Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа
Главная цель курсовой работы заключается  в определении главных направлений  развития и особенностей рынка услуг  образования как важной сферы  образования Приморского края.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
1. Уточнить определения "образование", "рынок услуг образования" с учетом, прежде всего, особенностей реформируемой экономики;
2. Определить виды образования с учетом правового регулирования приморским законодательством;
3. Рассмотреть образование как элемент рынка услуг образования; провести детальный анализ в различных сферах образования, в частности, по Приморскому краю;
Введение
Глава 1 Статистика образования
1.1 Основные понятия статистики образования
1.2 Дошкольное образование
1.3 Школьное и внешкольное образование
1.4 Среднее профессиональное образование
1.5 Высшее образование
1.6 Профессиональное образование
Глава 2. Анализ показателей рынка
2.1 Исследование развития рынка услуг образования
Заключение
Список использованных источников и литературы
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,3%, а численность учащихся уменьшилась на 15,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 35,1%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 36,8%. (Таблица 2).
Таблица 2. Структура дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/2006  | 
  2006/2007  | 
  2007/2008  | 
  2008/2009  | 
  2009/2010  | |
Число учреждений - всего  | 
  669  | 
  653  | 
  648  | 
  634  | 
  614  | 
в том числе:  | 
  |||||
в городах и поселках городского типа  | 
  325  | 
  305  | 
  305  | 
  297  | 
  294  | 
в сельской местности  | 
  344  | 
  348  | 
  343  | 
  337  | 
  320  | 
Численность учащихся - всего, тыс. чел.  | 
  219.7  | 
  204.9  | 
  195.8  | 
  189.9  | 
  185.0  | 
в том числе:  | 
  |||||
в городах и поселках городского типа  | 
  162.2  | 
  148.2  | 
  142.2  | 
  138.3  | 
  136.0  | 
в сельской местности  | 
  57.5  | 
  56.7  | 
  53.6  | 
  51.6  | 
  49.0  | 
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел.  | 
  27.1  | 
  22.5  | 
  20.0  | 
  15.3  | 
  17.6  | 
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел.  | 
  20.4  | 
  19.4  | 
  18.6  | 
  15.7  | 
  12.9  | 
Динамика числа дневных 
 
Рис.3. Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Рис.4. Динамика численности учащихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Проведем аналогичное 
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 11,8%, а численность учащихся уменьшилась на 33,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 62,5%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 63,9%. (Таблица 3).
Таблица 3. Структура дневных негосударственных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/2006  | 
  2006/2007  | 
  2007/2008  | 
  2008/2009  | 
  2009/2010  | |
Число учреждений  | 
  17  | 
  15  | 
  16  | 
  14  | 
  15  | 
Численность учащихся, чел.  | 
  1504  | 
  1352  | 
  1285  | 
  1130  | 
  995  | 
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел.  | 
  216  | 
  144  | 
  107  | 
  74  | 
  81  | 
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел.  | 
  252  | 
  154  | 
  189  | 
  121  | 
  91  | 
По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число вечерних общеобразовательных учреждений в Приморском крае составляло 47., из них в городах и поселках городского типа - 32 учреждения, в сельской местности - 15 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида составляло 7,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 5,3 тыс. чел., а в сельской местности - 2,6 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось незначительно, всего на 2.1%, а численность учащихся уменьшилась на 26,9%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 31,6%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 62,1%. (Таблица 4).
Таблица 4. Структура вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/2006  | 
  2006/2007  | 
  2007/2008  | 
  2008/2009  | 
  2009/2010  | |
Число учреждений - всего  | 
  48  | 
  46  | 
  46  | 
  47  | 
  47  | 
в том числе:  | 
  |||||
в городах и поселках городского типа  | 
  34  | 
  31  | 
  31  | 
  32  | 
  32  | 
в сельской местности  | 
  14  | 
  15  | 
  15  | 
  15  | 
  15  | 
Численность учащихся - всего, тыс. чел.  | 
  10.8  | 
  10.3  | 
  9.4  | 
  8.5  | 
  7.9  | 
в том числе:  | 
  |||||
в городах и поселках городского типа  | 
  8.2  | 
  7.3  | 
  6.4  | 
  5.7  | 
  5.3  | 
в сельской местности  | 
  2.6  | 
  3.0  | 
  3.0  | 
  2.8  | 
  2.6  | 
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел.  | 
  1.9  | 
  1.8  | 
  1.6  | 
  1.4  | 
  1.3  | 
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел.  | 
  2.9  | 
  3.0  | 
  3.0  | 
  2.6  | 
  1.1  | 
По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число учреждений среднего образования в Приморском крае составляло 22., в них обучается студентов - 31,3 тыс. чел. По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8.4%, а численность учащихся уменьшилась на 10% (Таблица 5).
Таблица 5. Структура учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/ 2006  | 
  2006/ 2007  | 
  2007/ 2008  | 
  2008/ 2009  | 
  2009/ 2010  | |
Число государственных средних специальных учебных заведений  | 
  24  | 
  24  | 
  22  | 
  22  | 
  22  | 
в них обучается студентов, тыс. чел.  | 
  34.8  | 
  34.5  | 
  34.2  | 
  32.7  | 
  31.3  | 
Принято студентов, тыс. чел.  | 
  12.5  | 
  12.1  | 
  12.3  | 
  11.3  | 
  11.5  | 
Выпущено специалистов, тыс. чел.  | 
  8.7  | 
  8.6  | 
  8.5  | 
  8.3  | 
  8.3  | 
Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.5. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на Рис.6.
Рис.5. Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Рис.6. Динамика численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
 
