Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена острой необходимостью повышения безопасности дорожного движения в России. По подсчетам экспертов, ежегодно по всему миру в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет почти 1,2 млн. чел., а телесные повреждения получают до 50 млн. чел.
Дорожно-транспортная ситуация в России
Анализ данных по дорожно-транспортным происшествиям
Сравнение дорожной ситуации России с другими развитыми странами
Статистический анализ ДТП
2.1. Построение трендовой модели динамики дорожно-транспортных происшествий
2.2. Анализ факторов, влияющих на аварийность
Статистический анализ и оценка дорожно-транспортных происшествий
2.1. Построение трендовой модели динамики дорожно-транспортных происшествий
2.2. Анализ
факторов, влияющих на аварийность
Актуальность
темы исследования обусловлена острой
необходимостью повышения безопасности
дорожного движения в России. По подсчетам
экспертов, ежегодно по всему миру в дорожно-транспортных
происшествиях (ДТП) гибнет почти 1,2 млн.
чел., а телесные повреждения получают
до 50 млн. чел.
Без новых усилий и инициатив, общее количество смертельных случаев и травм в результате ДТП по всему миру, согласно прогнозам, возрастет в период с 2000 до 2020 г. примерно на 65%, а в странах с низким и средним уровнем дохода смертность в результате ДТП, может возрасти на 80%.
Резкий рост парка автомобилей в Российской Федерации привел к возникновению серьезного дефицита пропускной способности дорожной сети, в первую очередь, на подходах к крупным городам и основным транспортным узлам. Из-за недостаточного уровня транспортно- эксплуатационного состояния региональных, областных и городских российских дорог, средние скорости движения автомобилей по ним существенно ниже, а потери человеческого и транспортного ресурсов – выше, чем в европейских странах. Как результат, ежегодная общая сумма финансовых потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием автодорожной сети и ее техническим состоянием, составляет не менее 450 млрд. рублей.
В
Российской Федерации самый высокий
из 43 стран-членов Европейской конференции
министров транспорта (ЕКМТ) показатель
смертных случаев в ДТП (более 30 тыс.чел.
ежегодно), а их общее число составляет
одну треть от всех погибших в ДТП в этих
странах. В результате увеличения автомобильного
парка с начала 1990-х годов в 2,6 раза в России
резко ухудшилось состояние безопасности
дорожного движения. Следует помнить,
что в России общая смертность пострадавших
в дорожно-транспортных происшествиях
в 12 раз выше, чем при получении травм в
результате других несчастных случаев,
инвалидность - в 6 раз выше, а пострадавшие
нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Уровень дорожно-транспортного травматизма в России зашкаливает за все мыслимые пределы, риск погибнуть в ДТП в нашей стране — один из самых высоких в мире. В прошлом году в России произошло более 230 тысяч автоаварий, в которых погибли 32,7
тысячи человек, еще 285 тысяч получили ранения. Фактически каждый день в России сто
человек погибают на дороге.
Причем подобная высокая аварийность наблюдается при сравнительно низком уровне автомобилизации — в среднем по России на 1000 человек приходится в три раза меньше
машин, чем в Европе,
и почти в четыре раза меньше, чем в США.
2.1. Построение трендовой модели динамики дорожно-транспортных происшествий.
Для построения модели рассмотрим данные за 1990-2008 годы о количестве зарегистрированных ДТП на 100 тысяч населения, раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В качестве зависимого фактора для проведения такого анализа будет использоваться само количество ДТП.
Казалось бы, с годами ситуация на дорогах должна меняться к лучшему, но по данным Росстата можно проследить другую тенденцию. Более четверти погибших в дорожно-транспортных происшествиях составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). К 2008 году число аварий на 100 тысяч человек увеличилось примерно на 15,5 %. И если до 2000 года можно было говорить о стабильном снижении дорожно-транспортных происшествий, то в последнее десятилетие наблюдается обратный процесс. Это может быть связано с простоем в дорожном строительстве при увеличении обеспеченности населения собственными автомобилями: чем больше автомобилей, тем больше аварий. Динамику можно проследить по трендовой модели.
С ростом числа аварий повысилось количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях. Если в 1990 году их число составляло 145 человек на 100 тысяч населения, то сейчас их количество приближается к двумстам. То есть за 18 лет количество раненых в ДТП возросло на 32 %, что совсем не пропорционально росту числа аварий на дорогах: коэффициент прироста раненых в 2 раза больше коэффициента прироста числа ДТП.
