Сущность и проблемы занятости безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:15, реферат

Краткое описание

Занятость — участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением.

Оглавление

Введение
1.Сущность и проблемы занятости безработицы
1.1 Общероссийский классификатор занятий
1.2 Государственное регулирование занятости
2. Статистика занятости и безработицы в Кировской области
Заключение

Файлы: 1 файл

Statistika.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

В ОКЗ выделено четыре уровня квалификации: 
 
- первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему (полному) общему образованию, установленных Законом об образовании Российской Федерации;  
 
- второй уровень квалификации - начальному профессиональному образованию;  
 
- третий - среднему профессиональному образованию;  
 
- четвертый - высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию. 

 

1.2 Государственное регулирование занятости 
 
 
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества. 
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять: 
 
- разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;  
 
- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения ; 
 
- разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения; 
 
- создание государственной службы занятости населения. 
 
Все перечисленные выше положения закреплены ст. 15 Федерального закона о занятости населения в России. 
Право каждого гражданина России на свободный труд закреплено в Конституции Российской Федерации, при этом провозглашается, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основными нормативными актами, регулирующими реализацию права граждан на труд и отношения в сфере занятости, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. №1023-1 “О занятости населения в Российской Федерации” . 
Закон о занятости предоставил работодателям право на равных основаниях принимать на работу непосредственно обращающихся к ним граждан, и имеющих направления органов службы занятости.  
Согласно ст. 3 закона основанием для признания гражданина безработным является его обращение в службу занятости с предоставлением всех необходимых документов, в том числе справки о среднем заработке по последнему месту работы за 3 месяца, предшествующих месяцу увольнения. Нужно утвердить единую для всех служб занятости форму справки о среднем заработке для определения размера пособия по безработице. 
Согласно п. 1 ст. 3 закона “безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней”. Однако никакой нормативный акт не предусматривает порядка подтверждения безработными гражданами самостоятельного поиска работы и его готовности приступить к ней. 
Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России не зависимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольные труд и свободный выбор занятости 
В соответствии с принятыми правовыми основами регулирования государством положения на рынке труда оно призвано:  
 
- обеспечивать социальную защиту в области занятости населения; 
 
- проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

 

 

2. Статистика занятости и безработицы в Кировской области

 

В экономике области  в  2005 года, было занято 674,3 тыс. человек (46,1% от общей численности населения области). В общей численности занятого населения 420,2 тыс. человек (62,3%) составляли штатные работники крупных и средних организаций (без учета совместителей). Кроме того, на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера трудилось 20,2 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). (рисунок-2) В общем количестве замещенных рабочих мест рабочие места внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, составили 2,3 процента. Наиболее высокая доля совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, по-прежнему отмечается в учреждениях образования (32,3%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (10,1%), а также в промышленности (9,5%).

В 2006 году, было занято 681,5 тысячи человек (47,2% от общей численности населения области). По сравнению с предыдущим месяцем численность занятых сократилась на 0,3 процента. В общей численности занятого населения 405,3 тыс. человек (59,5%) составляли штатные работники крупных и средних организаций (без учета совместителей). Кроме того, на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера трудилось 20,5 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). (рисунок-2) В общем количестве замещенных рабочих мест рабочие места внешних совместителей составили 2,2 процента, а лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 2,6 процента. Самая высокая доля совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, по-прежнему отмечается в учреждениях образования (27,6%), организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (11,9%), учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг (10,2%).(см. табл. 1).

 

Таблица 1 
 
Число замещенных рабочих мест на предприятиях по области

 

2005 тысяч человек

2006 тысяч человек

2007 тысяч человек

2008 тысяч человек

2009 тысяч человек

Всего замещенных рабочих  мест

440,4

425,8

416,3

389,3

371,8

в том числе:

         

работники списочного состава

420,2

405,3

395,8

369,9

355,1

внешние совместители

10,2

9,3

9,6

8,1

7,0

работники, выполнявшие  работы по договорам гражданско-правового  характера

10,0

11,0

10,9

11,3

9,7


 

 

