страхования и относится к сфере личного страхования. По договору добровольного медицинского страхования застрахованный получает определенные виды медицинских услуг в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия. Данный вид страхования обеспечивает страхователям медицинское обслуживание более высокого качества, отвечающее индивидуальным требованиям клиента. Полис добровольного медицинского
страхования дает возможность застрахованному
получить следующий перечень услуг:
поликлиническое обслуживание (в
заранее оговоренной В большинстве случаев страхование по программе добровольного медицинского страхования не предполагает возможности специального лечения. Если у страхователя возникает желание застраховаться и на случай специального лечения, то данная возможность должна быть предварительно оговорена с представителем страховой компании. Договор страхования может
заключаться как без Для определения принадлежности застрахованного лица к группе здоровья на момент заключения договора страхования необходимо заполнение им анкеты или проведение предварительного медицинского освидетельствования. На основании данных, сообщенных в анкете, или по результатам предварительного медицинского освидетельствования застрахованного лица могут быть установлены следующие группы здоровья: · 1 группа – включает практически здоровых лиц с отсутствием хронических заболеваний, функциональных отклонений в органах и объективных изменений; · 2 группа – включает лиц с установленным диагнозом хронического заболевания при отсутствии обострения в течение 2 лет; · 3 группа – включает лиц, имеющих одно или несколько хронических заболеваний, а также инвалидов 2 или 3 группы. Страховщик вправе потребовать
проведения предварительного медицинского
освидетельствования В том случае, если после
заключения договора страхования будет
установлено, что застрахованное лицо
указало ложные сведения в анкете,
страховщик вправе требовать признания
договора страхования недействительным
в отношении данного Страховщик вправе не принимать на страхование лиц, которые на момент заключения договора страхования: · являются инвалидами 1 группы по любому заболеванию; · больны синдромом приобретенного иммунодефицита или являются носителями вируса СПИД; · состоят на учете в наркологических, психоневрологических, туберкулезных, онкологических, кожно-венерологических (по поводу венерических заболеваний) диспансерах; · госпитализированы. Если в период действия договора страхования установлено, что застрахованное лицо в связи с диагностированным у него заболеванием подлежит учету в перечисленных выше диспансерах, получило первую группу инвалидности, больно синдромом приобретенного иммунодефицита или является носителем вируса СПИД, страховщик не производит оплату услуг по этим заболеваниям. Застрахованное лицо, названное в договоре страхования, может быть заменено страхователем другим лицом лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика. Все права и обязанности по договору страхования детей в возрасте до 18 лет за исключением права на получение услуг в соответствии с договором страхования осуществляют, в соответствии с действующим законодательством их законные представители. Статьей 3 Закона РФ «О медицинском
страховании граждан в Страховым риском по договору медицинского страхования является обращение страхователя за любой медицинской помощью, которая может потребоваться застрахованному. В Законе РФ «О медицинском
страховании граждан в На основании изложенного можно сделать вывод о том, что страховым случаем по договору добровольного медицинского страхования признается обращение застрахованного лица (страхователя) в течение действия договора страхования в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования. По общепризнанным правилам
медицинское страхование Но стоит отметить, что
на территории РФ добровольное страхование
не дает защиты от потери дохода в результате
болезни, так как ст. 3 Закона РФ «О
медицинском страховании Поскольку страховые медицинские
организации получают лицензии на осуществление
медицинского страхования, то на них
распространяются требования п. 2 ст. 6
Закона РФ «Об организации страхового
дела в Российской Федераци», в соответствии
с которым страховщики Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по оказанию медицинских и иных услуг в рамках добровольного медицинского страхования, в связи с чем перечень медицинских услуг, предоставляемых страховщиком по программам добровольного медицинского страхования, может быть разнообразен и зависит только от запросов клиентов и возможностей страховщика их удовлетворить, подобрав соответствующие лечебные учреждения и заключив с ними договоры о предоставлении медицинских услуг застрахованным лицам. Также необходимо отметить, что число страховых случаев по правилам добровольного медицинского страхования может быть неограниченным. Согласно ст. 927 ГК РФ личное страхование осуществляется на основании договоров личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком), имеющей лицензию на соответствующий вид страхования. В соответствии со ст. 4 Закона