Как видно из данных, представленных на графиках, в течение последних пяти лет наблюдается общий рост аварийности в стране, рост числа пострадавших в ДТП на фоне незначительного снижения уровня гибели людей при ДТП: число погибших в отличие от числа раненых колеблется на одном уровне, примерно 22 человека на 100 тысяч населения. Так, в 2008 году число смертей сократилось на 11% по сравнению с 2007 годом. Да и в целом, по показателю смертности при ДТП, после 2003 года, на который приходится рекордно высокое в российской истории число смертей на дорогах, неизменно наблюдается позитивная динамика – число летальных исходов при авариях в России с каждым годом медленно уменьшается. На это может влиять улучшение качества автомобилей и снижение тяжести аварий.
В то же время позитивной динамики с точки зрения комплексного повышении уровня безопасности движения на дорогах в России не наблюдается. Скорее можно говорить об обратной тенденции. Наконец, необходимо подчеркнуть, что позитивная российская динамика не выглядит таковой при сравнении показателей смертности в ДТП ведущих европейских стран и США.
2.2. Анализ факторов, влияющих на аварийность.
По данным УГИБДД автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку транспортных средств. Авария может случиться по вине водителя, из-за неисправности тормозной системы или обледенелой дороги, однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы - такие как день недели, погодные условия и качество дорожного покрытия. Выявление факторов позволяет принимать меры, в результате которых могут быть устранены сторонние причины аварий.
Первым шагом будет проведение описательных исследований с целью выяснить влияние различных факторов на количество ДТП. В качестве меры размера ДТП было выбрано число пострадавших.
Переменная День недели
Это категориальный фактор, отвечающий за день недели, когда произошла авария. Распределение количества ДТП по дням недели, очевидно, будет неоднородным - в выходные дни, когда на улицах меньше машин, аварии менее вероятны. Результаты приведены ниже.
Как видно из частотной таблицы, наиболее аварийными днями являются Пятница (16%), Среда (15,7%) и Четверг (14,8%). Наименьшее количество дорожных происшествий произошло в Воскресение (11%), день, который сильно уступает по числу аварий (14% следующий по аварийности день). Следовательно, конец рабочей недели отмечается большим числом аварий, начало - небольшим, выходные наименее опасны.
Переменная Месяц
Для каждой аварии фиксировался день, когда она произошла. Распределение аварий по месяцам интересно с точки зрения нахождения наиболее аварийных времен года. Приведем круговую диаграмму.
Наибольшее
число аварий приходится на апрель
и май, наименее аварийным можно
считать август. Рост числа ДТП
в весенние месяцы можно объяснить
плохими погодными условиями, изношенностью
дорожного полотна и
Переменная Время
При регистрации каждой аварии указывается время, когда она произошла. Значение этой переменной недостаточно точно, из-за особенностей регистрации ДТП, но целью анализа является нахождение наиболее аварийного времени суток. Распределение количества аварий также ожидается неоднородным; логично предположить, что в ночные часы происходит меньше аварий. Приведем гистограмму по количеству аварий в различное время суток.
Гистограмма
имеет явный пик в период от
18 до 21 часа и явный спад в период
с 1 часа ночи до 7 часов утра. Характерно
также, что число аварий возрастает
в течение всего дня, практически
не испытывая спадов. Только пройдя
вечерний час пик (19 часов) число
ДТП спадает до полуночи. Период
с 0 до 1 часа ночи характеризуется локальным
пиком аварий, вероятно связанным
с закрытием большинства
Интересным является вопрос о виде распределения
количества происшествий в зависимости
от дня недели и времени. То есть, одинаковый
ли вид имеют распределения количества
аварий в зависимости от времени суток
для каждого дня недели. Для того, чтобы
получить эмпирические распределения
числа аварий, воспользуемся категоризованными
гистограммами.
Из гистограммы
видно, что для всех дней недели распределение
имеет примерно одинаковый вид с
явной модой, приходящейся на вечерний
час пик. Характерно, что тенденция
к повышению аварийности между
полуночью и 1 часом ночи в той
или иной мере выделяется для всех
дней недели.
Приведем также гистограмму для визуализации
распределения числа аварий в зависимости
от времени суток и месяца.
Август кроме низкого уровня аварийности
вообще характерен еще и резким падением
числа аварий в вечерние часы. Это может
быть связано как с массовым исходом горожан
в отпуска, так и наиболее набором благоприятных
условий для дорожного полотна. [3] Особенно
острое значение меры по повышению дорожно-транспортной
безопасности приобретают в осенне-зимний
период, когда уровень аварийности на
российских дорогах существенно вырастает.
1)
2) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «Сравнительный анализ происшествий на дорогах России и США» Москва, октябрь 2007г.
3) Статистический Портал StatSoft
Информация о работе Статистический анализ и оценка дорожно-транспортных происшествий