В 2007 года среднесписочная  численность занятых в организациях области составила 479,6 тыс. человек, или, 68,7 процента от общей численности  занятых в экономике. Кроме того, на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера трудилось 20,5 тыс. человек. В общем количестве замещенных рабочих мест рабочие места внешних совместителей составили 2,3 процента, а лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 2,6 процента. (см. табл. 1) Самая высокая доля совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, по-прежнему отмечается в учреждениях образования (29,2%), в организациях, занимающихся финансовой деятельностью (10,8%), а также в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг (9,5%).[32] 
В 2008 года среднесписочная численность занятых в организациях всех форм собственности области составила 454,5 тыс. человек, или, 67,2 процента общей численности занятых в экономике. В организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, среднесписочная численность работников в январе-декабре 2008 года составила 379 тыс. человек. Кроме того, на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера трудилось 18,5 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). В общем количестве замещенных рабочих мест рабочие места внешних совместителей составили 2 процента, а лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 2,6 процента. Самая высокая доля совместителей и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, по-прежнему отмечена в учреждениях образования (27%), в организациях финансовой деятельности (13,3%), а также здравоохранения и предоставления социальных услуг (11,8%). (см. табл. 1) 
В 2009 году среднесписочная численность занятых в организациях области (с учётом малых предприятий) составила 445,8 тыс. человек, или, почти 67 процентов общей численности занятых в экономике. В общем числе замещённых рабочих мест 1,9 процента занято внешними совместителями, 2,6 - работниками, выполнявшими работы по гражданско-правовым договорам. (см. табл. 1) Самая высокая доля совместителей и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, по-прежнему, отмечается в учреждениях образования (26,6%), организациях, осуществляющих финансовую деятельность (14,2%), а также в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (13%).[34] 
Наибольшее число занятых по степени образования населения это люди со средним и начальным профессиональным образованием. (см. табл. 2)

 

 

 

   Таблица 2 
 
Структура занятого населения области по уровню образования (средний показатель за год в %)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Среднее профессиональное образование

22,9

25,8

25,4

28,8

29,1

Высшее профессиональное образование

17,5

18,3

19,6

19,1

19,3

Начальное профессиональное образование

26,1

27,8

23,2

25,2

25,6

Среднее (общее) образование 

21,6

17,4

21,9

19,2

20,6


 

 
В 2005 году состояло на учете 16,8 тысяч  не занятых трудовой деятельностью  граждан. Официальный статус безработного имели 13,2 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,3 процента экономически активного населения. (см. диагр.1) В органах государственной службы занятости в 2006 году состояло на учете 16,2 тысяч не занятых трудовой деятельностью граждан. Официальный статус безработного имели 14,6 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,8 процента экономически активного населения. На начало января 2007 года самый высокий уровень официальной безработицы зарегистрирован в Кильмезском (9,0%), Лузском (7,0%), Нагорском - (6,9%), Богородском (6,3) районах, самый низкий - в г. Кирове (0,9%), Фаленском (1,1), Кирово-Чепецком (1,2%) и Слободском (1,3%) районах.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Движение численности  зарегистрированных безработных (2005-2006гг) 
 

 

В органах государственной  службы занятости к концу декабря 2007 года состояло на учете 13 тысяч не занятых трудовой деятельностью  граждан. Официальный статус безработного имели 11,3 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,4 процента экономически активного населения. (см. диагр.2)На начало января 2008 года самый высокий уровень официальной безработицы зарегистрирован в Кильмезском и Нагорском (4,6%), Богородском (4,4%), Лузском (4,3%), Тужинском (4,1%), Унинском (3,9%) муниципальных районах, самый низкий - в МО "Город Киров" (0,8%).К концу февраля 2008 года состояло на учете 16,9 тысячи не занятых трудовой деятельностью граждан. Официальный статус безработного имели 14,1 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,8 процента экономически активного населения. 
На начало марта 2008 года самый высокий уровень официальной безработицы зарегистрирован в Богородском (7,1%), Тужинском (6,9%), Кильмезском (6,5%), Лебяжском и Унинском (5,5%), Нагорском (5,4%), Свечинском (4,8%), Немском и Санчурском (4,6%) муниципальных районах, самый низкий - в МО "Город Киров" (0,8%). 
По итогам обследования населения по вопросам занятости в среднем за 2008 год численность экономически активного населения области в возрасте 15-72 года составила 788,6 тыс. человек, уровень экономической активности достиг 70,7 процента. В их числе 731,4 тыс. человек классифицировались как занятое население, 57,3 тыс. человек  - как безработные с применением критериев Международной организации труда. Уровень занятости составил 65,5 процента и увеличился за год на 0,2 процентного пункта. Уровень общей безработицы составил 7,3 процента от экономически активного населения. По сравнению с 2007 годом уровень общей безработицы увеличился на 1,4 процентного пункта. (см.диагр.2) 
По итогам обследования населения по вопросам занятости в среднем за 2008 год численность экономически активного населения области в возрасте 15-72 года составила 788,6 тыс. человек, уровень экономической активности достиг 70,7 процента. В их числе 731,4 тыс. человек классифицировались как занятое население, 57,3 тыс. человек  - как безработные с применением критериев Международной организации труда. Уровень занятости составил 65,5 процента и увеличился за год на 0,2 процентного пункта.( см. диагр.2) 
Уровень общей безработицы составил 7,3 процента от экономически активного населения. По сравнению с 2007 годом уровень общей безработицы увеличился на 1,4 процентного пункта. 

