Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:00, контрольная работа
Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
1.Определение и этапы статистического наблюдения-----------------------------5
2.Подготовительный этап статистического наблюдения -------------------------6
3.Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения-----------------------------------------------------------19
4.Разработка инструментария как третий этап статистич. Наблюдения-------20
Заключение-------------------------------------------------------------------------------22
Список литературы---------------------------------------------------------------------24
Интервью - это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.
Анкетный опрос - одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.
С точки зрения цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.
Экспедиционный (устный) способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.
Корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.
Явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.
Не менее важное место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.
Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.
3. Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения.
Особо важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения.
Программа наблюдения – научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного субъекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.
Например, научная основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики – это теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и законодательно предусмотренных мер государственных органов по социально-правовому контролю над ней. Законодательным основанием программ наблюдения являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.
Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных отраслей правовой статистики.
Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:
1. состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;
2. систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;
3. деятельность органов прокуратуры;
4. деятельность органов МВД России;
5. деятельность судебных органов;
6. деятельность учреждений ФСИН;
7. деятельность других правоохранительных органов.
Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:
1. состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате, структуру и динамику этих отношений, причины способствующие нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);
2. деятельность судов, арбитража и нотариата
Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей.
4. Разработка инструментария – третий этап статистического наблюдения.
Следующий этап статистического наблюдения – это разработка инструментария, то есть выбор формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.
Инструментарий статистического наблюдения составляют формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.
Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:
Индивидуальная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков.
Списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.
К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.
Применительно к правовой статистике, по показателям, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, отражается характеристика признаков объектов наблюдения данной статистики. Однако существуют и определенные статистические инструментарии для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, утвержденный Росстатом.[4]
В настоящее время получают распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.
Заключение
Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.
Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.
Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.
В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.
Таким образом, без использования данных и знания теории правовой статистики немыслимо совершенствование правоохранительных органов любого государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2005 – 588 с.
2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика; 2006 ; МГИУ
3. Правовая статистика ; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007 ; Юнити ;
4. Общая теория статистики / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Байтной. — М.: Финансы и статистика, 1994.
5. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»
6. Комментарий к федеральному закону от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»
7. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
8. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»
9. Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»
2
[1] Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»
[2] Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»
[3] Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
[4] Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»
Информация о работе Программа статистических наблюдений в правовой статистике