Основные направления статистического изучения уровня жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.70 Кб (Скачать)

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием  при выборе направлений и приоритетов  экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как «благосостояние», «образ жизни» и другими, но наиболее полно  сущность уровня жизни раскрывает следующее  определение.

Уровень жизни - это комплексная  социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.

2.2 Социальные нормативы и потребности

Важную роль в изучении уровня жизни  населения играют социальные нормативы  как научно обоснованные ориентиры  направленности социальных процессов  в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и  рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице  для трудоспособных лиц, минимальные  трудовые и социальные пенсии для  пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе - это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются  после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия  же для их удовлетворения характеризуются  бюджетом времени населения. По величинам  рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность  рабочего времени и возможности  удовлетворения интеллектуальных и  социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о  потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. Наряду с личными, выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

Важнейшая задача статистики уровня жизни - выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с  оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его  различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни  относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения  его показателей; дифференциация различных  групп населения по доходам и  потреблению и анализ влияния  различных социально-экономических  факторов на изменение уровня. Большое  значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами  их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения  поставленных задач выступают: текущий  учет и отчетность предприятий, организаций  и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости  населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей  населения, разного рода социологических  и других обследований социальных условий  жизни и деятельности людей.

2.3 Индикаторы уровня жизни

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых  дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности  человека. Существует классификация  показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические  и социально-демографические; объективные  и субъективные; стоимостные и  натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры  потребления; статистические показатели и др.

Общие показатели - размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

Частные показатели - условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические  показатели - половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое  значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Важную роль при определении  уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления  и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения  и рад других.

Интегральные  индикаторы уровня жизни включают:

Ш макроэкономические показатели;

Ш демографические показатели;

Ш показатели экономической активности;

Ш показатели пенсионного обеспечения.

В качестве макроэкономических показателей используются следующие:

o расходы на конечное потребление  домашних хозяйств;

o фактическое конечное потребление  домашних хозяйств;

o темпы роста реальных располагаемых  доходов домашних хозяйств;

o оплата труда наемных работников, в том числе скрытая;

o фонд заработной платы;

o номинальная и реальная среднемесячная  заработная плата.

Демографические показатели оценки уровня жизни играют важную роль, поскольку население является, с одной стороны, объектом наблюдения при исследовании уровня жизни, а с другой - отражает своими характеристиками уровень экономического и социального развития страны. В качестве демографических характеристик уровня жизни и качества жизни в систему показателей включены:

o темпы роста численности постоянного  населения;

o ожидаемая продолжительность  жизни при рождении;

o уровень младенческой смертности, в том числе по полу;

o уровень детской смертности, в  том числе по полу;

o уровень материнской смертности.

Показатели экономической  активности включают:

o уровень экономической активности;

o уровень занятости;

o соотношение численности занятых в экономике к численности населения;

o уровень безработицы.

Важнейшей характеристикой уровня жизни является экономическое положение  пенсионеров, т.к. с учетом демографического старения населения доля пенсионеров  в стране увеличивается. В систему  показателей включены следующие показатели пенсионного обеспечения:

o численность пенсионеров, в  том числе с группировкой по  возрасту;

o суммы назначенных месячных  пенсий, в том числе по возрасту;

o средний номинальный размер  месячных пенсий;

o темпы роста среднего реального  размер назначенных пенсий;

o минимальный размер пенсий.

Показатели  материальной обеспеченности населения разделены на:

- доходы домашних хозяйств и

- неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения.

Показатели этого раздела определяются на основе выборочного обследования домашних хозяйств.

В группу показателей доходов домашних хозяйств включены показатели совокупных и денежных номинальных и реальных доходов домашних хозяйств (общих и располагаемых), а также показатели, характеризующие реальные возможности населения:

o покупательная способность среднедушевых  денежных доходов;

o среднемесячная заработная плата,  средний размер пенсий;

o дефицит дохода и индекс  потребительских цен.

Неравенство в  распределении доходов оценивается с использованием характеристик распределения населения по 20%-ным группам в зависимости от объема денежных расходов, децильного коэффициента дифференциации доходов населения, коэффициента концентрации доходов - индекса Джини.

Показатели  личного потребления и питания  населения включают следующие показатели:

Ш стоимость минимальной потребительской корзины;

Ш величина прожиточного минимума;

Ш структура и динамика потребительских доходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах;

Ш доля затрат на питание в располагаемых ресурсах и потребительских расходах домашних хозяйств;

Ш среднедушевое потребление основных продуктов питания;

Ш энергетическая ценность пищевого рациона;

Ш содержание в продуктах питания животных белков на душу населения.

Оценка жилищных условий населения проводится с использованием таких показателей, как:

Ш обеспеченность населения жильем (общая и жилая площадь в расчете на одного человека);

Ш доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения;

Ш число семей, состоящих на учете на получение жилья.

Раздел показателей образования включает:

Ш число государственных дневных образовательных учреждений и численность учащихся в них;

Ш число государственных высших учебных заведений;

Ш численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения;

Ш число государственных средних специальных учебных заведений и численность студентов в них в расчете на 10000 населения.

Показатели  культуры, туризма и отдыха включают показатели, характеризующие:

Ш число посещений театров и музеев на 1000 человек населения;

Информация о работе Основные направления статистического изучения уровня жизни населения