Статистика цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Статистика инфляции и цен
1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции
1.2 Инфляция и ее статистическое изучение
1.3 Система показателей статистики цен
Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции
2.1 Изучение индексов потребительских цен
2.2 Индекс потребительских цен на региональном уровне
2.3 Оценка инфляции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1,009.32 Кб (Скачать)

Важнейшим показателем в статистическом исследовании является показатель уровня инфляции, который измеряется с помощью системы ценовых индексов, среди которых наибольший интерес представляют индекс-дефлятор ВВП (дефлятор ВВП) и показатель нормы инфляции.

Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране. Он рассчитывается как отношение номинального ВВП (NВВП) к реальному ВВП (RВВП):

 

 

где - валовой продукт исследуемого периода в текущих ценах; - валовой продукт в ценах базисного периода.

В статистическом анализе инфляции используется также показатель нормы инфляции (ИN), который определяется по формуле

 

где It и It-1 - индексы смежных периодов.

Норма инфляции отражает процентное изменение уровня инфляции за данный период времени. В статистике принято считать, что если норма инфляции менее 10%, то имеет место «ползучая» инфляция; если норма инфляции около 50%, то имеет место «гиперинфляция». Норма инфляции 10 - 99% характерна для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран.

1.3 Система показателей статистики цен

 

Характеристика инфляции тесно связана с анализом ценовой политики. В рыночной экономике одной из важнейших функций цены является балансирующая функция, которая заключается в установлении баланса между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена выполняет также учетно-стоимостную функцию (выражает стоимость затрат через результат производства), стимулирующую функцию (активизирует эффективность производства), а также распределительную функцию (является показателем распределения и перераспределения произведенной стоимости, что важно для решения социальных задач).

Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Она определяется путем деления стоимости ( ) на общее количество изучаемых единиц ( ). Если данные о продаже представлены в натуральном выражении, то для определения средней величины используется формула средней арифметической взвешенной

 

 

Если данные о продаже представлены в стоимостном выражении, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной

 

 

Определение средней цены как простой арифметической допускается лишь в случаях расчета рыночных средних цен за месяц.

Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.

В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены «старого» и «нового» товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.

Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:

1) вначале определяются сводные индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;

2) затем рассчитываются сводные индексы (цепные и базисный) по товарным группам;

3) на заключительном этапе рассчитываются сводные индексы цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле Ласпейреса

 

 

где ipj - индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0 q0 - товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.

Полученные сводные данные поступают в государственную отчетность.

Важное место в статистике цен отводится анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и услуг.

Для характеристики динамики потребительских цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.

Сводный индекс потребительских цен является важнейшим показателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года:

 

 

где Q0 - объем потребительской корзины в базисном периоде; p1 p0 - цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.

В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.

Показатель покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб) при текущем уровне цен и тарифов.

Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

 

Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции

2.1 Изучение индексов потребительских цен

 

Индекс потребительских цен является относительным показателем, измеряющим общее изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, или потребительской корзины среднего потребителя.

Для характеристики изменения цен на потребительские товары и услуги используется система индексов при помощи, которых можно решать задачи различной трудности. Можно сказать, что эту систему образуют:

сводный индекс потребительских цен, характеризующий изменение фиксированного полного набора товаров и услуг;

сводный индекс потребительских цен характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг;

индекс стоимости прожиточного минимума;

индексы потребительских цен для отдельных социально-демографических групп.

На практике, как правило, расчёт индекса потребительских цен производится на основе модификации формулы Ласпейреса:

 

Уp = 56,60· 6,3· 46,29 + 11,44· 7,77· 30 + 6,46· 5,90· 39,1

46,29 7,77 5,90 =

5,90· 39,1 + 7,77· 30 + 46,29·

= 1,22· 6,3· 46,29 + 1,47· 7,77· 30 + 1,09· 5,90· 39,1 =

230,69 + 233,1 + 291,62

355,8 + 342,7 + 251,5 = 950,0 = 1,25 или 125%

755,41 755,41

 

Данный расчёт производился по трём товарам: говядине, молоку и муке. В среднем по трём товарам цены выросли в 1,25 раз или рост составил 125%.

В результате увеличения цен на 25% покупатели заплатили 194,59 млн. рублей больше в 2007 году, чем в 2006 г, т. е 950руб. - 755,41руб. =194,59 руб.

В данном случае отчётным периодом является октябрь 2007 года, а базой октябрь 2006 года.

2.2 Индекс потребительских цен

на региональном уровне

 

Индекс потребительских цен по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.

Расчёт индекса потребительски цен на региональном уровне необходим, с одной стороны, как один из этапов вычисления сводного индекса для страны в целом, а с другой - для характеристики цен на потребительские товары в данном регионе и в какой-то мере для управления её экономикой.

На региональном уровне местными органами управления регулируются цены на основные продукты питания, социально-значимые непродовольственные товары, услуги транспорта, связи и др.

Для сопоставимости различных видов ИПЦ применяется единая методология их расчёта. Несомненно, в Воронежской области данная методология присутствует и успешно работает.

