Анализ рентабельности организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности организаций.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом  предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (22).

Таблица 9.

Анализ рентабельности продаж ОАО «ТЗМОИ».

 

Показатели

За предыду-щий год

За отчетный год

Отклонение

Темп роста, %

А

1

2

3

4

1.Выручка от реализации, тыс. руб.

962269

782605

-179664

81,33

2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

615259

613366

-1893

99,69

3. Прибыль от реализации, тыс. руб.

347010

169239

-177771

48,77

4.Рентабельность продаж, %

36,06

21,63

-14,44

59,97


Как показывают данные приведенной  таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%-59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.

Влияние изменения оптовых цен  на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (24):

 или 14,68%.

Влияние изменения себестоимости  на рентабельность реализованной продукции  определяется по формуле (25):

   или 0,25%.

Таким образом, из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен  на реализованную продукцию на 179664 тыс. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде  вызвало уменьшение прибыли на каждый рубль реализованной продукции  на 14,68 коп. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости на 1893 тыс. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации  о деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

 

Рентабельность  характеризует  результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют  оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной  деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность  источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

Финансовая рентабельность характеризует  эффективность инвестиций собственников  предприятия, которые предоставляют  ему ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности  основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.

 Анализ уровня и динамики  показателей рентабельности проводился  нами на примере бухгалтерской  финансовой отчетности ОАО «Тюменский  завод медицинского оборудования  и инструментов» за 2000-2001 годы.

Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию  наблюдается сокращение рентабельности хозяйственной деятельности. Так, например, доходность вложенных средств собственников  предприятия в имущество, упала  по сравнению с прошлым 2000 годом на 67,95%; рентабельность оборотного, или рабочего, капитала также снизилась на 67,31%; рентабельность основной, производственной деятельности – на 69,58% (при исчислении рентабельности с использованием чистой прибыли) и на 68,88% (с использованием валовой прибыли в качестве дохода).

Основной причиной такого снижения  послужило достаточно резкое снижение валовой прибыли от осуществления  основной деятельности ОАО «ТЗМОИ»  на 177747 тыс. руб. Причем  большое влияние  на это оказало изменение  производственной себестоимости в отчетном году, что привело к снижению рентабельности производственной деятельности на 74,48%. В то же время изменение оптовых цен на реализованную продукцию увеличило уровень рентабельности на 52,64%. Остальные факторы не оказали существенного влияния.

Другим, не менее важным фактором, оказавшим влияние на рентабельность хозяйственной деятельности стало  замедление оборачиваемости материальных оборотных средств в результате их удельного роста по отношению  к всему имуществу предприятия на 54,01%. Это влияние сказалось на уменьшении рентабельности производственной деятельности на 36,87%. Кроме того, увеличение доли основных производственных фондов в о общей стоимости имущества предприятия на 52 281 тыс. руб. также снизило рентабельность на 19,01%.

Основным показателем, дающим оценку эффективности инвестиций  собственников  ОАО «ТЗМОИ», является показатель рентабельности (доходности) собственного капитала. Он, как и показатели рентабельности хозяйственной деятельности, упал  в отчетном году на 44,20%. Причем наибольшее влияние оказало замедление оборачиваемости активов на 44,27%, что вызвало спад уровня доходности собственного капитала на 28,96%.

Что касается показателей рентабельности продукции, то они также снизились  в 2001 году. Так, показатель рентабельности реализованной продукции составил в отчетном году 27,59%, что на 28,81% ниже предыдущего.  Рентабельность продаж ОАО «ТЗМОИ» также упал на 14,44% по сравнению с предыдущим годом, а его темп роста сократился практически вдвое и составил лишь 59,97%.

Таким образом, на основании полученных данных в результате проведения анализа  уровня и динамики рентабельности ОАО  «ТЗМОИ» можно сделать вывод  о том, что предприятие обладает чрезмерными производственными  запасами для осуществления своей деятельности. Более того, оно приобретает в отчетном году неоправданное количество основных производственных фондов и материалов для производства товаров, работ, услуг, в то время как объем реализованной продукции  находятся в состоянии спада.

Данному предприятию можно порекомендовать снижать себестоимость выпускаемой продукции, вводить в эксплуатацию более технологичное оборудование, обеспечивающее меньшие затраты времени и труда, проводить стимулирующие работы по реализации продукции и т.п., т.е.  использовать имеющиеся резервы повышения рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1993.
  2. Журавкова И.В. Финансово-инвестиционный анализ: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000.
  3. Калашников С.С. Как повысить рентабельность. – М.: Политиздат, 1986.
  4. Прибыль и рентабельность // Эксперт, 2001, №35 (295).
  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.
  6. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра эк. наук, проф. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  8. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  9. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра эк. наук , проф. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  10. Яцюк Н.А., Халевинская Е.Д. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ, 2002, №1.
  11. www.odl.sstu.samara.ru/stat
  12. www.webcenter.ru/`tzmoi/

 

 

 

 


Информация о работе Анализ рентабельности организаций