Учет и отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:55, реферат

Краткое описание

Уголовный учет со времени своего возникновения в нашей стране очень часто менялся по содержанию своей программы, единицам наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицами измерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В начале советского периода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с ним возник учет в милиции, уголовном розыске, следственно-прокурорских и других правоохранительных органах, который в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.

Оглавление

1.Учет и отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений…………………………………………………………………………..3
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 39.42 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

 

 

 

Домашнее задание по курсу:

«Статистические методы анализа и  прогнозирования в юридической  деятельности»

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

студентки   III  курса

заочного  отделения 631-зк гр.

Тишовой Е.Г.

Научный руководитель:

доц. Герасимова И.А.

Оценка:______________

 

 

 

 

 

г.Гуково

2011г.

План

       1.Учет и отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений…………………………………………………………………………..3

        Библиографический  список………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Уголовный учет со времени своего  возникновения в нашей стране очень часто менялся по содержанию своей программы, единицам  наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицами измерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В  начале советского периода такой подход к уголовному учету в основе своей  сохранился. Наряду с ним возник учет в милиции, уголовном розыске, следственно-прокурорских  и других правоохранительных органах, который в каждом из этих учреждений был  специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.

       Система учета основывается на регистрации преступлений  по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту  утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей  корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и  судебного рассмотрения дела.

       Эффективность любой деятельности  существенно зависит от качественно-количественных показателей ее  информационного обеспечения и быстроты их получения. Поэтому проблеме информатизации  различных аспектов юридической деятельности ныне уделяется самое серьезное  внимание. Средства быстродействующей вычислительной техники, связи и  информатики используются в правотворческой, правоприменительной и правоохранной  деятельности. Особое внимание уделяется компьютеризации системы уголовной  юстиции. Стратегическая цель при информатизации  деятельности правоохранительных органов — это применение новейших  информационных технологий на базе создания интегрированных банков данных  справочного, статистического и аналитического характера, объединяя их в единое  информационное пространство, доступное с рабочих мест сотрудникам  правоохранительных органов. Кроме информационных центров МВД,  ГУВД, УВД, которые оснащаются ЭВМ большой мощности, для обработки статистики  и ведения централизованных учетов идет активное внедрение вычислительной  техники в городские, районные подразделения органов внутренних дел.

       Единый учет преступлений

       Единый учет преступлений  заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их  совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений  по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту  утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей  корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и  судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в  пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые  появились после годового отчета, в первичные документы учета преступлений и  лиц не вносятся. 

       Правила единого учета распространяются  на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование  уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции,  таможенной службы и др. за некоторыми исключениями, связанными со  специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда. 

       Для преступлений, по которым  следствие и дознание производятся органами безопасности и военной прокуратуры,  первичный учет и регистрация осуществляются на общих принципах единого учета  преступлений, но только этими органами. Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке  частного обвинения, учитываются в судах. Упомянутые сведения, не попадая в единый учет преступлений, делают его неполным.

       Первичный учет преступлений  осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических  карточек). Заполнение карточек (или внесение  аналогичной информации на магнитные носители) осуществляется по месту возбуждения  уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрация преступлений, лиц,  их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по  преступности в целом осуществляют только органы внутренних дел — районные,  городские, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал  учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. После этого  зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в  информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов,  автономной области и округов, где ведутся контрольные журналы (магнитные  носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На  основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится  первичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.1

       Преступление, лицо, его  совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первичного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы  в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в  информационном центре. 

   Учет преступлений ведется  путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на  выявленное преступление. Она заполняется немедленно после возбуждения  уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным  прокурором, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной  ответственности с применением к нему мер общественного воздействия, а также в  случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не учтенное. Учет преступлений имеет много  особенностей. Деяние учитывается как одно преступление, если совершено несколькими лицами в соучастии или организованной группой, если состоит из  нескольких преступных действий, если состоит из одного действия, но вред  причинен многим потерпевшим, если одним действием совершены два преступления. В этом случае учитывается наиболее тяжкое преступление. Зарегистрированное преступление  подлежит снятию с учета, если уголовное дело о нем прекращено по  реабилитирующим основаниям, либо по нему вынесен оправдательный приговор.

       Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении  которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направление  протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер  общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Учету подлежат также  лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного  дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии  или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением  обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.  Статистическая карточка на лицо,  совершившее преступление, заполняется следователем или дознавателем,  производившим расследование при направлении дела  прокурору или при прекращении дела, либо при санкционировании  передачи материалов для применения мер общественного воздействия. Карточка  передается в городской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел  для внесения сведений о лице в журнал учета и последующего направления в  учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел. 

