Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является проведение анализа такого экономического явления, как рынок транспортных услуг на основе статистических методов обработки данных.
ВВЕДЕНИЕ _3
1.ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ_____________4
1.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ___________________________________________4
1.2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА_____________7
1.3. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ____________________________________________________11
2. РАСЧЁТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЫНКА
ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ_________________________________________13
2.1. ПОСТРОЕНИЕ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ______________________ 13
2.2. ПОСТРОЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО РЯДА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
(ВАРИАЦИОННОГО РЯДА)_____________________________________15
2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ СРЕДНИХ______________________16
2.4. РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАЦИИ___________________________18
2.5. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ_____20
2.6. РАСЧЁТ АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДИНАМИКИ__________________________________________________ 23
2.7. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ________________________________ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________________________ 30
2) Среднее линейное отклонение – среднее из абсолютных значений отклонений отдельных вариаций от их средних. В данном случае применяется взвешенная формула (6).
Сначала найдем
=6,123 ( по формуле 6)
3) Среднее квадратическое отклонение – это обобщающая характеристика размеров вариации в совокупности. Применяем взвешенную формулу (7).
7,28
4)Коэффициент
вариации
Коэффициент вариации имеет критически допустимое значение 33%:
если 10%, то колебленность признака слабая.
От 10 до 20% - колебленность умеренная;
от 20 до 33% - колебленность высокая.
14,36%
5) Коэффициент осцилляции– показывает относительную колеблемость крайних значений признака относительно средней:
(9)
Вывод: изучаемая совокупность является однородной, так как 14,36% < 33%, колебленность признака умеренная.
Построим корреляционную таблицу (таблица7) – это специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам факторным и результативным. Воспользуемся Приложением №5
Таблица 7
Статистика дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них (на 100000 человек населения); (2002 год)
№ |
Название федерального округа РФ |
Число происшествий , x |
Пострадало в происшествиях, чел., y |
xy |
x |
Y |
1 |
Центральный |
135,15 |
27,75 |
3750,41 |
18265,52 |
23,39 |
2 |
Северо-Западный |
135,25 |
20,93 |
2830,78 |
18292,56 |
23,4 |
3 |
Южный |
91,7 |
20,11 |
1844,09 |
8408,89 |
20,6 |
4 |
Приволжский |
114,42 |
21,74 |
2487,49 |
13091,94 |
22,06 |
5 |
Уральский |
144,02 |
22,15 |
3190,04 |
20741,76 |
23,96 |
6 |
Сибирский |
114,25 |
22,65 |
2587,76 |
13053,06 |
22,05 |
7 |
Дальневосточный |
137,35 |
23,64 |
3246,95 |
18865,02 |
23,53 |
Итого: |
872,14 |
158,97 |
19937,52 |
110718,75 |
158,99 |
Изобразим графически (рисунок 3) связь между двумя признаками – числом происшествий и количеством пострадавших в них человек.
Рисунок 3. Связь между числом дорожно-транспортных происшествий и количеством людей, пострадавших в них.
Связь между двумя показателями прямая, так как при увеличении значения числа происшествий - (x) увеличивается количество пострадавших – (y) и частоты расположены по диагонали с верху вниз. Чем теснее точки, тем сильнее связь.
Форма связи – линейная, что видно из рисунка 3.
Уравнение регрессии (13): y= a +a x (13)
a - коэффициент регрессии, который показывает на сколько в среднем отклоняется величина результативного признака (y) при отклонении факторного признака (x) на единицу.
Для определения параметров уравнения регрессии a и a будем использовать метод наименьших квадратов.
Т.о. уравнение регрессии (15):
Определим теоретические значения (Y) в таблице 10 .
Проверим адекватность уравнения регрессии, то есть степень соответствия фактических и статистических данных. Форма связи установлена. Теперь выясним, на сколько же она тесна. Для установления теснота связи применяется объективно-числовой показатель парный коэффициент корреляции (16) – эта формула применяется при линейной связи.
124,591 22,71
r= 0,473 (по формуле 16)
r=0,473<0,7 – связь средняя.
Определим теоретические значения (Y) в таблице 7 и построим уравнение регрессии теоретическое – рисунок 4.
Рис. 4 Зависимость между числом дорожно-транспортных происшествий и числом пострадавших в них.
2.6. Расчёт абсолютных и относительных показателей динамики.