РФ «О медицинском страховании Договор страхования заключается сроком на один год, если его условиями не предусмотрено иное. Срок действия договора страхования начинается в момент его вступления в силу. Для заключения договора страхования страхователь может обратиться к страховщику либо с письменным заявлением с указанием списка застрахованных лиц, выбранных программ страхования и страховых сумм, либо иным доступным способом заявить о намерении заключения договора. Факт заключения договора страхования удостоверяется либо путем подписания одного документа – договора страхования, либо путем выдачи страховщиком страхователю страхового полиса установленной формы, подписанного страховщиком. Договор страхования, заключенный путем подписания одного документа, должен содержать: для страхователей–юридических лиц – наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика, численность застрахованных лиц; наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страхователя; для страхователя–физического лица – наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика, фамилию, имя, отчество, адрес места жительства (регистрации) и паспортные данные страхователя; для всех договоров – срок действия договора страхования, объект страхования, программу страхования, страховую сумму, размер страховой премии (страховых взносов), подлежащей уплате по договору страхования, сроки и порядок ее внесения, условия и сроки вступления договора в силу, а также его прекращения, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия. При заключении договора страхования путем выдачи страхователю страхового полиса в нем указывается номер страхового полиса; фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон страхователя; срок действия полиса (дата и количество дней); вариант выбранной программы; страховая сумма и страховая премия; при страховании нескольких лиц указывается их количество, фамилии, имена, отчества, даты рождения и иные сведения. К страховому полису прилагаются правила страхования, разработанные страховщиком в соответствии с законодательством РФ, и программа страхования. По данному виду договора
страхования Договор страхования вступает
в силу с 00 часов дня, следующего
за днем поступления страховой премии
(или первого страхового взноса,
если договором страхования Страховая сумма определяется по соглашению между страхователем и страховщиком. Страховая премия по договору страхования уплачивается страхователем единовременно (разовым платежом за весь срок действия договора страхования) или в рассрочку. Порядок уплаты страховых взносов при уплате страховой премии в рассрочку определяется в договоре страхования. Страхователь по согласованию со страховщиком имеет право в течение срока действия договора страхования увеличить размер страховой суммы, расширить или изменить перечень программ страхования для конкретного застрахованного лица с доплатой соответствующего страхового взноса, что оформляется дополнительным соглашением. Страховая премия (страховые взносы) может быть уплачена страхователем наличными деньгами страховщику (его представителю) или перечислена на счет страховщика путем безналичных расчетов. По окончании срока действия договора страхования неиспользованный остаток страховой премии возврату не подлежит. При досрочном прекращении договора страхования в связи с тем, что возможность наступления страхового случая отпала по иным обстоятельствам, чем наступление страхового случая, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовал договор страхования. В случае расторжения договора страхования по инициативе страхователя уплаченная страховая премия возврату не подлежит. В случае досрочного прекращения действия договора страхования страховые полисы в течение трех рабочих дней возвращаются страховщику и считаются недействительными с даты прекращения договора страхования. Страховым случаем по договору
страхования является обращение
застрахованного лица (или иного
лица – по поводу смерти застрахованного
лица) в медицинское учреждение,
сервисную или ассистанскую компанию
или иное учреждение из числа предусмотренных
договором страхования за услугами
по поводу травмы, обострения хронического
заболевания, пищевой токсикоинфекции
и других заболеваний, восстановительного
лечения или смерти застрахованного.
