Программа статистических наблюдений в правовой статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
1.Определение и этапы статистического наблюдения-----------------------------5
2.Подготовительный этап статистического наблюдения -------------------------6
3.Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения-----------------------------------------------------------19
4.Разработка инструментария как третий этап статистич. Наблюдения-------20
Заключение-------------------------------------------------------------------------------22
Список литературы---------------------------------------------------------------------24

Файлы: 1 файл

Основы статистики.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

                  Интервью - это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.

                  Анкетный опрос -  одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания  и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу  является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах  охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.

С точки зрения цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.

Экспедиционный (устный) способ основан  на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.

Корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.

Явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.

Не менее важное место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.

Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.

 


3.  Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения.

Особо важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения.

Программа наблюдения – научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного субъекта. Содержание программы  определяется особенностями  наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.

Например, научная основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики – это теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности  и законодательно предусмотренных  мер государственных органов по социально-правовому контролю над ней. Законодательным основанием  программ наблюдения являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.

Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух  из основных отраслей правовой статистики.

Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:

1.                  состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;

2.                  систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;

3.                  деятельность органов прокуратуры;

4.                  деятельность органов МВД России;

5.                  деятельность судебных органов;

6.                  деятельность учреждений ФСИН;

7.                  деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:

1.                  состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате, структуру и динамику  этих отношений, причины способствующие нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);

2.                  деятельность судов, арбитража и нотариата

Современные технологии сбора  и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей.

 

4. Разработка инструментария – третий этап статистического наблюдения.

Следующий этап статистического наблюдения – это разработка инструментария, то есть  выбор   формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Инструментарий статистического наблюдения составляют формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть  представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:

                  Индивидуальная система, в которой  каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы  наблюдения и ее признаков.

                  Списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.

К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются  цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.

Применительно к правовой статистике,  по показателям, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, отражается характеристика признаков объектов наблюдения данной статистики.  Однако существуют и определенные статистические инструментарии  для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, утвержденный Росстатом.[4]

В настоящее время получают распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая  безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.


Заключение

Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.

Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.

Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического  исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования  является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и  в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.

В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.

Таким образом, без использования данных и знания теории правовой статистики немыслимо совершенствование  правоохранительных органов любого государства.


ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2005 – 588 с.

2.                  Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика; 2006 ; МГИУ

3.                  Правовая статистика ; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007 ; Юнити ;

4.                  Общая теория статистики / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Байтной. — М.: Финансы и статистика, 1994.

5.                  Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»

6.                  Комментарий к федеральному закону от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»

7.                  Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»

8.                  Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении  табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»

9.                  Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий  для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»

 

 

2

 



[1] Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»

[2] Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»

[3] Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»

[4] Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий  для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»


Информация о работе Программа статистических наблюдений в правовой статистике