По данным ряда (Приложение 4) вычислим: абсолютные приросты, темпы роста и прироста (цепные и базисные), средний уровень ряда и средний за период темп роста и прироста. Результаты вычислений оформим в таблицах 8, 9. Изобразим статистическую кривую динамики ряда на рисунке 4.
Таблица 8
Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте (в млн. чел.)
годы |
Перевезено пассажиров (млн. чел.) |
Абсолют. прирост, млн. руб |
Темпы роста |
Темпы прироста | |||
цеп |
баз |
цеп |
базис |
цеп |
базис | ||
2001 |
2372 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2002 |
2324 |
-48 |
-48 |
97,9763912 |
97,9763912 |
-2,023609 |
-2,023609 |
2003 |
2062 |
-262 |
-310 |
88,7263339 |
86,93086 |
-11,27367 |
-13,06914 |
2004 |
1833 |
-229 |
-539 |
88,894277 |
77,2765599 |
-11,10572 |
-22,72344 |
2005 |
1418 |
-415 |
-954 |
77,3595199 |
59,7807757 |
-22,64048 |
-40,21922 |
Итог |
10009 |
Таблица 9
Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте (в млн. чел.)
годы |
Перевезено пассажиров, млн. чел. |
Абсолютное значение 1% прироста | |
цеп |
баз | ||
2001 |
2372 |
- |
- |
2002 |
2324 |
23,72 |
23,72 |
2003 |
2062 |
23,24 |
23,72 |
2004 |
1833 |
20,62 |
23,72 |
2005 |
1418 |
18,33 |
23,72 |
Итог |
10009 |
Рисунок 4. Кривая ряда динамики представленного в таблицах 8, 9.
Абсолютный прирост – характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определённый период времени. Он определяется как разность между данным уровнем и предыдущем или первоначальным. Уровень, который сравнивается, называется текущий, уровень с которым сравнивается, называется базисным. Если каждый текущий уровень сравнивают с предыдущим получают цепные показатели (17), если текущие уровни сравнивают с начальными – базисные показатели (18).
(18)
Темп роста - это отношение данного уровня явления к предыдущему или начальному, выраженное в %. Темпы роста исчисляются как отношение текущего уровня к предыдущему и называются цепными(19), а к начальному – называются базисными(20).
Темп прироста – это отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному уровню, выраженное в %. Темп прироста можно рассчитать по данным темпа роста, для этого надо вычесть 100 из темпа роста или 1 из коэффициента роста.
(Цепная) (21)
(Базисная)
Для характеристики темпов роста и прироста в среднем за весь период исчисляют средний темп роста и прироста.
Абсолютное значение 1 % прироста – это отношение абсолютного прироста к темпу прироста (23).
Средний коэффициент роста определяется по формуле (24).
где - начальный уровень ряда,
- конечный уровень ряда,
n – число членов ряда динамики.
Средний темп прироста равен среднему коэффициенту роста минус 1.
Вычислим средний уровень ряда. Так как у нас интервальный ряд с равностоящими уровнями, то средний уровень ряда определяем по формулу (25)
Вывод: Рассматривая абсолютный прирост, можно отметить 2004 и 2005 года с низкими значениями, более того в эти года этот показатель значительно снижался. Рассматривая темпы роста, можно сказать, что все значения этого показателя отрицательные.
2.7. Относительные величины
Относительные величины – это соотношение двух сопоставимых абсолютных величин. При этом числитель – сравниваемая величина, знаменатель – база относительного сравнения.
Воспользуемся Приложением 4. Проследим удельный вес трамвайного транспорта за определённый период времени в общем итоге.
2001 год: =0,207
2005 год: =0,193
Воспользуемся
Приложением 4 (данные за 2005 год).
За базу сравнения примем
Железнодорожный – автомобильный:
Трамвайный – автомобильный:
Троллейбусный – автомобильный:
Вывод: В 2005 году на 100 пассажиров, перевезённых автомобильным транспортом приходится 6 пассажиров, перевезённых железнодорожным, 32 – трамвайным и 38 троллейбусным.
В данной курсовой работе: проводилось исследование рынка транспортных услуг, то есть была собрана информация о транспорте и конкретные данные необходимые в дальнейшем для расчетов. Второй этап - изучение и анализ данных, характеризующих рынок транспортных услуг, то есть осуществлялись статистические расчеты, для того чтобы выявить следующие закономерности.