 

Диаграмма2 
 
Движение численности зарегистрированных безработных (2007-2008гг)

 

 

 

 

В государственных учреждениях  службы занятости населения к  концу декабря 2009 года состояло на учёте 28,8 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан. Официальный статус безработного имели 27,6 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец декабря 2009 года составил 3,5 процента экономически активного населения. [32] 
Наибольшее число безработных по степени образования населения это люди со средним образованием. (см. табл.3)

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 
Динамика общей численности безработных по уровню образования (средний показатель за год в %)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Среднее профессиональное образование

25,5

20,7

18,0

20,5

21,5

Высшее профессиональное образование

2,7

6,7

6,4

10,7

13,7

Начальное профессиональное образование

24,9

23,6

31,3

28,3

29,7

Среднее образование

34,7

23,7

21,4

29,6

30,2


 

 

 

Заключение

Ситуация с занятостью населения Кировской области  в наступившем году во многом будет определяться состоянием экономики, перспективы развития которой зависят от формирования спроса на производимую ею продукцию, оказываемые услуги. По оценке департамента экономического развития при Правительстве области в 2010 году, некоторый рост спроса прогнозируется на продукцию предприятий металлургического, лесопромышленного комплексов, электроэнергетики, кожевенно-обувной промышленности. Осторожный оптимизм о перспективах увеличения  спроса на выпускаемую продукцию обозначается по отношению к предприятиям химического, нефтехимического, агропромышленного комплексов, торговли, сферы услуг. Занятость на предприятиях этих отраслей в 2010 году, где работает около 21% численности занятых в экономике области, будет относительно стабильной. На предприятиях других отраслей она останется сложной. Многие из работодателей продолжат высвобождение персонала, использование режима неполной занятости работников. Особенно сложное положение будет в населённых пунктах, имеющих на своей территории градообразующие предприятия. [5] 
Для смягчения ситуации с занятостью населения в текущем году  продолжено осуществление ранее намеченных антикризисных мер, мероприятий программы содействия занятости населения, а также будут реализованы дополнительные меры в рамках областной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году», утвержденной постановлением Правительства области от 11.11.2009  № 30/397. 
В отличие от аналогичной программы, реализованной в прошлом году, в программе этого года предусмотрено увеличение объемов опережающего обучения (переобучения, повышения квалификации) работников предприятий, необходимого при проведении структурной перестройки, модернизации производства. Для развития предпринимательства среди безработных граждан предоставлены дополнительные возможности за счет увеличения количества участников этого направления программы включающего безработных, трудоустраиваемых на рабочие места, создаваемые предпринимателями из числа безработных.  
Особая значимость придана мероприятиям по организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования, которые выделены отдельным направлением программы, увеличены ее объемы. В качестве пилотных направлений программы в небольших объемах запланированы мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства, мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов.  
В реализации этой программы выявились и свои слабые звенья. Низкая мотивация к организации общественных работ есть у руководителей некоторых предприятий. Работодателей, например, не устраивает частая сменяемость контингента, много времени уходит на оформление договоров, отчетности, прочей документации. Руководители предприятий жалуются, что приходится за свой счёт оплачивать больничные, компенсации за неиспользованные дни отпуска.  Надо тратиться на спецодежду и мелкий инвентарь. 
Беспокойство вызывает не только тяжелое положение предприятий, но и ближайшая перспектива выхода на рынок труда многочисленных выпускников учебных заведений. 
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда - существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства). По мнению большинства экономистов, полная занятость - понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

Информация о работе Сущность и проблемы занятости безработицы