Лицензирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип.
Для самых ранних форм страхования характерным было взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Примеры таких форм страхования можно найти в Вавилонии, законах царя Хаммурапи (ок. 1760 год до н. э.).

Оглавление

Введение
1. Порядок получения лицензии
1.1 Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования
1.2 Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования
1.3 Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования
1.4. Лицензирование на осуществление брокерской деятельности
2. Принятие решения о выдаче либо об отказе выдачи лицензии
2.1 Основание для отказа в выдачи лицензии
2.2 Аннулирование лицензии
2.3 Возобновление действия лицензии
Заключение
Список используемой литературы
лицензирование страхование брокерский лицензия

Файлы: 1 файл

Лицензирование страховой деятельности.docx

— 24.47 Кб (Скачать)

Лицензирование  страховой деятельности

Содержание 

 

Введение

1.  Порядок получения лицензии

1.1  Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования

1.2 Лицензирование деятельности  на осуществление перестрахования

1.3 Лицензирование деятельности  на осуществление взаимного страхования

1.4. Лицензирование на осуществление  брокерской деятельности

2.  Принятие решения о выдаче либо об отказе выдачи лицензии

2.1  Основание для отказа в выдачи лицензии

2.2  Аннулирование лицензии

2.3  Возобновление действия лицензии

Заключение

Список используемой литературы

лицензирование  страхование брокерский лицензия

 

Введение

Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно  из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип.

Для самых ранних форм страхования  характерным было взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Примеры таких форм страхования можно найти в  Вавилонии, законах царя Хаммурапи (ок. 1760 год до н. э.).

В Древней Греции и Римской  империи также можно найти  примеры страхования основанные на принципах взаимного страхования. В качестве классического примера  в литературе приводится страхование  в Древнем Риме, где постепенно складывались постоянные организации (коллегии, союзы) по профессиональному (торговцы, ремесленники, военные) или  религиозному признаку со своими уставами. Примером может служить Устав  ланувийской коллегии, которая была основана в 133 году до н. э.[1]

По мере развития товарно-денежных отношений натуральное страхование  уступило место страхованию в  денежной форме. Раскладка ущерба в  денежной форме значительно расширила  возможности взаимного страхования.

В литературе выделяют 3 основных этапа коммерческого типа страхования  в Европе:

·  I этап (XIV — конец XVII века) связан с эпохой так называемого первоначального накопления капитала;

·  II этап (конец XVII — конец XIX века) связывается с эпохой свободного предпринимательства и свободной конкуренции;

·  III этап (конец XIX — XX век) связывается с эпохой монополизации предпринимательской деятельности и конкуренции.

Базовые условия развития коммерческого страхования на втором этапе, в особенности промышленный переворот конца XVIII — начала XIX века вызвали к жизни дальнейшее развитие имущественного и личного страхования. Личное страхование получило научно-обоснованную математическую базу (актуарные расчеты). Страхование в этот период от индивидуальных форм предпринимательства переходит  к коллективным формам, прежде всего  в форме акционерного общества. Возникло сострахование и перестрахование.

Главным итогом третьего этапа  можно считать завершение специализации  по трем отраслям (имущественному, личному  и ответственности), его интернационализация, становление регулярного перестрахования  как института страхового дела.

В настоящее время страхование  является важным сектором как мировой, так и национальной финансовой системы.

 

1. Порядок получения  лицензии

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать  юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования  соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок  лицензирования их деятельности и осуществления  государственного надзора за этой деятельностью  определяются законами о страховании.[2]

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с  настоящим Законом.

Лицензия на осуществление  страхования, перестрахования, взаимного  страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется  только субъекту страхового дела, получившему  лицензию.[3] 

Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам  страхового дела, устанавливая некоторые  отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.

Органом лицензирования выступает  Федеральная служба страхового надзора.[4] 

 

 

1.1 Лицензирование  добровольного и (или) обязательного  страхования

Законом о страховании  в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий  перечень необходимых документов для  получения лицензии на осуществление  добровольного и (или) обязательного  страхования. Поэтому нельзя требовать  иные документы, не включенные в перечень.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных  классификацией дополнительных видов  добровольного и (или) обязательного  страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1. заявление о предоставлении  лицензии;

2. правила страхования  по видам страхования, предусмотренным  настоящим Законом, с приложением  образцов используемых документов;

3. расчеты страховых тарифов  с приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок;

4. положение о формировании  страховых резервов;

5. экономическое обоснование  осуществления видов страхования.

Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что  в соответствии с Законом об организации  страхового дела страховая организация  для получения лицензии на право  осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация  предполагает использовать в своей  деятельности.