По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число государственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 10, в них обучается студентов - 95,7 тыс. чел.
Число негосударственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 2, в них обучается студентов - 2,8 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений осталось на прежнем уровне, но численность учащихся уменьшилась на 3,5% в учебных заведениях того и другого профиля. Необходимо отметить, что число выпущенных специалистов значительно меньше числа принятых студентов: в государственных учебных заведениях - на 5,2%, в негосударственных - на 50% (Таблица 6).
Таблица 6. Структура учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/ 2006  | 
  2006/ 2007  | 
  2007/ 2008  | 
  2008/ 2009  | 
  2009/ 2010  | |
Число государственных высших учебных заведений  | 
  10  | 
  10  | 
  10  | 
  10  | 
  10  | 
в них обучается студентов, тыс. чел.  | 
  99.1  | 
  99.2  | 
  94.9  | 
  96.6  | 
  95.7  | 
принято студентов, тыс. чел.  | 
  23.2  | 
  22.1  | 
  22.4  | 
  22.0  | 
  22.0  | 
выпущено специалистов, тыс. чел.  | 
  13.2  | 
  15.3  | 
  16.1  | 
  16.1  | 
  17.4  | 
Число негосударственных высших учебных заведений  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
в них обучается студентов, тыс. чел.  | 
  2.9  | 
  2.7  | 
  2.5  | 
  2.5  | 
  2.8  | 
принято студентов, тыс. чел.  | 
  0.7  | 
  0.6  | 
  0.6  | 
  0.6  | 
  0.8  | 
выпущено специалистов, тыс. чел.  | 
  0.5  | 
  0.4  | 
  0.6  | 
  0.5  | 
  0.4  | 
Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.7. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.8.
 
Рис.7. Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Рис.8. Динамика численности учащихся в учреждениях высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
 
Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.
Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.
В курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного, профессионально - технического, среднего специального и высшего образования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не только проведения мониторинга развития образования, но и изучения соотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокой социальной эффективности и качества услуг в области обучения.
Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием.
Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.
 
1 Статистика / Под ред. С.С. Герасименко - К.: КНЕУ, 2008.-С.26.
2 Социальная статистика: Учебник / под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.-С.45.
3 Харченко Л.П. Статистика — М: ИНФРА – М, 2007. - С.53.
4 Социально-экономическая статистика / Под ред. проф. Башкатова Б.И. — М.: Юнити, 2008.-С.37.
5 Общая теория статистики / Под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2009.-С.28.
6 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.-С.63.
7 Сайт www.gks.ru (Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)
8 Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009.-С.48.
9 Переяслова И.Г. Статистика: учеб. Пособие / И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев, О.Г. Переяслова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-С.28.
10 Гусаров В.М. – Статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –С.42.
11 Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С.25.
12 Октябрьский П.Я. Статистика: учебник, М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.-С.38.
13 Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под. ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2009.-С.62.
14 Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2007.-С.76.
15 Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2007.-С.41.