Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:38, контрольная работа
Статистическое наблюдение имеет формы, виды и способы. Виды статистического наблюдения делятся по времени наблюдения и по полноте охвата.
По времени наблюдения делятся на непрерывные, периодические и единовременные. По полноте обхвата наблюдения бывают сплошные и не сплошные. Выборочное наблюдение относится к не сплошному наблюдению.
Введение 3
1.Статтстическое наблюдение 6
1.1. Понятие статистического наблюдения 6
1.2. Организационные вопросы статистического наблюдения. 9
2. Сущность выборочного наблюдения 11
2.1. Принципы образования выборочных совокупностей 13
2.1.1. Случайный отбор 13
2.1.2 Механический отбор 14
2.1.3 Типический отбор 16
2.1.4 Серийный отбор 16
Заключение 18
3адача 19
Список использованной литературы 21
Другой пример: из 1000 студентов ВУЗа нужно отобрать для выборочного обследования 100 студентов. Формирование данной выборки можно произвести по разному случайному отбору - путём жеребьевки.
Случайный отбор может осуществляться в виде повторного отбора (выборки) и бесповторного. При повторном выборке предполагается, что каждая отобранная из генеральной совокупности единица вновь возвращается в неё после обследования (т.е. не исключается из списка) и, следовательно, при этом не исключена возможность повторного отбора и обследования отдельных единиц. При бесповторной выборке каждая отобранная единица исключается из числа единиц генеральной совокупности и, следовательно может попасть в выборку только один раз.
На практике собственно случайный отбор в чистом виде применяется очень редко. Обычно применяют механический отбор единиц выборочной совокупности, который является разновидностью собственно-случайного отбора. При механическом отборе 100 студентов из 1000 поступают так: составляют алфавитный список, в который включают всех студентов, и определяют интервал, равный частному от деления генеральной совокупности на численность выборочной совокупности. В нашем примере интервал равен 10. Величина интервала при механическом отборе равен обратной величине относительного объёма выборки. Например, при 5%-ной выборке интервал равен 20. Принцип случайного отбора в механической выборке обеспечивается тем, что единицы генеральной совокупности располагаются в таком порядке, который не оказывает никакого влияния на поведение интересующего исследователя признака.
При механическом отборе генеральную совокупность предварительно как бы разбивают на столько групп (но нейтральному признаку), сколько нужно отобрать единиц для выборочного обследования, причём из каждой группы берут в случайном порядке одну единицу. При этом механический отбор всегда бывает бесповторным.
Механический способ отбора удобен к применению и в тех случаях, когда генеральная совокупность формируется постепенно и заранее список её единиц составить нельзя. Например, при выборочном обследовании покупателей магазина, посетителей поликлиник и т.д. В данных случаях заранее составить списки генеральной совокупности нельзя, так как она формируется постепенно. Но, обследуя, например каждого пятого, или десятого и т.д. посетителя можно организовать механическую выборку обеспечивая случайность отбора.
На практике исследователи чаще всего имеют дело с неоднородными по изучаемым показателям совокупности (например, изучение платёжеспособного спроса населения на услуги сервиса). В этом случае обычно прибегают к предварительному районированию генеральной совокупности, т.е. разбивают на группы (на отдельные типы) по признакам, от которых зависят изучаемые показатели. Внутри этих групп производится механический отбор единиц выборочной совокупности. Такой способ отбора называется типическим отбором с механической выборкой или механическим отбором с предварительным районированием.
Типический отбор выгодно применять тогда, когда неравномерно распределяются показатели между группами, иначе говоря, при большой дисперсии групповых средних (межгрупповая вариация). Кроме того при типическом отборе достигается более полное представление в выборе отдельных типов изучаемого явления. Поэтому можно сказать, что при изучении сложных совокупностей предварительное (выделение групп) является одним из важнейших принципов научной организации выборочного наблюдения.
При серийном (гнездовом) отборе выборке подлежат не отдельные единицы совокупности, а целые группы, серии или гнёзда, в состав которых входят единицы, связанные определённым образом: например, территориально (селения, районы и др.), организационно (студенческие группы, предприятия и т.д.), упаковкой (продукция, оформляемая в пачки, коробки, ящики, и т.д.) и др. группы. Отбор серий может быть организован как собственно-случайная или механическая выборка. Внутри отобранных серий проводится сплошное наблюдение или выборочное.
Таким образом, статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления,к какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует его не только количественно. С помощью числовых величин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.
Экономическая информация состоит из сведений, сообщаемых самими различными общегосударственными, хозяйственными, юридическими и физическими лицами.
Цель выборочного наблюдения – определение параметров генеральной доверенности на основе параметров выборочной совокупности. В проведении ряда исследований выборочный метод является единственно возможным.
На основе теории выборочного наблюдения лежат теоремы законов больших чисел, которые позволяют решить два взаимосвязанных вопроса выборки: рассчитать ее объем при заданной точности исследования и определить ошибку при данном объеме выборки.
В проведении ряда исследований выборочный метод является единственно возможным, если проверка сопровождается уничтожением или разложением на составные части обследуемых образцов, при изучении экономических процессов – уровня жизни населения, рыночных цен, цен на услуги, в том числе на туристские.
«Определение объема выборки и ошибок репрезентативности при проведении выборочных обследований».
В результате выборочного обследования, проводимого в 2005 году среди туристских фирм города, получен ряд распределения. Цель обследования: определить среднемесячное количество реализованных путевок. Полученные данные, представленные в таблице, являются результатом 20%-ного случайного бесповторного отбора.
Количество реализованных путевок |
Число туристских фирм |
до 10 |
3 |
10-20 |
5 |
20-30 |
2 |
30-40 |
10 |
40-50 |
6 |
50 и более |
4 |
По данным 2005 года определить среднее количество реализованных путевок по выборочной совокупности, среднюю ошибку выборки, предельную ошибку выборки, установить границы (пределы), в которых колеблется среднемесячный объем реализованных путевок. Расчет данных производится с вероятностью 0,683. Применить графический метод для наглядного отображения структуры исходных данных.
На основе обследования проведенного
в 2005 году, т.е. с использованием дисперсии
и предельной ошибки за 2005 год, определить
объем выборки для
Решение
В начале, на основе имеющего
распределения путевок
Ответ: с вероятностью 0,683 можно утверждать, что среднее число путевок, проданные за 2005 год – 28 путевок (с 20-ти % случайным бесповторным отбором).
- Шмойлова Р.А. «Практикум по теории статистики», 2002г.
- Громыко Г.Л. «Общая теория статистики», 2008г.
- Гусаров В.М. «Теория статистики», 2008г.
- Богородская Н.А. «Статистика», 2007г.
- Бендина Н. В. «Экономическая статистика», 2002 г.
- Божко В. П. «Информационные технологии в статистике», 2002 г.
- Вспомогательный счет в туризме. Рекомендации по методологической структуре. - Нью-Йорк: Изд. ООН, 2000.
- Зорин И. В., Квартальное В. А. Туристика, 2001 г.
- Концепции, определения и классификации для статистики туризма. Техн. пособие № 1. – Мадрид, 2005 г.
- Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Финансы и статистика, 2001 г.
- Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. Финансы и статистика, 2001 г.
- Теория статистики: Финансы и статистика, 2003 г.
- http://do.gendocs.ru/docs/
index-209551.html - http://stud24.ru/statistics/
vyborochnoe-nabljudenie/55260- 187654-page6.html - http://www.academia-moscow.ru/
off-line/_books/fragment_ 12773.pdf