Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:45, реферат
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государства финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетной системе, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществить регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Введение.
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы
3. Статистический анализ формирования и использования бюджета Российской Федерации.
3.1 Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей бюджета
3.2 Сравнительный анализ динамики и структуры различных статей бюджета
Заключение.
Объем доходов в
ВВП составляет 21,23%
и 16,1%, в 2009 и 2010 гг. соответственно.
Объем расходов бюджета
в ВВП составляет 17,6%
и 22,9%, в 2009 и 2010 гг. соответственно.
Доля резервного фонда
в ВВП осталась прежней 10%.
Далее рассмотрим структуру
и динамику федерального
бюджета в разрезе разделов.
Таблица 3.3
Состав и динамика
расходов федерального
бюджета по разделам
в 2009-2010 гг., тыс. рублей
|
Анализируя представленные
данные, мы видим, что
не все статьи расходов
возрастают со временем,
какие-то являются более
приоритетными и
в условиях финансовой
нестабильности им отдают
предпочтения.
Структура расходов
федерального бюджета
по разделам в 2009-2010
гг. представлена в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Структура расходов
федерального бюджета
по разделам в 2009-2010
гг., %
|
В
структуре расходов
наибольшую долю занимают
межбюджетные трансферты
– 36%, национальная экономика
– 19%, национальной обороны
– 12% и общегосударственные
вопросы – 10%. Доля
остальных меньше 10% (2009
год).
3.2. Анализ динамики
и структуры различных
статей бюджета
Так же как и в предыдущей
главе, мы можем совокупно
проанализировать некоторые
из статей расходов
федеральных бюджетов 2009 - -2010
годов.
Стоит заметить, что
статья межбюджетных
трансфертов увеличилась
на 174 миллиарда, однако
динамика ее компонентов
еще более драматична.
Так, важной составляющей
являются трансферты
пенсионному фонду,
которые выросли более
чем на 580 миллиардов
рублей. Однако остальные
составляющие — различная
помощь бюджетам других
уровней, а также фондам
социального и медицинского
страхования — были
уменьшены более чем
на 400 миллиардов рублей,
за счет чего и был компенсирован
такой значительный
рост трансфертов в
пенсионный фонд РФ.
Статья «Национальная
экономика» оказалась
в самом большом минусе
— расходы по ней снизились
более чем на 500 миллиардов.
Это можно объяснить
снижением объемов государственного
антикризисного стимулирования
в следующем году. В
то же время, расходы
по этой статье в 2010
году превзойдут уровень 2008
года, даже в реальном
выражении.
Статья «Общегосударственные
вопросы» увеличивается
на протяжении последних 3-х
лет. Рост планируемых
в 2010 году расходов на 227,4
миллиардов рублей обусловлен,
в основном, ростом расходов
на международные отношения
и международное сотрудничество (+34,5
миллиарда), на обслуживание
государственного и
муниципального долга (+101
миллиард), а также ростом
расходов на «другие
общегосударственные
вопросы»3 (+113 миллиардов).
Спешу заметить, что
согласно пояснительной
записке к бюджету, одной
из самых весомых подстатей
расходов на «другие
общегосударственные
вопросы» в 2010 году будет
значительное увеличение
бюджетных субсидий
Государственной корпорации
по строительству олимпийских
объектов и развитию
города Сочи как горноклиматического
курорта — в сумме 102,0
миллиарда рублей.
Заключение
В процессе проведенной
работы мы смогли убедиться,
что доходные и расходные
статьи бюджета располагаются
в соответствии с бюджетной
классификацией конкретного
государства.
Доходы бюджета — это
часть централизованных
финансовых ресурсов
государства, необходимых
для осуществления его
функций.
Бюджетные доходы —
понятие более узкое,
чем доходы государства,
которые помимо средств
бюджета включают денежные
средства всех уровней
власти, ресурсы внебюджетных
фондов, а также доходы
всего государственного
сектора.
Главным источником
доходов бюджета является
национальный доход.
В случае его недостаточности
для покрытия финансовых
нужд государство привлекает
национальное богатство.
Основные методы привлечения
национального дохода
в бюджет — это специальные
налоги и сборы, которые
устанавливаются исполнительной,
а утверждаются законодательной
властью.
Общая картина ясна:
расходы бюджета-2010
незначительно отличаются
от расходов-2009. При
этом в структуре бюджета-2010
значительно выросли
показатели общегосударственных
расходов и межбюджетных
трансфертов (за счет
увеличения трансфертов
пенсионному фонду),
а также умеренно выросли
расходы на национальную
оборону и национальную
безопасность (+3,4% и
+5,6%). При практически
неизменном общем объеме
расходов бюджета-2010
в сравнении с бюджетом-2009
для финансирования
вышеприведенных увеличившихся
расходов были значительно
сокращены расходы на
национальную экономику (-500
миллиардов, или -27%),
трансферты другим бюджетам (кроме
трансфертов пенсионному
фонду РФ), а также умеренно (в
пределах 4—9%) были сокращены
другие статьи расходов:
на ЖКХ, образование,
здравоохранение, культуру
и т. д.
Стоит отметить, что
в номинальном выражении
относительно бюджета-2008
расходы бюджета-2010
по всем статьям выросли.
Именно поэтому, с учетом
«антикризисной» особенности
2009 года, к эмоциональным
суждениям о снижении
расходов на те или иные
статьи бюджета в сравнении
с текущим годом стоит
относиться достаточно
критично.
Список литературы
1. Федеральный закон
от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред.
от 29.06.2009) "О федеральном
бюджете на 2009 год и
на плановый период 2010
и 2011 годов"
2. Федеральный закон
от 02 декабря 2009 года
№ 308-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2010 год и
на плановый период 2011
и 2012 годов"
3. Федеральный закон
от 02 декабря 2009 года
№ 309-ФЗ
О внесении изменений
в Федеральный закон "О
федеральном бюджете
на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов"
4. Бюджетное планирование
и прогнозирование:
Хрестоматия / Сост.
М.М. Сорокина. - Новосибирск:
СибАГС, 2006.- 88 с.
5. Бюджетная система
Российской Федерации:
Учеб./ М.В.Романовский
и др.; Под ред.М.В.Романовского,
О.В.Врублевской. - 2 -е
изд., перераб., испр. -
М.: Юрай - М, 2005.- 615 с.
6. Бюджетная система
России: Учеб. пособ./
Под ред. Г.Б. Поляка. -
М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.- 550
с.
7. Денисов Е.Ф., Павлов
Г.С., Тимошенко О.Ф. Финансовая
и денежно- кредитная
система. Федеральный
и местный бюджеты. Учеб.
пособ./ Под ред. В.А.Гневко,
А.Ф. Бучинского. - СПб.:
ИУЭ, 1998.- 127 с.
8. Татаркин А.И., Пыкова
И.А., Шеломенцев А.Г.
Бюджетный федерализм
и его роль в формировании
и развитии системы
межбюджетных отношений. -
Екатеринбург: УрОРАН,2002 .- 188
с.
9. Швецов Ю.Г. Концептуальные
основы формирования
системы бюджетного
регулирования в Российской
Федерации: монография. -
Барнаул: АлТГТУ, 2002.- 304
с.
10. www.minfin.ru