Расчёт ИПЦ может производиться поэтапно. С начала можно находить индивидуальные индексы цен по какому-либо товару, услуге, а в последствии уже рассчитываются агрегатные индексы.

Исходя из полученных данных можно судить о том, насколько произошло изменение индивидуального индекса цен, либо индекса физического объёма, т. е может быть как уменьшение, так и увеличение этих показателей.

Можно с уверенностью сказать, что в 2008 - 2009 гг. индивидуальный индекс цен и индекс физического объёма в Воронежской области был несколько предпочтительнее, нежели в России и в отдельных её регионах.

В Воронежской области наблюдалось снижение цен на отдельные виды продтоваров, и увеличивались объёмы продаж товаров. Всё сказанное можно подкрепить конкретными фактами.

В Воронежской области индивидуальные индексы цен составили (ip):

(отчётным периодом является 2009 год, база - 2008 год)

 

ip, жив. масло = = 1,00 или 100%

ip, говядина = = 1,00 или 100%

ip, молоко=     = 1,04 или 104%

ip,растительное масло = = 0,99 или 99%

ip, сахар = = 0,97 или 97%

 

По таким товарам как говядина, животное масло цены остались на прежнем уровне и изменению не подлежали.

Аналитическое исследование показало, что в Воронежской области в отчётном году, т.е. 2009 по сравнению с базисным годом 2008 индивидуальный индекс цен составил:

1) цена на молоко и молочные продукты выросла на 4%;

2) цена на растительное масло уменьшилась на 1%;

3) цена на сахар уменьшилась на 3%;

4) цены на говядину, животное масло остались неизменными.

Индивидуальный индекс цен (ip) по России за 2008-2009гг. составил:

ip= p1/p0

 

говядина = 1,13 или 113%

мука = 1,07 или 107%

животное масло =1,14 или 114%

сахар =0,82 или 82%

молоко =1,13 или 113%

Цены на продукты, их рост, безусловно, вызваны экономическими факторами в регионе и ряде регионов.

Ещё можно выделить такой индекс как индекс физического объёма продукции.

По Воронежской области за 2008 - 2009гг. он составил:

 

Iq = q1/q0

Iq, говядина = = 1,27 или 127%

iq, молоко = = 1,42 или 142%

iq, мука = = 1,26 или 126%

iq, крупа = = 1,11 или 111%

 

Аналитическое исследование показало, что в Воронежской области в отчётном году, т.е. 2009 по сравнению с базисным годом 2008 индивидуальный индекс физического объёма составил:

рост реализации говядины на 27%;

увеличение реализации молока на 42%;

увеличение реализации пшеничной муки на 26%;

увеличение реализации крупы на 11%;

К 2010 году цены в отдельных регионах России приближаются друг к другу, однако, брать в учёт районы крайнего Севера, поскольку там цена на продукты первой значимости достигают невероятно высоких пределов.

Что же касается Воронежской области, то изменение цен за 2008-2009 гг. было следующим:

 

ip=

 

ip, говядина= = 1,22 или 122%

ip, молоко= = 1,09 или 109%

ip, сахар= = 1,81 или 181%

ip, картофель= = 1,14 или 114%

ip, яйцо= = 1,12 или 112%

ip, макар. изд-я= = 1,04 или 104%

 

Аналитическое исследование показало, что в Воронежской области в отчётном году, т.е. 2009 по сравнению с базисным годом 2008 индивидуальный индекс цен составил:

цена на говядину увеличилась на 27%;

цена на молоко выросла на 9%;

цена на сахар увеличилась на 81%;

цена на картофель увеличилась на 14%;

цена на яйцо выросла на 12%;

цена на макаронные изделия увеличилась на 4%.

Таким образом, 2009-й год стал годом увеличения цен не только на продтовары, но и на промышленные и, которые в свою очередь были обусловлены как внутренними факторами, так и внешними (тяжёлое положение на мировом нефтяном рынке). Ведь повышение цен на энергоносители вели к повышению и на продуктовом потребительском рынке.

Наряду с данным расчётом ИПЦ существуют цепные и базисные индексы. Цепные индексы позволяют проследить изменение поэтапно, например от месяца к месяцу, или какого - либо другого периода. В статистической практике Хакасии широко используются все указанные методы. Их наглядность позволяет проследить малейшее изменение будь то изменение цены, либо товародвижения продукции.

Следует иметь в виду, что ИПЦ характеризует изменение цен на фиксированный набор товаров и услуг. К тому же данный набор для всех групп населения одинаков и остаётся неизменным в течение длительного периода времени.

В данный набор входит двадцать пять продуктов питания. Причём население должно располагать определёнными средствами к их приобретению. Всё сказанное можно объединить в такие понятия, как прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума.

Была определена сумма, которую необходимо потратить, чтобы приобрести некоторые видов продуктов. Эта сумма рассчитана в среднем на душу населения Воронежской области.

Информация о работе Статистика цен и инфляции