Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование страховой деятельности является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Оно представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

1. Государственный контроль за деятельностью
страховых организаций ……………………………………………………..4
2. Тест …………………………………………………………………………..18
3. Задача………………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

страх-е контр.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3.

 

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

1. Государственный контроль за деятельностью

    страховых организаций ……………………………………………………..4

2. Тест …………………………………………………………………………..18

3. Задача………………………………………………………………………...20

 

Список литературы…………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страховое дело включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. Именно поэтому задача по регулированию деятельности страховых компаний возложена на государство. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации  и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.

 

 

 

 

 

 

Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

 

Государственное регулирование страховой деятельности является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Оно представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Целями государственного регулирования являются:

- обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;

- обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;

- повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;

- обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;

- защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;

- получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Другими словами, целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

Регулирование деятельности страховых организаций осуществляется, как правило, с помощью специально создаваемых государственных организаций страхового надзора. Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью в нашей стране, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ). В марте 2011 года президент РФ подписал указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам.

Основными функциями ФССН являлись:

- выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

- ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;

- ведение реестра страховых брокеров;

- установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

- установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

- обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права ФССН состоят в следующем:

- получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;

- проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;

- ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;

- обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

   Президент РФ сообщил о подписании указа об упразднении ФССН и разделении надзорных функций за участниками финансового рынка между ФСФР и Банком России на совещании по созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Комментируя указ, президент отметил, что обновленная служба получит «определенные возможности», «включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности»

Свои полномочия орган страхового надзора реализует как непосредственно через федеральный департамент, так и через территориальные органы страхового надзора. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах предоставленной компетенции. Инспекции подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции субъектов Российской Федерации.

Помимо органа страхового надзора государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям: законодательное обеспечение деятельности страховых компаний; установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования; проведение специальной налоговой политики; государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Государственному регулированию подлежат: деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);  деятельность страховых посредников;  деятельность страхователей, застрахованных и выгодо-приобретателей (потребителей страховых услуг).

С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов: стабильность системы органов; стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций; соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве; обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти; неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

Методы государственного регулирования состоят в:

- принятии законов и других нормативных актов в области страхования;

- контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;

- регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;

- контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;

- наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

1. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

- форму лицензии и ее реквизиты;

- требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);

- перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);

- порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;

- порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают: регистрацию соискателя на территории РФ; наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством; выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности; выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Основные факторы финансовой устойчивости страховой компании:

- достаточный собственный капитал;

- размер обязательств (включая технические резервы);

- размещение активов;

- портфель рисков, переданных в перестрахование;

- тарифная политика.

Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

3. Разработка форм и порядка статистической отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.

Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.

Информация о работе Государственный контроль за деятельностью страховых организаций