        Движение  уголовных дел в процессе расследования учитывается на основании карточек на выявленное преступление и движение уголовного дела.

         В итоге нашей правоохранительной  системой собирается огромное количество первичных сведений о совершенном  преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности  правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

         Сведения, собираемые на основе  первичных документов и других материалов, обобщаются почти в 70 формах  государственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное  криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное,  криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта  фактическая база обеспечивает принятие решений многих научно-практических  задач. Из научных работников, занимающихся проблемами борьбы с  преступностью, более активно статистические материалы используют криминологи,  социологи и некоторые другие специалисты.2

       Официальная статистическая  отчетность правоохранительных органов. 

       Первичные документы учета лежат в основе  значительной части официальной отчетности органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, а  также службы безопасности и военной прокуратуры. Сосредоточим основное  внимание на государственной и ведомственной статистической  отчетности органов внутренних дел и прокуратуры. 

       1. В органах внутренних дел непосредственно учитывается, во-первых, более 80% зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, налоговой полиции и таможенной службы, формируются в официальную  статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно  органы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной  статистической отчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности,  раскрывающих относительно полную картину как состояния учтенной преступности,  так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по  обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску  преступников.  Государственная статистическая отчетность базируется на учете криминальных  явлений органами внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и таможенной  службы, которые охватывают более 95% учтенных преступлений, и обобщается в ГИЦ  МВД РФ. В обобщенную государственную статистическую отчетность не попадают сведения о преступлениях, регистрируемых  органами безопасности и военной прокуратуры. В государственной  статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 60 форм  ведомственной статотчетности, в том числе более десяти форм о различных  аспектах состояния преступности и борьбы с ней.3

       2. Государственная статистическая  отчетность правоохранительных органов состоит из пяти форм. 

      1) Отчет о зарегистрированных,  раскрытых и нераскрытых преступлениях, в котором, кроме сведений о зарегистрированных,  раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступлениях, приводятся данные о  расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, о  нераскрытых преступлениях прошлых лет и др.

       2)  Единый отчет о преступности, в котором приводятся сведения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в  Особенной части УК РФ (ст. 105-360) в соотношении с характеристиками  преступлений и выявленных лиц. 

       3) Отчет о лицах, совершивших преступления, в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести  совершенного деяния, состоянию (алкогольное, наркотическое опьянение),  характеристике групповых преступлений (организованных групп) и другим  уголовно-правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными  группами и видами преступлений. 

       4)  Отчет о следственной работе, в котором отражаются общие сведения по оконченным делам и по наиболее  опасным и распространенным видам преступлений, по делам и протокольным  производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры,  внутренних дел, налоговой полиции, срокам расследования, по делам о преступлениях  несовершеннолетних, дополнительным расследованиям, задержаниям подозреваемых,  прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другим  признакам. 

      5)  Отчет о работе прокурора, содержание которого выходит за пределы сведений о состоянии преступности и  борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в стране. В нем находят  отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых  актов, за законностью предварительного следствия и дознания, за  исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а  также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и  арбитражных дел и др.

       Учет административных  правонарушений 

        Административные правонарушения, выявляемые милицией, учитываются на  региональном и федеральном уровнях. Нарушения правил дорожного движения  учитываются в ГАИ. Согласно правилам учета дорожно-транспортных правонарушений  1995 г. в государственную отчетность включаются лишь те, которые привели к  гибели или ранению людей. Такие последствия могут быть результатом  преступлений, административных правонарушений и невиновного причинения. Все  они учитываются вместе. Аналогичная ситуация складывается и с показателями  пожарной безопасности. 

Суды учитывают не выявленные  административные правонарушения, так как это не их функция, а лиц,  привлеченных к административной ответственности.

Другие органы административной  юрисдикции, не  имеют надежного учета административных правонарушений. Он является  ведомственным и неполным. Тем не менее в стране достаточно возможностей  получить сведения об административной правонарушаемости в статистических  материалах ведомств и в органах местного самоуправления для решения актуальных  научно-практических проблем. 

      Учет и отчетность судов и  органов юстиции. 

       Суды осуществляют  уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой учет  юридически значимых явлений и процессов. Единицы измерения судебного учета —  уголовное дело, преступление, подсудимый, мера уголовного наказания,  административное дело, правонарушитель, мера административного наказания,  гражданское дело, стороны в гражданском процессе, результаты разрешения спора  и др.   Первичный учет в судах всех  уровней, как правило, строится на основе статистических карточек и  соответствующих журналов учета.

Информация о работе Учет и отчетность правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений