Монополия и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:51, реферат

Краткое описание

1.понятие монополии

2. рыночные отношнения
2. функции рынка
4. типы рынков
5. конкуренция как главный элемент рынка
6. монополия и конкуренция
7. рынок и государство

Файлы: 1 файл

монополия и рынок.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Более 90% продукции  машиностроения выпускали  
предприятия, на которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно  
высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается  
практически во всех отраслях экономики России.  
Концентрация производства дополняется узкой предметной  
специализацией производства, которая просто несовместима с  
конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких  
заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном  
количестве) .  
Типичный пример - практически неработоспособная в условиях рынка  
советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от  
друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе  
управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им.  
Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане - завод  
без КБ.  
Монополия - "за" и "против" Двойственная роль монополии Отношение  
общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции  
всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в  
экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск  
продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного  
положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение  
ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия,  
безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких  
цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере  
возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют  
достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет  
конкуренции.  
С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу  
монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким  
качеством, что н позволило им завоевать господствующее положение на  
рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву  
получающих доступ к той или иной деятельности на рынке) . Монополизация  
воздействует на повышение эффективности производства: только крупная  
фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для  
успешного проведения научных исследований и разработок.  
Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении  
научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика  
свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике  
осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными  
(англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть  
крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft, имевшая в 1981 году  
численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49  
странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.)  
.  
Кроме того. крупные масштабы производства позволяют снижать издержки  
и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате  
действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих  
отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными  
компаниями результатов научных исследований позволило перейти к  
топливосберегающим технологиям и снизить издержки.  
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические  
объединения (особенно межотраслевые, такие как НЛМК с его столь  
разными производствами, как металлургический завод, мгновенно ставший  
известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой  
электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и  
раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад  
производства и безработицу.  
Учитывая двойственный характер монополистических объединений,  
правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой  
стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и  
поощряя конкуренцию.  
Защита конкуренции Конкуренция служит основным регулирующим  
механизмом в капиталистической экономике. "Это та сила, которая  
подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или  
суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих  
продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные  
цены". ((/3/, стр. 132) ) Это значит, что индивидуальные производители могут  
лишь приспосабливаться к желаниям покупателя, которые рыночная  
система доводит до сведения продавцов. При возникновении монополий  
ситуация резко меняется, когда продавцы могут воздействовать на рынок  
или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб  
обществу в целом. С целью предотвратить такое положение правительство  
проводит ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов для защиты  
и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора проведения  
бизнеса.  
Антимонопольное регулирование в России Меры по борьбе с монополизмом  
в России определяются преимущественно спецификой монополистических  
отношений в нашей экономике.  
Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось  
относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта  
антимонопольной политики: первый из них предусматривает, что  
демонополизация производства должна в значительной мере  
предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны  
создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка; второй  
вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным  
отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на  
предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие  
возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.  
На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление,  
переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас  
потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и  
антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы  
(разделение фирм-монополистов) , так и косвенные методы  
противодействия монополиям.  
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
/1/ Учебник по основам экономической теории Изд-ва "ВЛАДОС" и МГТУ им.  
Баумана, М., 1995  
/2/ Советский энциклопедический словарь, издание 4, М., Советская  
энциклопедия, 1987  
/3/ К. Р. Макконелл, С. Л. Брю Экономикс. М., 1993  
/4/ Дж. Ф. Стэнлейк Экономикс для начинающих. М., 1994
 

Информация о работе Монополия и рынок