Финаносовые основы страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Япония, расположенная на четырех больших и нескольких тысячах маленьких островов, по площади занимает 60-е место в мире. Для сельскохозяйственного использования пригодны лишь около 15% земель (значительную часть страны занимают горы); недра бедны. Пожалуй основное богатство страны – ее население, численность которого превышает 125 млн. человек, что составляет седьмое место в мире. По уровню социально-экономического развития Япония вышла на второе место в мире, уступая лишь США.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. История и основные этапы становления и развития экономики Японии. Общая характеристика, причины экономических проблем.
1.1 Общая характеристика экономики Японии…………………………………6
1.2 Этапы развития японской экономики……………………………………..10
1.3 Причины экономических проблем……………………………….………..18
Глава 2. Истоки и элементы японской модели менеджмента и регулирования экономики. Роль правительства в конкурентном успехе Японии.
2.1 Истоки и элементы японской модели государственного
регулирования……………………………………………………………………20
2.2 Менеджмент в Японии………………………………………………………23
2.3 Правительство Японии и его роль в успехах в экономики……………….24
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

        Конечно нельзя оставить и без внимания те катаклизмы, которые произошли 11 марта 2011 г. В результате цунами погибло более 27 тыс. человек, предварительный ущерб превысит  308 млрд. долларов, от аварии на АЭС «Фукусима -1» - 133 млрд. долларов. Объем промышленного производства в марте упал на 15, 3 %, расходы домохозяйств снизились до 8, 5 %.   Снизился выпуск автомобилей. Автопроизводители из-за случившегося не выпустили 356 тыс. автомобилей. Из-за восстановительных работ сокращена заработная плата.   Сильнейшее землятресение, унесшее десятки тысяч людей, взрыв на АЭС, загрязнение окружающей среды, затраты на восстановление, упадок рыболовного  промысла и автомобильной промышленности, потеря рабочей силы и многое другое - долгие годы будут эхом сказываться на экономическом, политическом и социальном положении Японии. Эти последствия, даже сейчас, спустя  два месяца еще не в полной мере проявили себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Истоки и элементы японской модели менеджмента и регулирования экономики. Роль правительства в конкурентном успехе Японии.

2.1 Истоки и элементы японской модели государственного регулирования.

В основе японской модели управления экономикой лежит особая концепция процесса экономического развития и понимание конку­ренции. Она подразумевает прямой отказ от ряда форм конкуренции и попытку направить конкуренцию по другому пути.

Логическое обоснование японской модели государственного регу­лирования лежит в представлении о том, что правительство, в отли­чие от отдельных фирм, видит экономические проблемы в широкой перспективе. Японская модель государственного регулирования ос­нована на убеждении, что именно экспорт — основа экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и под­держивать, потому что именно они могут обеспечить рост экономи­ки, экспорта и уровня жизни, что Япония должна экономить ресурсы и поэтому избегать разрушительных и расточительных последствий конкуренции. И наконец, что определенные отрасли экономики нуждаются в защите, чтобы они могли вырасти до таких масштабов, кото­рые позволят им успешно конкурировать на международных рынках.

Современная история вмешательства японского правительства в раз­витие промышленности начинается сразу после окончания Второй мировой войны, когда страна лежала в руинах и правительство иска­ло способ восстановить экономику и платежный баланс. С течением времени сторонники правительственного регулирования оправдыва­ли продолжающееся вмешательство в экономику тем, что промышленность стран, поздно начавших свое развитие, — а именно такой была Япония — надо поддерживать, чтобы догнать более развитых конкурентов.

Первоначально внимание правительства было сосредоточено на ос­новных отраслях экономики: сталелитейной, электроэнергетической, химической и угольной. В химическом секторе, например, правитель­ство направляло иностранную валюту в первую очередь на развитие производства нейлона и винила, что предусматривал принятый в 1949 году «План ускоренного развития производства синтетического во­локна». Затем для последующего расширения масштабов производс­тва синтетических волокон в 1953 году был принят новый «План даль­нейшего развития производства синтетических волокон». Обширная система правительственного управления экономикой и ее поддержки была создана именно в этот период. Правительство не пыталось вмешиваться во все отрасли. Вместо этого оно выделяло целевые отрасли, среди которых были такие час­то исследуемые отрасли, как угольная, сталелитейная, судостроитель­ная, полупроводниковая и компьютерная. Для того чтобы добиться более быстрого роста экономики, правительство выбирало отрасли с высокой эластичностью спроса при росте доходов, такие как ма­шиностроение, электроника, автомобилестроение, — то есть не те, в которых у Японии было конкурентное преимущество (например, текстильная). Чтобы гарантировать Японии передовые позиции в технологическом развитии, в 1970-х годах правительство нацелилось на высокотехнологичные отрасли, которые обещали наиболее высо­кие прибыли.

Человеком, впервые сформулировавшим принципы японской модели регулирования экономики, был Чалмерс Джонсон. Джонсон, которого иногда называют «отцом» теории государственного регули­рования экономики Японии, утверждал, что в Японии правительс­тво фактически «выращивало» промышленность, в то время как в за­падных странах правительства просто устанавливали правила игры.

