Единое страховое пространство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:31, доклад

Краткое описание

Основной особенностью страхового рынка ЕС является формирование единого страхового пространства и единообразного национального страхового законодательства. Толчком к этому стало принятие в 1957 г. Римского соглашения. Ст. 52, 59 и 67 этого Соглашения провозглашают свободу учреждения, свободу предоставления услуг и свободу движения капитала на территории стран - участников соглашения.

Файлы: 1 файл

Единое страх пространство.docx

— 18.12 Кб (Скачать)

                 Единое страховое пространство


Основной  особенностью страхового рынка ЕС является формирование единого страхового пространства и единообразного национального страхового законодательства. Толчком к этому стало принятие в 1957 г. Римского соглашения. Ст. 52, 59 и 67 этого Соглашения провозглашают свободу учреждения, свободу предоставления услуг и свободу движения капитала на территории стран - участников соглашения.      

В результате длительной подготовительной работы были приняты  Директивы ЕС по страхованию иному, чем страхование жизни, в 1973 г. и  по страхованию жизни в 1979 г. Они  заложили единые правовые основы страхования  в Западной Европе. Указанные директивы  устанавливают:      

•             формирование единого понятийного  инструментария в целях формирования единого страхового права;      

•                 принцип разделения страховых обществ  на общества, занимающихся страхованием жизни, и общества, занимающихся страхованием иным, чем страхование жизни;       

•              единую классификацию видов страхования  в целях лицензирования и страхового надзора;       

•               единые правовые основания, определяющие порядок и условия учреждения страховых организаций, требования к размеру уставного капитала, бизнес-планам, персоналу страховых организаций и т.д.;       

•             единые правила и состав формирования страховых резервов;      

•               единые правила инвестирования страховых резервов. Директивы «второго поколения» в области страхования, принятые в 1988 г. (страхование иное, чем страхование жизни) и 1990 г.      

В соответствии с законом о защите интересов полисодержателей {Policyholders Protection Act) от 1975 г. учрежден Совет защиты полисодержателей (Policyholders Protection Board), в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В случае если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.

Правовые источники  регулирования единого страхового пространста ЕС можно классифицировать следующим образом:

а) по видам документов — на источники международного права  и источники национального права,

б) по юридической  силе источники международного права  подразделяют на: —

директивы, —

рекомендации (предусмотрены  ст. 64 параграф 2 Римского договора и  в отличие от директив не являются обязательными для тех стран, которым они предназначены), —

конвенции (ст. 230 Римского договора), в частности, конвенция  от 27 сентября 1968 года по проблеме взаимного  признания и исполнения судебных решений, что, как известно, составляет одно из необходимых условий либерализации страхового рынка ЕС,

в) по своему назначению224: —по страхованию прямому, в том числе по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни; —по перестрахованию; —по деятельности страховых посредников, в том числе страховых агентов и страховых брокеров; —по деятельности, аффилированной к страхованию, в том числе деятельности страховых актуариев, сюрвейеров и так далее.

Долгосрочное страхование жизни рассматривается как форма обеспечения имущественных интересов граждан в старости, и сбережения, осуществляемые на основании договоров страхования жизни, имеют существенный социальный эффект, и потому в большинстве стран государство поощряет граждан к сбережениям путем заключения договоров страхования жизни и пенсионногострахования. Таким стимулом является возможность уменьшения налогооблагаемой базы при уплате подоходного налога гражданами на величину уплачиваемых страховых взносов. Однако налоговые льготы распространяются исключительно на долгосрочные договоры страхования, по которым срок выплат предусмотрен по истечении более чем 10-летнего периода. При этом налоговые льготы ограничены или максимальным размером страховых взносов, на который может быть уменьшен годовой доход, или долей от величины уплаченных страховых взносов, однако также при условии установления максимально возможной исключаемой из налогооблагаемой базы гражданина суммой.

В связи с рассмотрением  правового положения страховой премии и ее социального значения нельзя не остановиться на порядке налогообложения страховых выплат, выплачиваемых по договорам страхования. Назначение страхования состоит в компенсации убытка (ущерба), причиненного застрахованным имущественным интересам. Эта юридическая аксиома закреплена в гражданском законодательстве всех стран. Страховая выплата имеет своей целью восстановление имущественного положениястрахователя после наступления страхового случая в размере причиненного ущерба, но не более страховой суммы. Невозможность дополнительного обогащения путем страховой выплаты по договору страхования имеет закрепление в законодательстве в основных статьях, регулирующих договор имущественного страхования. По указанной причине страховыевыплаты по договорам страхования имущества, страхования ответственности, страхования от несчастных случаев и болезней не подлежат налогообложению. Действительно, при наступлении страхового случая имущество страхователя уменьшается за счет утраты части активов, или возникает дебиторская задолженность по погашению возникших обязательств вследствие причинения вреда имущественным интересам третьих лиц. В конечном счете это приводит к ухудшению финансового положениястрахователя и появлению убытка как финансового результата его деятельности. Во всех случаях страхователь заинтересован компенсировать убыток, то есть привести свой баланс в состояние, предшествовавшее наступлению убытка.

В случаях же с  договорами индивидуального страхования, как мы видели, страховая премия по договору уплачивается из чистого дохода граждан, т.е. после уплаты гражданами подоходного налога. Налогообложение страховых выплат неизбежно привело бы к возникновению двойного налогообложения и к невозможности провести компенсацию наступившего убытка в полной сумме, поскольку всякий раз страховая выплата уменьшалась бы на сумму налога.

Таким образом, финансовое право в области страхования в странах Европейского Союза состоит из международного права, являющегося частью национального права различных стран после принятия соответствующих национальных законов, в частности, о правовом положении и составе страховых резервов страховщиков и определении финансовых результатов страховыхорганизаций, хотя и в таком регулировании права и влияние национальных органов надзора может иметь очень существенное значение при определении состава страховых резервов страховщиков, и права национального, устанавливающего виды уплачиваемых налогов, объекты налогообложения и ставки налогов. По нашему мнению, такой подход привносит существенные различия в условия деятельности страховых организаций в различных странах и может оказывать существенное влияние на условия конкуренции в страховании.


Информация о работе Единое страховое пространство