В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести  об этом до сведения органа страхового надзора.[5]

Это требование является формальным в силу того, что в соответствии со ст. 943 ГК стороны при заключении договора вообще не связаны с условиями, предусмотренными страховщиком в его  стандартных правилах страхования. Это требование является незаконным, поскольку в силу данной статьи страховщик вправе осуществлять свою страховую  деятельность вообще без составления  каких-либо правил (условий) страхования. Другими словами, условием получения  лицензии на право осуществления  страхования является предоставление документа, без которого страховщик вправе вообще обойтись.[6] 

 

1.2 Лицензирование  деятельности на осуществление  перестрахования

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования  не распространяется предоставление следующих  документов:

·  сведения о страховом актуарии;

·  правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

·  расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

Все остальные документы  предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела. 

 

 

1.3. Лицензирование  деятельности на осуществление  взаимного страхования

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования  соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган  страхового надзора:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) устав общества взаимного  страхования;

3) документ о государственной  регистрации общества взаимного  страхования в качестве юридического  лица;

4) сведения о председателе  правления, директоре, главном  бухгалтере, председателе ревизионной  комиссии (ревизоре) общества взаимного  страхования;

5) положение о формировании  страховых резервов;

6) правила страхования  по видам страхования, установленным  настоящим Законом и внесенным  в устав общества взаимного  страхования, за исключением некоторых  видов страхования.

Если в устав общества взаимного страхования внесены  изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение  о формировании страховых резервов и правила страхования по таким  видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование. 

 

1.4 Лицензирование  на осуществление брокерской  деятельности

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) документ о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица  или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы  соискателя лицензии - юридического  лица;

4) образцы договоров, необходимых  для осуществления страховой  брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие  квалификацию работников страхового  брокера и квалификацию страхового  брокера - индивидуального предпринимателя.

 

2. Принятие решения  о выдаче либо об отказе  выдачи лицензии

Принятие решения о  выдаче лицензии или об отказе в  выдаче лицензии осуществляется органом  страхового надзора в срок, не превышающий  ста двадцати дней с даты получения  органом страхового надзора всех документов, предусмотренных законом  о страховом деле.

Принятие решения о  выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного  вида добровольного и (или) обязательного  страхования, предусмотренного классификацией видов страхования, а также на осуществление перестрахования  осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий  шестидесяти дней с даты получения  органом страхового надзора всех предусмотренных настоящей статьей  для получения лицензии соискателем  лицензии документов.

Орган страхового надзора  обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в  течение пяти рабочих дней со дня  его принятия. 

 

2.1 Основание для  отказа в выдачи лицензии

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:

1) использование соискателем  лицензии - юридическим лицом, обратившимся  в орган страхового надзора  за лицензией, полностью обозначения,  индивидуализирующего другой субъект  страхового дела, сведения о котором  внесены в единый государственный  реестр субъектов страхового  дела. Указанное положение не  распространяется на дочерние  и зависимые общества субъекта  страхового дела;

2) наличие у соискателя  лицензии на дату подачи заявления  об осуществлении дополнительных  видов добровольного и (или)  обязательного страхования, взаимного  страхования, не устраненного  нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии  для получения лицензии, требованиям  настоящего Закона и нормативным  правовым актам органа страхового  регулирования;

4) несоответствие учредительных  документов требованиям законодательства  Российской Федерации;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей  (в том числе единоличного исполнительного  органа) или главного бухгалтера  соискателя лицензии неснятой  или непогашенной судимости;

7) не обеспечение страховщиками  своей финансовой устойчивости  и платежеспособности в соответствии  с нормативными правовыми актами  органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного  предписания органа страхового  надзора;

9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное  или фиктивное банкротство) субъекта  страхового дела - юридического лица  по вине учредителя соискателя  лицензии.[7]

Приведенный перечень из девяти оснований для отказа соискателю в выдаче лицензии является исчерпывающим. Причем важно, чтобы эти основания  имели место не при подаче заявления, а в момент принятия решения об отказе в выдаче лицензии.

Установив наличие таких  оснований, орган страхового надзора  направляет соискателю об этом уведомление, для которого предусмотрена обязательная письменная форма. Установив отсутствие оснований для отказа в выдаче лицензии, орган страхового надзора  также уведомляет об этом соискателя, но для этого уведомления обязательная письменная форма законом не предусмотрена.

Необходимо отметить, что  за несоблюдение установленного Законом 60-дневного срока для рассмотрения документов орган страхового надзора  никакой ответственности не несет. Поэтому на практике указанный срок систематически и существенно превышается.[8] 

 

2.2 Аннулирование  лицензии

Аннулирование лицензии или  отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

непринятия соискателем  лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня  уведомления о выдаче лицензии;

Информация о работе Лицензирование страховой деятельности