Нужно отметить, что не все экономисты придавали одинаковую важность роли японского правительства в развитии экономики пос­левоенной Японии. Хью Патрик и Генри Росовский, например, ут­верждали, что, хотя правительство и создавало благоприятную среду для этого развития, основным источником роста была частная ини­циатива. Вмешательство правительства часто ускоряло тенденции, которые уже были сформированы благодаря частному предприни­мательству. Патрик и Росовский выделяют в качестве причин быс­трого роста японской экономики хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных менеджеров и техничес­ких специалистов, высокий уровень инвестиций и быстрое развитие технологий.

Основными элементы модели японского государственного регулиро­вания являются:

1.Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников

2 Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста

3Мягкое антимонопольное законодательство

4Агрессивное развитие экспорта

5 Ограничение прямых иностранных инвестиций

6Многочисленные инструкции, правила и согласования

7  Реструктуризация промышленности под руководством правительства

8 Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций

9 Ясная макроэкономическая политика

10 Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка

11 Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок

12 Официальное разрешение картелей

Ряд других аспектов политики правительства — политическую стабильность, бюрократию, которая в течение длительного времени проводила последовательную и преемственную политику, высокий уровень начального образования — также относят к факторам, спо­собствовавшим успеху Японии.

 

2.2 Менеджмент в Японии.

Японская модель менеджмента включает ряд особых методов произ­водства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений.

    Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получе­ния конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высо­кое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря умень­шению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество.

Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапа­зон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обыч­ная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач.

Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновре­менно добилась высокого качества продукции, высокой производи­тельности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок.

Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста произ­водительности. Производительность страны — это сумма производи­тельности всех работающих в ней компаний. Повышать производительность нужно также во внутренних отрас­лях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на меж­дународный рынок. Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политичес­кие и правовые институты создают потенциал для процветания стра­ны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уров­не и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким об­разом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэко­номическом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Правительство Японии и его роль в успехах экономики.

Убеждение в том, что правительство должно активно направлять развитие экономики, — краеугольный камень японской модели. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь Министерство международной тор­говли и промышленности и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрок­раты обеспечивали преемственность экономической политики не­зависимо от смены правительств. В японском парламенте многие политики, например, даже не должны отвечать на вопросы экономи­ческого характера — это делают за них упомянутые выше бюрократы из министерств.

Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в законах, инструкциях и циркулярах, на­правляемых в корпорации, и официальном видении — концепции экономического развития распространяет­ся среди весьма широкой аудитории. В 1950-х и 1960-х годах рас­становка приоритетов дополнялась разнообразными финансовы­ми мерами для поддержки избранных отраслей. После 1970-х этот процесс стал зачастую играть роль сигнала, подчеркивая важность той или иной отрасли без прямых субсидий или налоговых льгот. Вмешательство прави­тельства в работу тех или иных отраслей продолжается, например, с целью продвигать информационные технологии или обеспечить экономию энергоресурсов.

Япония развивала свою экономику, делая четкий акцент на расши­рение экспорта в целевых отраслях. Правительство было непоколе­бимо в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей об­ширными природными ресурсами, единственный путь выжить — это производить товары на экспорт. Для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая спе­циальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропор­циональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производств сырья и ком­плектующих.

Разнообразные правительственные предписания включали в себя как требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнес­менов той или иной отрасли. Для того чтобы защитить японские компании от конкуренции им­портеров, иностранным фирмам часто закрывался доступ на японс­кий рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекци­онистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров.

В нескольких целевых растущих отраслях было решено создать не­сколько достаточно крупных корпораций, способных эффективно конкурировать на мировых рынках. Яркий пример — сталелитей­ная корпорация Nippon Steel, образованная в 1970-м году в результа­те слияния Fuji Steel и Yahata Steel. В дополнение к разрешению крупных слияний, существенно по­вышавших уровень концентрации в отрасли, правительство также ко­ординировало инвестиции в новые предприятия. Так происходило в нефтехимической отрасли, производстве синтетических волокон, целлю­лозно-бумажной промышленности и других отраслях. Целью было ми­нимизировать перепроизводство и избежать чрезмерной конкуренции.

Для того чтобы увеличить масштаб производства и избежать из­лишней конкуренции, правительство иногда активно поощряло слия­ния.

Правительство также стремилось ослабить влияние цикличности де­ловой активности, увеличить масштаб операций при помощи созда­ния легальных картелей, а также помогать отраслям, находящимся в кризисе. При помощи этих мер регулировалось, насколько во время экономических спадов каждая из конкурирующих компаний должна будет снизить свои производственные мощности и выпуск продукции.

Сразу после окончания войны был принят ряд законов, направленных на регулирование финансовых рынков, включая Закон о разделении банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, и создание специализированных финансовых институтов. Регулирование японского рынка капитала было направлено «на за­щиту интересов акционеров», так как гарантировало, что фирмы, веду­щие операции с ценными бумагами, продолжат свой бизнес.

Информация о работе Финаносовые основы страховой деятельности