Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа
Япония, расположенная на четырех больших и нескольких тысячах маленьких островов, по площади занимает 60-е место в мире. Для сельскохозяйственного использования пригодны лишь около 15% земель (значительную часть страны занимают горы); недра бедны. Пожалуй основное богатство страны – ее население, численность которого превышает 125 млн. человек, что составляет седьмое место в мире. По уровню социально-экономического развития Япония вышла на второе место в мире, уступая лишь США.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. История и основные этапы становления и развития экономики Японии. Общая характеристика, причины экономических проблем.
1.1 Общая характеристика экономики Японии…………………………………6
1.2 Этапы развития японской экономики……………………………………..10
1.3 Причины экономических проблем……………………………….………..18
Глава 2. Истоки и элементы японской модели менеджмента и регулирования экономики. Роль правительства в конкурентном успехе Японии.
2.1 Истоки и элементы японской модели государственного
регулирования……………………………………………………………………20
2.2 Менеджмент в Японии………………………………………………………23
2.3 Правительство Японии и его роль в успехах в экономики……………….24
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...29
Конечно нельзя оставить и без внимания те катаклизмы, которые произошли 11 марта 2011 г. В результате цунами погибло более 27 тыс. человек, предварительный ущерб превысит 308 млрд. долларов, от аварии на АЭС «Фукусима -1» - 133 млрд. долларов. Объем промышленного производства в марте упал на 15, 3 %, расходы домохозяйств снизились до 8, 5 %. Снизился выпуск автомобилей. Автопроизводители из-за случившегося не выпустили 356 тыс. автомобилей. Из-за восстановительных работ сокращена заработная плата. Сильнейшее землятресение, унесшее десятки тысяч людей, взрыв на АЭС, загрязнение окружающей среды, затраты на восстановление, упадок рыболовного промысла и автомобильной промышленности, потеря рабочей силы и многое другое - долгие годы будут эхом сказываться на экономическом, политическом и социальном положении Японии. Эти последствия, даже сейчас, спустя два месяца еще не в полной мере проявили себя.
Глава 2. Истоки и элементы японской модели менеджмента и регулирования экономики. Роль правительства в конкурентном успехе Японии.
2.1 Истоки и элементы японской модели государственного регулирования.
В основе японской модели управления экономикой лежит особая концепция процесса экономического развития и понимание конкуренции. Она подразумевает прямой отказ от ряда форм конкуренции и попытку направить конкуренцию по другому пути.
Логическое обоснование японской модели государственного регулирования лежит в представлении о том, что правительство, в отличие от отдельных фирм, видит экономические проблемы в широкой перспективе. Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт — основа экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и поддерживать, потому что именно они могут обеспечить рост экономики, экспорта и уровня жизни, что Япония должна экономить ресурсы и поэтому избегать разрушительных и расточительных последствий конкуренции. И наконец, что определенные отрасли экономики нуждаются в защите, чтобы они могли вырасти до таких масштабов, которые позволят им успешно конкурировать на международных рынках.
Современная история вмешательства японского правительства в развитие промышленности начинается сразу после окончания Второй мировой войны, когда страна лежала в руинах и правительство искало способ восстановить экономику и платежный баланс. С течением времени сторонники правительственного регулирования оправдывали продолжающееся вмешательство в экономику тем, что промышленность стран, поздно начавших свое развитие, — а именно такой была Япония — надо поддерживать, чтобы догнать более развитых конкурентов.
Первоначально внимание правительства было сосредоточено на основных отраслях экономики: сталелитейной, электроэнергетической, химической и угольной. В химическом секторе, например, правительство направляло иностранную валюту в первую очередь на развитие производства нейлона и винила, что предусматривал принятый в 1949 году «План ускоренного развития производства синтетического волокна». Затем для последующего расширения масштабов производства синтетических волокон в 1953 году был принят новый «План дальнейшего развития производства синтетических волокон». Обширная система правительственного управления экономикой и ее поддержки была создана именно в этот период. Правительство не пыталось вмешиваться во все отрасли. Вместо этого оно выделяло целевые отрасли, среди которых были такие часто исследуемые отрасли, как угольная, сталелитейная, судостроительная, полупроводниковая и компьютерная. Для того чтобы добиться более быстрого роста экономики, правительство выбирало отрасли с высокой эластичностью спроса при росте доходов, такие как машиностроение, электроника, автомобилестроение, — то есть не те, в которых у Японии было конкурентное преимущество (например, текстильная). Чтобы гарантировать Японии передовые позиции в технологическом развитии, в 1970-х годах правительство нацелилось на высокотехнологичные отрасли, которые обещали наиболее высокие прибыли.
