Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа
Главная цель курсовой работы заключается в определении главных направлений развития и особенностей рынка услуг образования как важной сферы образования Приморского края.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
1. Уточнить определения "образование", "рынок услуг образования" с учетом, прежде всего, особенностей реформируемой экономики;
2. Определить виды образования с учетом правового регулирования приморским законодательством;
3. Рассмотреть образование как элемент рынка услуг образования; провести детальный анализ в различных сферах образования, в частности, по Приморскому краю;
Введение
Глава 1 Статистика образования
1.1 Основные понятия статистики образования
1.2 Дошкольное образование
1.3 Школьное и внешкольное образование
1.4 Среднее профессиональное образование
1.5 Высшее образование
1.6 Профессиональное образование
Глава 2. Анализ показателей рынка
2.1 Исследование развития рынка услуг образования
Заключение
Список использованных источников и литературы
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,3%, а численность учащихся уменьшилась на 15,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 35,1%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 36,8%. (Таблица 2).
Таблица 2. Структура дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 | |
Число учреждений - всего |
669 |
653 |
648 |
634 |
614 |
в том числе: |
|||||
в городах и поселках городского типа |
325 |
305 |
305 |
297 |
294 |
в сельской местности |
344 |
348 |
343 |
337 |
320 |
Численность учащихся - всего, тыс. чел. |
219.7 |
204.9 |
195.8 |
189.9 |
185.0 |
в том числе: |
|||||
в городах и поселках городского типа |
162.2 |
148.2 |
142.2 |
138.3 |
136.0 |
в сельской местности |
57.5 |
56.7 |
53.6 |
51.6 |
49.0 |
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел. |
27.1 |
22.5 |
20.0 |
15.3 |
17.6 |
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. |
20.4 |
19.4 |
18.6 |
15.7 |
12.9 |
Динамика числа дневных
Рис.3. Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Рис.4. Динамика численности учащихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Проведем аналогичное
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 11,8%, а численность учащихся уменьшилась на 33,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 62,5%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 63,9%. (Таблица 3).
Таблица 3. Структура дневных негосударственных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 | |
Число учреждений |
17 |
15 |
16 |
14 |
15 |
Численность учащихся, чел. |
1504 |
1352 |
1285 |
1130 |
995 |
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел. |
216 |
144 |
107 |
74 |
81 |
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел. |
252 |
154 |
189 |
121 |
91 |
По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число вечерних общеобразовательных учреждений в Приморском крае составляло 47., из них в городах и поселках городского типа - 32 учреждения, в сельской местности - 15 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида составляло 7,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 5,3 тыс. чел., а в сельской местности - 2,6 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось незначительно, всего на 2.1%, а численность учащихся уменьшилась на 26,9%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 31,6%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 62,1%. (Таблица 4).
Таблица 4. Структура вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 | |
Число учреждений - всего |
48 |
46 |
46 |
47 |
47 |
в том числе: |
|||||
в городах и поселках городского типа |
34 |
31 |
31 |
32 |
32 |
в сельской местности |
14 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Численность учащихся - всего, тыс. чел. |
10.8 |
10.3 |
9.4 |
8.5 |
7.9 |
в том числе: |
|||||
в городах и поселках городского типа |
8.2 |
7.3 |
6.4 |
5.7 |
5.3 |
в сельской местности |
2.6 |
3.0 |
3.0 |
2.8 |
2.6 |
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел. |
1.9 |
1.8 |
1.6 |
1.4 |
1.3 |
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. |
2.9 |
3.0 |
3.0 |
2.6 |
1.1 |
По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число учреждений среднего образования в Приморском крае составляло 22., в них обучается студентов - 31,3 тыс. чел. По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8.4%, а численность учащихся уменьшилась на 10% (Таблица 5).
Таблица 5. Структура учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
2007/ 2008 |
2008/ 2009 |
2009/ 2010 | |
Число государственных средних специальных учебных заведений |
24 |
24 |
22 |
22 |
22 |
в них обучается студентов, тыс. чел. |
34.8 |
34.5 |
34.2 |
32.7 |
31.3 |
Принято студентов, тыс. чел. |
12.5 |
12.1 |
12.3 |
11.3 |
11.5 |
Выпущено специалистов, тыс. чел. |
8.7 |
8.6 |
8.5 |
8.3 |
8.3 |
Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.5. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на Рис.6.
Рис.5. Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Рис.6. Динамика численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число государственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 10, в них обучается студентов - 95,7 тыс. чел.
Число негосударственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 2, в них обучается студентов - 2,8 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений осталось на прежнем уровне, но численность учащихся уменьшилась на 3,5% в учебных заведениях того и другого профиля. Необходимо отметить, что число выпущенных специалистов значительно меньше числа принятых студентов: в государственных учебных заведениях - на 5,2%, в негосударственных - на 50% (Таблица 6).
Таблица 6. Структура учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
2007/ 2008 |
2008/ 2009 |
2009/ 2010 | |
Число государственных высших учебных заведений |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
в них обучается студентов, тыс. чел. |
99.1 |
99.2 |
94.9 |
96.6 |
95.7 |
принято студентов, тыс. чел. |
23.2 |
22.1 |
22.4 |
22.0 |
22.0 |
выпущено специалистов, тыс. чел. |
13.2 |
15.3 |
16.1 |
16.1 |
17.4 |
Число негосударственных высших учебных заведений |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
в них обучается студентов, тыс. чел. |
2.9 |
2.7 |
2.5 |
2.5 |
2.8 |
принято студентов, тыс. чел. |
0.7 |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
0.8 |
выпущено специалистов, тыс. чел. |
0.5 |
0.4 |
0.6 |
0.5 |
0.4 |
Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.7. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.8.
Рис.7. Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Рис.8. Динамика численности учащихся в учреждениях высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.
Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.
В курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного, профессионально - технического, среднего специального и высшего образования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не только проведения мониторинга развития образования, но и изучения соотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокой социальной эффективности и качества услуг в области обучения.
Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием.
Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.
1 Статистика / Под ред. С.С. Герасименко - К.: КНЕУ, 2008.-С.26.
2 Социальная статистика: Учебник / под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.-С.45.
3 Харченко Л.П. Статистика — М: ИНФРА – М, 2007. - С.53.
4 Социально-экономическая статистика / Под ред. проф. Башкатова Б.И. — М.: Юнити, 2008.-С.37.
5 Общая теория статистики / Под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2009.-С.28.
6 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.-С.63.
7 Сайт www.gks.ru (Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)
8 Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009.-С.48.
9 Переяслова И.Г. Статистика: учеб. Пособие / И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев, О.Г. Переяслова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-С.28.
10 Гусаров В.М. – Статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –С.42.
11 Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С.25.
12 Октябрьский П.Я. Статистика: учебник, М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.-С.38.
13 Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под. ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2009.-С.62.
14 Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2007.-С.76.
15 Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2007.-С.41.