Статистический анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности, структуры, механизмов функционирования и регулирования рынка труда, а также различных статистических методов.
В первой главе рассматривается научно-теоретическая часть рынка труда: сущность структура, механизм функционирования и статистические методы. А во второй главе (практическая часть) приводится решение задач.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

     Экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав рабочей силы (включая и лиц, моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения). Численность экономически неактивного населения может быть определена как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы. Экономически неактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

  • учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру);
  • пенсионеры по старости, на льготных условиях и лица, получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.
  • лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
  • другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.

     Данные об экономически неактивном населении разрабатываются также по полу, возрасту , уровню образования и другим признакам.

     Производительность труда (w) относится к числу основных экономических показателей. Именно производительность в конечном счете определяет экономический прогресс в обществе, тем самым оказывая влияние и на его социальное развитие. В основе роста производительности труда лежит ресурсосбережение, экономия затрат общественного труда. Будучи качественной стороной труда, интенсивным фактором, онапрежде всего и обеспечивает результат экономической деятельности и его динамику. Роль же чисто экстенсивного фактора (количества труда) в динамике этого процесса будет снижаться. Оба фактора связаны с результатаом функционально, Q = T·w. Отсюда их раздельное влияние на абсолютное изменение количество произведенной продукции (Q):

     ∆QT =∆T · w0; ∆Qw = ∆w · T1 .

     В международной статистике показатель производительности труда не имеет самостоятельного значения и рассматривается как производный показатель труда, хотя с 60-х г.г. в рамках МОТ проводилась определенная работа в этой области, связанная с расчетами индексов w. Такое положение объясняется тем, что трактовка w как производительности только живого труда для эпохи начавшейся технологической революции считается уже недостаточной. Необходим показатель многофакторной, или глобальной, производительности, который одновременно выполнял бы роль обобщающего показателя эффективности экономики.

     Уровень производительности труда выражается средней выработкой продукции в единицу рабочего времени (прямой показатель w = Q/T) или затратами рабочего времени на выпуск единицы продукции, т.е. трудоемкостью изделия (обратный показатель t = T/Q). В обоих случаях продукция учитывается в натуральном выражении, что отвечает самой природе производительности живого конкретного труда как натуральной категории. Стоимостная же оценка продукции (работ, услуг) исключает возможность определения уровня w, а выражение ∑[qp/T] представляет собой лишь так называемую стоимостную выработку продукции (работ, услуг) в единицу рабочего времени, что очень условно можно принять за производительность. Но только эта оценка позволяет обобщать показатели производительности и выходить на ее общую динамику. В качестве показателя продукции (работ, услуг) при этом берется валовой выпуск или добавленная стоимость.

     На XII международной конференции статистиков труда (1973г.) было определено понятие «заработок» и трактовалось оно как вознаграждение в денежной и натуральной форме, получаемое регулярно через определенное время за выполнение задания или отработанное время, включая оплату отпусков и официальных праздничных дней. Оплата труда осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами. Под фондом заработной платы предприятий и организаций (F) понимается общая сумма денежных средств, начисленных работникам в качестве оплаты труда. Согласно Инструкции Госкомстата РФ, в состав этого фонда включаются начисленные организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время (отпуска, вынужденные простои и прочее), стимулирующие доплаты и надбавки, включая надбавки за выслугу лет, стаж работы; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии; единовременные поощрительные выплаты; материальная помощь, кроме помощи, оказанной отдельным работникам по семейным обстоятельствам; стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций; выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

     Фонд заработной платы исчисляется за месяц, квартал, год, и по нему определяется уровень средней заработной платы, или уровень оплаты труда.

     Уровень оплаты труда за период измеряется показателем средней заработной платы за этот период (fЇ=F/T). Это номинальный показатель. Реальной заработная плата будет за вычетом налогов и обязательных платежей и деления ее на индекс потребительских цен и тарифов.

     Возможны показатели средней месячной и средней годовой заработной платы одного работника по всей списочной их численности (кроме совместителей) и отдельным категориям, а по рабочим еще и показатели средней часовой и средней дневной заработной платы. Показатели fЇ по рабочим рассчитываются путем деления фондов заработной платы рабочих на соответствующие затраты труда:

fЇя =Fя / Tя-я; fЇдн = Fдн / Tя-дн; fЇря =Fря / Tря.

     Между указанными показателями существует определенная взаимосвязь: средняя часовая заработная плата, умноженная на среднюю продолжительность рабочего дня и коэффициент доплат до фонда дневной заработной платы, равна средней дневной заработной плате, т.е. fЇдн = fЇч · TЇдн · Kдн д, где Kдн д= Fдн / Fч; средняя дневная заработная плата, умноженная на среднюю продолжительность рабочего периода и коэффициент доплат до полного фонда заработной платы, равна средней полной заработной плате одного рабочего за период, т.е. fЇрч = fЇдн · TЇпер · Kрч д, где Kрч д= Fрч / Fдн. Подобные соотношения справедливы и в динамике, что позволяет использовать индексный метод факторного анализа для оценки влияния выделенных факторов на общее изменение средней заработной платы рабочих. 
 

1.4. Регулирование рынка труда.

     Государственная политика на рынка труда в целом и в области содействия занятости населения определена статьей 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Она состоит в следующем:

     Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

     Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на решение многообразных социально-экономических проблем рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

      Органы государственного регулирования рынка труда являются составной частью системы регулирования занятости.

     Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития РФ, образованное Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти» на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.

     Основными задачами Министерства труда и социального развития РФ являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

     Особенностью функционирования региональных органов по труду и занятости населения является то, что во многих субъектах Российской Федерации, а тем более в отдельных городах страны территориальные органы службы занятости, в отличие от управлений по труду, не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов РФ отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

     Функции государственного контроля за соблюдение работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области организации и охраны труда выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), созданная при Минтруде Указом Президента РФ в декабре 1994 г. У этого органа два основных направления работы:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде в целом (этими проблемами занимаются государственные правовые инспекторы);
  • контроль за соблюдением норм по охране труда (прерогатива государственных инспекторов по охране труда).

     Разрешение коллективных трудовых споров возложено на службу по урегулированию коллективных трудовых споров и ее органы на местах. Положение о этой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г., № 468.

     В соответствии с действующим законодательством, органы службы урегулирования коллективных трудовых споров на местах формируют списки посредников и трудовых арбитров и проводят их подготовку к разрешению коллективных трудовых споров; проверяют, в случае необходимости, полномочия сторон коллективного трудового спора; осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; выявляют и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению; оказывают методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров; организуют финансирование примирительных процедур, т.е. оплату посредников, трудовых арбитров; организуют работу по урегулированию коллективных трудовых споров.

1.5. Статистические методы анализа рынка труда

     В статистической практике используются различные методы анализа экономических явлений. Некоторые из них мы рассмотрим в данной работе.

     Группировка статистических данных.

     Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

     Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией. Классификация – это как бы стандарт, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Классификация основывается на самых существенных признаках, которые меняются очень мало.

     Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

     Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Классификация и группировка должны производиться на вполне объективных и легко распознаваемых признаков.

     Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе. Интервалы бывают:

  • равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом интервале одинакова;
  • неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;
  • открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;
  • закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

     Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

     Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).

     Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

     Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

     Ряды динамики.

     Ряд динамики – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления. Всякий ряд динамики включает два обязательных элемента: во-первых, время и, во-вторых, конкретное значение показателя, или уровень ряда.

Информация о работе Статистический анализ рынка труда