Человеком, впервые сформулировавшим принципы японской модели регулирования экономики, был Чалмерс Джонсон. Джонсон, которого иногда называют «отцом» теории государственного регулирования экономики Японии, утверждал, что в Японии правительство фактически «выращивало» промышленность, в то время как в западных странах правительства просто устанавливали правила игры.
Нужно отметить, что не все экономисты придавали одинаковую важность роли японского правительства в развитии экономики послевоенной Японии. Хью Патрик и Генри Росовский, например, утверждали, что, хотя правительство и создавало благоприятную среду для этого развития, основным источником роста была частная инициатива. Вмешательство правительства часто ускоряло тенденции, которые уже были сформированы благодаря частному предпринимательству. Патрик и Росовский выделяют в качестве причин быстрого роста японской экономики хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных менеджеров и технических специалистов, высокий уровень инвестиций и быстрое развитие технологий.
Основными элементы модели японского государственного регулирования являются:
1.Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников
2 Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста
3Мягкое антимонопольное законодательство
4Агрессивное развитие экспорта
5 Ограничение прямых иностранных инвестиций
6Многочисленные инструкции, правила и согласования
7 Реструктуризация промышленности под руководством правительства
8 Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций
9 Ясная макроэкономическая политика
10 Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка
11 Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок
12 Официальное разрешение картелей
Ряд других аспектов политики правительства — политическую стабильность, бюрократию, которая в течение длительного времени проводила последовательную и преемственную политику, высокий уровень начального образования — также относят к факторам, способствовавшим успеху Японии.
2.2 Менеджмент в Японии.
Японская модель менеджмента включает ряд особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений.
Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество.
Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапазон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач.
Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновременно добилась высокого качества продукции, высокой производительности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок.
Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста производительности. Производительность страны — это сумма производительности всех работающих в ней компаний. Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты создают потенциал для процветания страны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уровне и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне.
2.3 Правительство Японии и его роль в успехах экономики.
Убеждение в том, что правительство должно активно направлять развитие экономики, — краеугольный камень японской модели. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь Министерство международной торговли и промышленности и Министерство финансов. Сотрудники этих министерств, чиновники от элиты, профессиональные бюрократы обеспечивали преемственность экономической политики независимо от смены правительств. В японском парламенте многие политики, например, даже не должны отвечать на вопросы экономического характера — это делают за них упомянутые выше бюрократы из министерств.
Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в законах, инструкциях и циркулярах, направляемых в корпорации, и официальном видении — концепции экономического развития распространяется среди весьма широкой аудитории. В 1950-х и 1960-х годах расстановка приоритетов дополнялась разнообразными финансовыми мерами для поддержки избранных отраслей. После 1970-х этот процесс стал зачастую играть роль сигнала, подчеркивая важность той или иной отрасли без прямых субсидий или налоговых льгот. Вмешательство правительства в работу тех или иных отраслей продолжается, например, с целью продвигать информационные технологии или обеспечить экономию энергоресурсов.
Япония развивала свою экономику, делая четкий акцент на расширение экспорта в целевых отраслях. Правительство было непоколебимо в том, что для Японии, маленькой страны, не обладающей обширными природными ресурсами, единственный путь выжить — это производить товары на экспорт. Для целевых экспортных отраслей предусматривались многочисленные меры поддержки, включая специальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производств сырья и комплектующих.
Разнообразные правительственные предписания включали в себя как требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнесменов той или иной отрасли. Для того чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам часто закрывался доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров.
В нескольких целевых растущих отраслях было решено создать несколько достаточно крупных корпораций, способных эффективно конкурировать на мировых рынках. Яркий пример — сталелитейная корпорация Nippon Steel, образованная в 1970-м году в результате слияния Fuji Steel и Yahata Steel. В дополнение к разрешению крупных слияний, существенно повышавших уровень концентрации в отрасли, правительство также координировало инвестиции в новые предприятия. Так происходило в нефтехимической отрасли, производстве синтетических волокон, целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслях. Целью было минимизировать перепроизводство и избежать чрезмерной конкуренции.
Для того чтобы увеличить масштаб производства и избежать излишней конкуренции, правительство иногда активно поощряло слияния.
Правительство также стремилось ослабить влияние цикличности деловой активности, увеличить масштаб операций при помощи создания легальных картелей, а также помогать отраслям, находящимся в кризисе. При помощи этих мер регулировалось, насколько во время экономических спадов каждая из конкурирующих компаний должна будет снизить свои производственные мощности и выпуск продукции.
Сразу после окончания войны был принят ряд законов, направленных на регулирование финансовых рынков, включая Закон о разделении банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, и создание специализированных финансовых институтов. Регулирование японского рынка капитала было направлено «на защиту интересов акционеров», так как гарантировало, что фирмы, ведущие операции с ценными бумагами, продолжат свой бизнес.
Информация о работе Финаносовые основы страховой деятельности