Услуги предоставляются В договоре страхования может быть установлен выжидательный период – промежуток времени, в течение которого обращение застрахованного лица за медицинскими услугами не является страховым случаем. При этом обязательства страховщика по договору страхования возникают по окончании выжидательного периода. Страховщик освобождается от оплаты полученных застрахованным лицом услуг, если они не предусмотрены договором страхования или не согласованы со страховщиком в дополнительном соглашении. Для получения услуг по
договору страхования при наступлении
страхового случая застрахованное лицо
обращается в медицинские учреждения,
предусмотренные договором Страховщик проверяет соответствие оказываемых застрахованному лицу услуг оговоренному в договоре объему, требованиям профессиональных медицинских стандартов, срокам предоставления услуг и выполнение других положений договора страхования, а также проводит экспертизу качества оказанных услуг. До оплаты счета за фактически оказанные услуги страховщик проводит экспертизу выставленных счетов на их соответствие выбранным программам, объему страховой ответственности, утвержденным прейскурантам цен. После проведенной экспертизы и урегулирования возникших разногласий страховщик осуществляет оплату счетов. В случае необоснованного
отказа медицинского учреждения, сервисной
или ассистанской компании в предоставлении
застрахованному лицу услуг, предусмотренных
договором страхования Обоснованность претензий застрахованного лица определяется экспертной комиссией, состоящей из представителей страховщика, застрахованного лица и медицинского учреждения, а в случае необходимости – независимой экспертной комиссией. Страхователь также несет ответственность по договору страхования: · при установлении факта передачи страхового полиса застрахованного лица другому лицу с целью получения последним услуг по договору страхования, страховщик вправе расторгнуть договор страхования в отношении такого застрахованного лица; · в случае получения застрахованным лицом услуг, не относящихся к страховому случаю, застрахованное лицо самостоятельно оплачивает эти услуги, при этом страховщик вправе расторгнуть договор страхования в отношении данного застрахованного лица. Договор страхования прекращается, и застрахованное лицо теряет право на получение услуг по договору в следующих случаях: · при истечении срока действия договора страхования; · в случае смерти застрахованного лица (за исключением услуг в связи со смертью застрахованного лица); · в случае исполнения страховщиком обязательств перед страхователем (застрахованным лицом) по договору страхования в полном объеме; · по требованию (инициативе) страховщика при неуплате страхователем страхового взноса в установленные договором страхования сроки и размере, а также в случае невыполнения страхователем (застрахованным лицом) обязательств, предусмотренных договором страхования и разработанными правилами; · по требованию (инициативе) страхователя при невыполнении страховщиком правил страхования и обязательств по договору страхования; · при ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом и не имеющего правопреемника; · в случае смерти страхователя – физического лица; · при ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательством РФ; · при принятии судом решения о признании договора страхования недействительным; · в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Договор страхования досрочно прекращается по требованию страхователя при уведомлении им страховщика не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения действия договора страхования, если условиями договора не предусмотрено иное. Добровольное медицинское
страхование предусматривает К основным программам по дополнительному
медицинскому страхованию относятся:
амбулаторно-клиническое 1.Амбулаторно-клиническое обслуживание Условия данной программы предусматривают прикрепление застрахованного к какому-либо конкретному лечебному учреждению. Застрахованы могут быть как взрослые, так и дети. В рамках данной программы
предоставляется следующий · медицинская помощь на дому; · оформление листов нетрудоспособности (больничных листов); · оформление рецептов на приобретение лекарственных препаратов за исключением льготного лекарственного обеспечения; · прием врачами-терапевтами и специалистами; · диагностика исследования по медицинским показателям (клинико-диагностическая лаборатория, рентгенологическая служба, ультразвуковое исследование, эндоскопическое исследование); · восстановительное лечение на базе лечебного учреждения, указанного в договоре страхования (физиотерапия, лечебная физкультура). 2.Медицинское обслуживание в условиях стационара Объем предоставляемой помощи медицинского обслуживания в условиях стационара предусматривает: · организацию и оплату медицинской помощи в условиях стационара в платном порядке (плановая госпитализация) и по экстренным показаниям (экстренная госпитализация); · размещение застрахованного в двухместных палатах; · срок пребывания застрахованного в стационаре определяется по медицинским показаниям. 3.