Анализ рынка транспортных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является проведение анализа такого экономического явления, как рынок транспортных услуг на основе статистических методов обработки данных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ _3
1.ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ_____________4
1.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ___________________________________________4
1.2.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА_____________7
1.3. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ____________________________________________________11
2. РАСЧЁТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЫНКА
ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ_________________________________________13
2.1. ПОСТРОЕНИЕ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ______________________ 13
2.2. ПОСТРОЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО РЯДА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
(ВАРИАЦИОННОГО РЯДА)_____________________________________15
2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ СРЕДНИХ______________________16
2.4. РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАЦИИ___________________________18
2.5. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ_____20
2.6. РАСЧЁТ АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДИНАМИКИ__________________________________________________ 23
2.7. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ________________________________ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________________________ 30

Файлы: 1 файл

Анализ рынка транспортных услуг.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

2) Среднее линейное отклонение – среднее из абсолютных значений отклонений отдельных вариаций от их средних. В данном случае применяется взвешенная формула (6).

                                                                 (6)

Сначала найдем 

=6,123  ( по формуле 6)

3) Среднее квадратическое отклонение – это обобщающая характеристика размеров вариации в совокупности. Применяем взвешенную формулу (7).

                                                                            (7)

7,28

4)Коэффициент вариации                                         (8)

 Коэффициент вариации  имеет критически допустимое  значение 33%:

если  10%, то колебленность признака слабая.

От 10 до 20% - колебленность  умеренная;

от 20 до 33% - колебленность  высокая.

14,36%     

5) Коэффициент осцилляции– показывает относительную колеблемость крайних  значений признака относительно средней:


        (9)

Вывод:  изучаемая совокупность является однородной, так как 14,36% < 33%, колебленность признака умеренная.

2.5. Корреляционный анализ. Изучение тесноты связи.

 

Построим корреляционную таблицу (таблица7) – это специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам факторным и результативным. Воспользуемся Приложением №5

Таблица 7

Статистика  дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них (на 100000 человек населения); (2002 год)

 

 

 

 

Название федерального округа РФ

Число происшествий , x

Пострадало в происшествиях, чел.,

y

 

 

 

xy

 

 

 

x

 

 

 

Y

1

Центральный

135,15

27,75

3750,41

18265,52

23,39

2

Северо-Западный

135,25

20,93

2830,78

18292,56

23,4

3

Южный

91,7

20,11

1844,09

8408,89

20,6

4

Приволжский

114,42

21,74

2487,49

13091,94

22,06

5

Уральский

144,02

22,15

3190,04

20741,76

23,96

6

Сибирский

114,25

22,65

2587,76

13053,06

22,05

7

Дальневосточный

137,35

23,64

3246,95

18865,02

23,53

 

Итого:

872,14

158,97

19937,52

110718,75

158,99


 

Изобразим графически (рисунок 3) связь  между двумя признаками – числом происшествий и количеством пострадавших в них человек.


 

Рисунок 3. Связь  между числом дорожно-транспортных происшествий и количеством людей, пострадавших в них.

 

Связь между двумя  показателями прямая, так как при увеличении значения числа происшествий - (x) увеличивается количество пострадавших – (y) и частоты расположены по диагонали с верху вниз. Чем теснее точки, тем сильнее связь.

Форма связи – линейная, что видно из рисунка 3.

 

Уравнение регрессии (13):          y= a +a x                         (13)

a - коэффициент регрессии, который показывает на сколько в среднем отклоняется величина результативного признака (y) при отклонении факторного признака (x) на единицу.

Для определения параметров уравнения регрессии a и a будем использовать метод наименьших квадратов.

                              

                                                                               (14)

 

 

 

 

                       

 

       

Т.о. уравнение регрессии (15):      

                                                   y=14,74+0,064x                          (15)

Определим теоретические  значения (Y) в таблице 10 .

 Проверим адекватность уравнения регрессии, то есть степень соответствия фактических и статистических данных. Форма связи установлена. Теперь выясним, на сколько же она тесна. Для установления теснота связи применяется объективно-числовой показатель парный коэффициент корреляции (16) – эта формула применяется при линейной связи.

                                                                                (16)

 

124,591                22,71

 

r= 0,473 (по формуле 16)

 

r=0,473<0,7 – связь средняя.

Определим теоретические  значения (Y) в таблице 7 и построим уравнение регрессии теоретическое – рисунок 4.

Рис. 4 Зависимость  между числом дорожно-транспортных происшествий и числом пострадавших в них.

2.6. Расчёт абсолютных и относительных показателей динамики.

 

 По данным ряда (Приложение 4) вычислим: абсолютные приросты, темпы роста и прироста (цепные и базисные), средний уровень ряда и средний за период темп роста и прироста. Результаты вычислений оформим в таблицах 8, 9. Изобразим статистическую кривую динамики ряда на рисунке 4.

Таблица 8

Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте (в млн. чел.)

 

 

 

годы

Перевезено пассажиров (млн. чел.)

Абсолют.

прирост, млн. руб

Темпы роста

Темпы прироста

цеп

баз

цеп

базис

цеп

базис

2001

2372

-

-

-

-

-

-

2002

2324

-48

-48

97,9763912

97,9763912

-2,023609

-2,023609

2003

2062

-262

-310

88,7263339

86,93086

-11,27367

-13,06914

2004

1833

-229

-539

88,894277

77,2765599

-11,10572

-22,72344

2005

1418

-415

-954

77,3595199

59,7807757

-22,64048

-40,21922

Итог

10009

           

 

 

 

Таблица 9

Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте (в млн. чел.)

 

годы

Перевезено пассажиров, млн. чел.

Абсолютное значение 1% прироста

цеп

баз

2001

2372

-

-

2002

2324

23,72

23,72

2003

2062

23,24

23,72

2004

1833

20,62

23,72

2005

1418

18,33

23,72

Итог

10009

   

 

 

 

Рисунок 4. Кривая ряда динамики представленного в таблицах 8, 9.

 

Абсолютный  прирост – характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определённый период времени. Он определяется как разность между данным уровнем и предыдущем или первоначальным. Уровень, который сравнивается, называется текущий, уровень с которым сравнивается, называется базисным. Если каждый текущий уровень сравнивают с предыдущим получают цепные показатели (17), если текущие уровни сравнивают с начальными – базисные показатели (18).

                                                                                             (17)

                                                                    (18)

 

Темп роста - это отношение данного уровня явления к предыдущему или начальному, выраженное в  %. Темпы роста исчисляются как отношение текущего уровня к предыдущему и называются цепными(19), а к начальному – называются базисными(20).

                                                                                           (19)

 

                                           %                                                  (20)

Темп прироста – это отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному уровню, выраженное в %. Темп прироста можно рассчитать по данным темпа роста, для этого надо вычесть 100 из темпа роста или 1 из коэффициента роста.

                           (Цепная)                                           (21)

                           (Базисная)                                              (22)

Для характеристики  темпов роста и прироста в среднем  за весь период исчисляют средний темп роста и прироста.

Абсолютное  значение 1 % прироста – это отношение абсолютного прироста к темпу прироста (23).

                                                                                        (23)

Средний коэффициент  роста определяется по формуле (24).

                                                                                                 (24)

где - начальный уровень ряда,

      - конечный уровень ряда,

       n – число членов ряда динамики.

Средний темп прироста равен среднему коэффициенту роста минус 1.

Вычислим  средний уровень ряда. Так как у нас интервальный ряд с равностоящими уровнями, то средний уровень ряда определяем по формулу (25)

                                                                                     (25)

Вывод: Рассматривая абсолютный прирост, можно отметить 2004 и 2005 года с низкими значениями, более того  в эти года этот показатель значительно снижался. Рассматривая темпы роста, можно сказать, что все значения этого показателя отрицательные.

2.7. Относительные величины

Относительные величины – это соотношение двух сопоставимых абсолютных величин. При этом числитель – сравниваемая величина, знаменатель – база относительного сравнения.

  1. Относительная величина структуры – характеризует удельный вес составных частей в общем итоге. Эта величина применяется при изучении сложных явлений, распадающихся на ряд групп или частей для характеристики доли каждой группы в общем итоге.

Воспользуемся Приложением 4. Проследим удельный вес трамвайного  транспорта за определённый период времени  в общем итоге.

2001 год:                   =0,207

        2005 год:  =0,193

Вывод: доля трамвайного транспорта за 2001 год выше, чем в 2005 году.

  1. Относительная величина координации характеризует отношение частей данной совокупности к одной из них, принятой за базу сравнения, т. Е. показывает, сколько единиц одной группы приходится в среднем на 1, 10, 100 единиц другой группы изучаемой совокупности. В качестве базы сравнения принимается та часть совокупности, которая вносит наибольший вклад в явления.

     Воспользуемся  Приложением 4 (данные за 2005 год). За базу сравнения примем автомобильный  транспорт (23185 млн. чел.)

Железнодорожный – автомобильный:

                                               =0,061

Трамвайный – автомобильный:

                                        =0,32

Троллейбусный – автомобильный:

                                        =0,38

Вывод: В 2005 году на 100 пассажиров, перевезённых автомобильным транспортом приходится 6 пассажиров, перевезённых железнодорожным, 32 – трамвайным и 38 троллейбусным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе:  проводилось исследование рынка транспортных услуг, то есть была собрана информация о транспорте  и конкретные данные необходимые в дальнейшем для расчетов. Второй этап - изучение и анализ данных, характеризующих рынок транспортных услуг, то есть осуществлялись статистические расчеты, для того чтобы выявить следующие закономерности.

Информация о работе Анализ рынка транспортных услуг