Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:45, контрольная работа
Привести примеры факторных моделей с аддитивной, мультипликативной, кратной и комбинированной схемами связи (не менее 2 – 3 по каждому виду связи). Дать пояснения по методике их построения.
Выбор конкретного приема экономического анализа зависит от характера
9. Дать характеристику следующих приемов экономического анализа: сравнение, группировка и детализация.
Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа. Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.[1] Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая: единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; сопоставимость методики исчисления показателей.
Существует несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными. Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана. Этим обусловлена роль способа сравнения фактических показателей с планом. Непременным условием такого сравнения должны быть сопоставимость плановых и отчетных показателей. Выявленные в результате сравнения отчетных показателей с плановыми величинами отклонения являются объектом дальнейшего анализа. Сравнение с предшествующим периодом времени выражается в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными предшествующими периодами.
Сравнение с прошедшим временем связано с большими трудностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление валовой, товарной и реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах; неверным будет и динамический ряд, характеризующий уровень издержек за 3-5 и более лет (а иногда и за смежные годы), построенный без необходимых корректировок. Сравнение с прошедшим периодом требует пересчета оборотов в одинаковые цены (чаще всего в цены базисного периода), пересчета ряда статей издержек с применением индекса цен, тарифов, ставок, а сравнение с доперестроечным периодом вызывает необходимость учитывать и ряд других факторов: социальных, этнографических, природных.
Сравнение с лучшим - с лучшими методами работы и показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники - может осуществляться как в рамках предприятия, так и вне его. Внутри предприятия сравниваются показатели работы лучших цехов, участков, отделов, наиболее передовых работников. Большой эффект дает экономический анализ показателей данного предприятия путем сравнения их с показателями лучших предприятий данной системы, работающих примерно в одинаковых условиях, а также с показателями предприятий других ведомств (собственников). Часто используется сравнение показателей предприятия со средними показателями (объединения, отрасли, аналогичных зарубежных предприятий и т.д.).
Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку.[2] Например, группировка предприятий по формам собственности или группировка населения по размеру среднедушевого дохода. Группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных.
Признак, по которому осуществляется группировка называется группировочным признаком или основанием группировки.
Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Так, например, группировка рабочих данной организации по уровню производительности труда используется с целью выявления влияния высокой производительности труда отдельных рабочих на среднюю производительность по организации и для определения резерва, кроющегося в повышении производительности труда всех рабочих до уровня передовых рабочих.
Наибольшее распространение в экономическом анализе имеет группировка по факторам, связанным: с трудовыми ресурсами, т.е. с живым трудом; со средствами труда, т.е. с основными производственными фондами; с предметами труда, т.е. с материальными ресурсами. Эти три группы факторов оказывают влияние на объем продукции, выпускаемой данной организацией.
Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного экономического анализа явления.
В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа - группировки могут производиться по одному или нескольким признакам.
Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.
Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.
В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические группировки.[3]
Типологическая группировка — представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы (группировка предприятий по формам собственности).
Структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги.
Аналитическая (факторная) группировка — позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли).
Детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления описывающие его показатели расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности или составным частям (слагаемым или сомножителям).
Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые приходятся лучшие или худшие результаты.
Факторный анализ финансовых явлений (анализ по составным частям) базируется на теоретических представлениях о причинно-следственных связях в экономике.[4]
Список использованных источников и литературы
1. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. (Учебник) Издательство: «Финансы и статистика», 2008. – 536 с.
2. Ковалев Ю. Расчеты и показатели. Системы для экономического анализа // Бухгалтер и компьютер. 2007. - №10. – 258 с.
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2007. – 704 с.
4. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. (Учебник) Издательство: М.: ИНФРА–М, 2011. – 352 с.
[1] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. (Учебник) Издательство: М.: ИНФРА–М, 2011. – С. 154.
[2] Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. (Учебник) Издательство: «Финансы и статистика», 2008. – С. 178.
[3] Ковалев Ю. Расчеты и показатели. Системы для экономического анализа // Бухгалтер и компьютер. 2007. - №10. – С. 45.
[4] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2007. – С. 216.