Услуги семейного врача Программа предусматривает возможность обслуживания каждого застрахованного в различных лечебных учреждениях. Одновременно ему предлагают услуги личного врача, который консультирует застрахованного, координирует его действия при необходимости обращения в лечебное учреждение. К услугам застрахованных – специализированная круглосуточная диспетчерская, в которой постоянно дежурят специализированные врачи. Объем предоставляемой помощи по этой программе: · услуги личного врача (вызов врача на дом, на работу, организация медицинской помощи в лечебном учреждении), прикрепляемого индивидуально к каждому застрахованному. Личный врач контролирует процесс лечения как в поликлинике, так и в стационаре; · услуги среднего медицинского персонала, в которые входит выполнение назначений врача, доставка анализов в лечебное учреждение (по медицинским показателям); · амбулаторно-поликлиническое обслуживание по направлению личного врача. 4.Скорая помощь Программа гарантирует оказание медицинской помощи по экстренным показателям в пределах административной территории. Данная программа особо распространена в Москве и Подмосковье. К специальным программам добровольного медицинского страхования относятся: специализированная стоматологическая помощь, ведение беременности и родов, санаторно-курортное лечение, медицинское обслуживание в регионах РФ и СНГ. Рассмотрим составляющие данной программы подробнее (см.Приложение 4). 1.Специальная Терапевтическая и хирургическая стоматологическая помощь, консультации врачей и др. 2.Ведение беременности и родов. Условия названной программы предусматривают: · наблюдение врачом акушером-гинекологом; · дородовое обследование по медицинским показателям, ультразвуковое обследование; · диагностика нарушений в развитии нервной системы плода; · консультации лечащего врача для выработки тактики ведения родов; · ведение родов специализированной медицинской бригадой; · обезболивание. 3.Санаторно-курортное лечение. Названной программой предусмотрено
получение восстановительно- Объем помощи, предоставляемой по названной программе: · доступность любых видов медицинских услуг в условиях санаторно-курортного комплекса; · разрешение конфликтных или спорных ситуаций с санаторными учреждениями; · оформление документов в соответствии с установленными требованиями. Данная программа К ним относятся: · увеличение эффективности обслуживания по санаторно-курортным программам; · гарантированное обеспечение застрахованных квалифицированной медицинской помощью в санаторно-курортных условиях; · защита прав застрахованных посредством контроля за качеством оказываемых услуг; · прикрепления страхователя (юридического лица) к специалисту по санаторно-курортному обслуживанию; · различные варианты и формы оплаты; · налоговые льготы при обеспечении работников предприятия и членов их семей санаторно-курортным лечением по договору добровольного медицинского страхования. 4.Медицинское обслуживание в регионах РФ и странах СНГ. Названная программа добровольного страхования предназначена в большей мере для страхователей–юридических лиц и рассчитана на страхование сотрудников, проживающих в различных регионах. В объем предоставляемой помощи входят: амбулаторно-поликлинические услуги (прием врачом-терапевтом, специалистами, диагностические исследования, восстановительное лечение, медицинская помощь на дому), медицинские услуги в условиях стационара, стоматологическая помощь и др. Подводя итоги рассмотрения вопросов по добровольному и обязательному медицинскому страхованию, хотелось бы провести несколько отличий этих видов страхования. Обязанность страхователя при
обязательном медицинском страховании
вытекает из закона, а при добровольном
медицинском страховании Обязательное медицинское страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан, работодателей и интересов государства, а добровольное медицинское страхование осуществляется лишь в целях обеспечения социальных интересов граждан и работодателей. В обязательной системе медицинского страхования страхователями выступают исполнительная власть и работодатели, в добровольной системе страхования страхователи – граждане и работодатели. Субъекты обязательного
и добровольного медицинского страхования
различны. Различия есть и между
страхователями, и между страховщиками.
Так, страховщиком в обязательном медицинском
страховании выступают Еще одно отличие обязательного и добровольного медицинского страхования заключается в источниках поступления средств в страховые фонды. При добровольном медицинском страховании источником средств страхового фонда являются личные доходы граждан и организаций, а в обязательном – средства федерального бюджета РФ.
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВИДОВ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Добровольное медицинское
страхование (ДМС) является одним из
самых перспективных видов В последнее время в
нашей стране значительно увеличился
интерес к добровольному Опыт развитых стран доказывает, что именно ДМС – наиболее эффективный механизм финансирования медицины. Тем не менее, развитие ДМС в нашей стране, несмотря на большой потенциал, наталкивается на определенные преграды. Если приобретение полиса
ДМС в крупных городах дает
возможность получать медицинское
лечение более качественно: можно
пойти в хорошую дорогую Наиболее критичным среди
факторов, тормозящих развитие рынка
ДМС, являются проблемы совершенствования
налогового законодательства в этой
сфере. По закону отчисления на ДМС, которые
можно относить на себестоимость, не
должны превышать 3% от фонда оплаты
труда предприятия. При этом в
социальных пакетах крупных зарубежных
компаний до 40% затрат на персонал относится
к непрямым денежным выплатам, включающим
и медицинское страхование, и
пенсионный план, и страхование жизни.Одним
из наиболее действенных механизмов
стимулирования развития ДМС могло
бы стать увеличение размера вычета
из налогооблагаемой базы при расчете
налога на прибыль на сумму страховых
взносов, уплаченных по договорам ДМС.
Также среди перспективных Важнейшим сдерживающим фактором остаются низкие доходы значительной части населения, приводящие к дефициту массового спроса на коммерческое медицинское страхование. Возможным вариантом решения данной проблемы в перспективе могли бы стать субсидии государства малоимущим гражданам для использования ими программ ДМС. В таком случае страховые компании могли бы стать мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения. Российская система Проводимая в настоящий
период времени интенсивная Перспективы развития ОМС и ДМС планируется реализовать по нескольким основным направлениям. 1. Увеличение финансирования отрасли здравоохранения. В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз. 2. Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС. 3. Формирование новых подходов
для планирующегося 4. Принятие закона о
государственных гарантиях 5. Обеспечение Механизмы осуществления этого важного перспективного направления следующие: - увеличение ставки ЕСН
в части, зачисляемой в - отказ от регрессивной
шкалы налогообложения фонда
оплаты труда (ФОТ) - установление четких
требований к размеру и - установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета. - увеличение доли 6. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи: -отказ от методов сметного
финансирования сети -переход от метода 7. Повышение управляемости отрасли через систему ОМС. В настоящее время обсуждается
вопрос о возврате к практике заключения
трехсторонних соглашений между
Минздравсоцразвитием России, ФОМС и
главами администраций 8. Осуществление действенного
государственного Во всех странах с развитым общественным здравоохранением население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомню, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате. 9. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг. В рамках нового законодательства по ОМС планируется предложить населению более солидарные формы участия в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это прежде всего форма страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого ДМС, доступного лишь наиболее обеспеченным категориям населения, дополнительные программы реализуются на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являются максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения. Привлекательность дополнительной
программы для населения Дополнительные программы
целесообразно формировать 10. Совершенствование 11. Совершенствование 11.1. В финансировании медицинских
организаций из 11.2. Для усиления стимулов
медицинских учреждений к 11.3. Изменение системы
оплаты труда медицинским 11.4. Обеспечение полностью
бесплатного лекарственного 11.5.Чтобы начать серьезные
структурные преобразования, нужны
крупные стартовые вложения, прежде
всего в сектор первичной Острота структурных диспропорций в сочетании с отсутствием у всех субъектов здравоохранения достаточных стимулов к изменению ситуации может привести к тому, что дополнительные средства будут «проедены» неэффективной системой без видимого улучшения доступности и качества медицинской помощи. Согласно перспективам, в
структуре государственных Без крупных дополнительных
вливаний в отрасль практически
не удастся обеспечить приемлемый уровень
качества гарантируемой государством
медицинской помощи. Даже если получится
с помощью медико- 12. Гражданин, как основное
заинтересованное лицо в С точки зрения пациента все
эти изменения важны только тогда,
когда они реально улучшают его
положение в системе ОМС: не нужно
платить за то, что финансирует
государство, можно положиться на страховщика
в решении любых проблем, возникающих
с медиками, страховщик предоставит
нужную информацию и обеспечит высокое
качество медицинской помощи. С точки
зрения общества административные затраты
на ОМС станут окупаться, если эта
система будет вносить Особенно важно привлечь
население к различным формам
общественного контроля за деятельностью
медицинских учреждений. С этой целью
необходимо начать создание общественных
советов в медицинских Столь же важно развитие общественных
организаций, способных участвовать
в определении приоритетных направлений
развития местного здравоохранения, защите
прав пациентов, информировании граждан.
Эти и многие другие функции могут
выполнять различные общества, в
том числе, организации, объединяющие
больных с определенными Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ медицинское страхование добровольное обязательное В данной работе было рассмотрено,
как действует система страхования в России и перспективы ее развития. Отношения по ДМС так же, как и ОМС, относятся к социальному страхованию, преследующему цель организации и финансирования предоставления застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества, но по программам ДМС. Однако ДМС не относится
к государственному социальному
страхованию из-за различия в реализуемых
ими социальных интересов и различия
форм собственности и Добровольное медицинское
страхование - один из наиболее противоречивых
видов страховой деятельности. С
одной стороны, оно относится
к личному страхованию, и его
зачастую сравнивают со страхованием
жизни, где объем обязательств страховщика
заранее определен в договоре
страхования. С другой стороны, специалисты
справедливо относят его к
рисковым видам страхования и
сравнивают со страхованием имущества.
Даже в зарубежной практике медицинскому
страхованию отводят Низкий уровень доходов населения сказывается на состоянии здоровья, а значит, требуется не только разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты, но и обеспечение этой концепции финансовыми ресурсами.Частично эти задачи и должна решить система медицинского страхования, концентрирующая в себе источники финансирования охраны здоровья посредством привлечения средств, формирования фондов страховых фирм, занимающихся ДМС. Залогом успешного проведения ДМС является разработка страховых медицинских программ, позволяющих обеспечить сбалансированность между страховой стоимостью программы и перечнем предлагаемых медицинских услуг, а также разработка принципов расчета страховых взносов, обеспечивающих выполнение страховщиком своих обязательств по соответствующим договорам. В целом создаваемая в России система медицинского страхования с учетом корректировок и поправок приемлема для современного этапа развития страхового рынка, так как в общем учитывает особенности экономики России современного периода. Несмотря на то, что медицинское страхование как впрочем и все другие виды страхования в России за последние 10 лет сделало огромный шаг вперед, мы все еще отстаем от развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших к нам после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития отечественной системы здравоохранения и медицины. Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования. Вся система медицинского
страхования создается ради основной
цели - гарантировать гражданам при
возникновении страхового случая получение
медицинской помощи за счет накопленных
средств и финансировать В последнее десятилетие
стал очевидным глубочайший кризис
российского здравоохранения. Ограничение
финансовых возможностей государства,
вызванное общим замедлением
темпов роста производства, при нарастании
бюджетного дефицита сделало невозможным
обеспечение необходимых На основе мирового опыта
была выбрана идея перехода к медицинскому
страхованию и принят Закон “О
медицинском страховании Согласно заложенным в Законе принципам, новая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения предполагает, что медицинское страхование должно осуществляться на многоуровневой основе и использовать для этого: · прежние каналы бюджетных ассигнований (для обязательного страхования наименее защищенных групп населения и для выполнения части социальных программ на республиканском и местном уровнях); · специальные внебюджетные фонды, (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формируемые из взносов предпринимателей и самодеятельных граждан на обязательное медицинское страхование); · средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов; · личные средства граждан; · безвозмездные и (или) благотворительные взносы или пожертвования; · кредиты банков и других кредиторов; · иные источники не запрещенные законодательством . Законодательно определены субъекты медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация (страховщик); медицинское учреждение. Вся система медицинского
страхования создается ради основной
цели - гарантировать гражданам при
возникновении страхового случая получение
медицинской помощи за счет накопленных
средств и финансировать Страхователями определены все работодатели, (включая самодеятельную часть населения), а также бюджетные организации. Внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования также являются страхователями, призванными не только аккумулировать средства первичных страхователей, но и организовать систему учета, поступления и расходования средств на обязательное медицинское страхование. Страховые организации - это именно те новые структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное - воплотить в жизнь основной принцип страхования : " Деньги идут за пациентом". Для пациента это означает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они перестают получать деньги "по потребности", их приходится зарабатывать. Таким образом, медицинское страхование гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения. Главная цель введения медицинского
страхования - создать рыночную среду
для работы учреждений здравоохранения,
что в свою очередь позволит мобилизовать
дополнительные денежные ресурсы со
стороны предприятий и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ. 2. Закон РФ от 29 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). М., 1999. 3. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 4. Проект Федерального Закона «О здравоохранении в Российской Федерации». М., 2002. 5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования». 6. Говорушко Т.А. Страховые услуги. – К: Центр учебной литературы, 2005.- 400с 7. Гришин В.В. Обязятельное
медицинское страхование. 8. Гришин В.В. Обязательное
медицинское страхование: 9. Гришин В.В., Семенов В.Ю. и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 1995.-58с. 10. Дегтярев Г.П. Страхование в переходный период: основные принципы, Общество и экономика. - 1992 г. - №2 – 83с. 11. Парамонова О.Ю. Система социального страхования: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова//Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ИвГУ – Иваново, 2006.- 186-191с. 12. Сербиновский Б.Ю., Гаркуша В.Н. Страховое дело. – М: Юнити, 2003.- 425с. 13. Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России .Российская медицинский журнал 1996 г.№ 1. 14. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. – Спб: Питер, 2001.- 280с. 15. Федорова Т.А. ,Страхование – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003. – 875с. 16. Шахова В.В., Ахвледиани Ю.Т. Страхование,– М: Юнити-Дана, 2005.- 511с. 17. http://www.medmedia.ru/ 18. http://newhouse.ru/medicine/ 19. http://www.fss.ru - Официальный
сайт Фонда Социального
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Сравнительную характеристику социального и коммерческого видов медицинского страхования.
Размещено на http://www. |
Информация о работе Медицинское страхование: понятие, сущность и виды