Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 17:30, реферат
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.
Эффективность и сила рекламы заключается в том, насколько ясно будет для человека представление о внешнем виде и содержании рекламируемого товара. Он представляет собой совокупность рекламного текста, графического изображения, слогана, и т.д. Если эти элементы рекламы тщательно проработаны и существуют во взаимосвязи, представляя одно целое, то вероятнее всего, что эта реклама может стать эффективной.
Реклама обязательно должна быть направлена на определенную группу людей и эта группа должна быть хорошо изучена. Для этого проводят маркетинговые, социологические и прочие исследования, чтобы можно было прогнозировать действия этой группы. И поскольку образ жизни группы с определенным доходом достаточно последователен, придерживающиеся его люди, скорее всего будут единообразно реагировать и приобретать одинаковые или сходные товары. Происходит ориентация на своего потенциального клиента. Таким образом, реклама, создающая привлекательный образ и направленная на определенную аудиторию, является довольно эффективной.
Активно действуя на сознание потребителя и пропагандируя те или иные свойства товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т.д.
Можно сделать вывод, что объем рекламы в деятельности СМИ высок, т.е. путем размещения рекламы СМИ обеспечивают для своей деятельности определенные денежные средства, следовательно, основной источник дохода СМИ – это реклама. Из этого можно сделать вывод, что реклама, использующаяся в средствах массовой информации достигает своей цели, так как иначе рекламодатели просто не пользовались бы услугами СМИ. А СМИ, в свою очередь, для продвижения рекламы пользуется определенными методами внушения как наиболее вероятными средствами для привлечения потребителей: “первым правилом в торговле является умалчивание, утаивание всего того, что могло бы понизить цену данного товара. Отсюда вывод: в торговле дозволительно извлекать возможно большую пользу из неосведомленности, доверчивости противной стороны и равным образом дозволительно приписывать своему товару такие качества, которыми он не обладает. Словом, торговля есть узаконенный обман. Этим и определяется идеологический смысл и направленность капиталистической торговой рекламы, её формы и методы.
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
И СМИ
По мнению многих исследователей, современная картина социального мира наполнена «языком лжи» . Распространение этот «язык» получил, как ни парадоксально это прозвучит, за счёт изучения того же социального мира; его предпочтений, (в частности, информационных), его ценностей и т.д. Тщательное изучение психологического портрета общества облегчает и даже может довести до мастерства процесс манипулирования общественным сознанием.
Именно манипулирование является одной из основных целей воздействия СМИ на общество и именно с ним неразрывно связано конструирование социального мира. «Образ мира после манипулятивного воздействия будет уже иной, скорректированный с учётом целей манипуляции». Примером манипулирования общественным сознанием можно привести обыкновенный общественный опрос, результаты которого часто выдаются за общественное мнение. Само мнение, при этом, скрыто от публики и проявляется только в межличностном контакте. Таким образом выявляются настроения, а это не что иное, как манипуляция.
Простое информирование, однако, играет немаловажную роль для общества. Человеку необходимо быстро ориентироваться в условиях стремительно меняющейся социальной действительности. «Всю поступающую информацию человек воспринимает так: 1) нужную, 2) ту, которая, возможно, пригодиться, 3) ненужную и вредную. В механизм исключения ненужной информации входит отказ от восприятия, искажение её, забывание. Установки, стереотипы и привычки помогают сортировать поступающую информацию». Однако и сами установки меняются под воздействием поступающей информации, поэтому и информативная функция СМИ оказывает своё, достаточно сильное влияние на человека и общество в целом.
Здесь следует также упомянуть
об ещё одном методе влияния на общественное
мнение, к которому регулярно прибегают
СМИ, особенно при создании и показе рекламных
роликов, а также при проведении политической
агитации. Приведу простой пример: доказано,
что человек, никогда не выезжавший за
пределы своей страны, имеет достаточно
верное представление о других странах,
а «белые пятна» в общей картине знаний
заполняются воображением. Отсюда можно
вновь вернуться к манипуляции, ведь именно
в процессе воображения хранится и сила,
и слабость общественного мнения. Благодаря
воображению создаются наглядные образы
– наиболее удачные для управленья массовым
сознанием.
Неужели средства массовой информации
призваны только манипулировать и влиять
на общественное мнение? В конце концов,
за СМИ стоят такие же люди, которые потребляют
создаваемые первыми сообщения. Да и сами
они, в какой-то степени, подвергаются
влиянию СМИ, иначе не может быть.
К сожалению, в современном обществе СМИ
всё больше и больше отводится именно
такая роль. СМИ сегодня являются четвёртой
властной структурой. Они навязывая человеку
идею тотальной взаимозависимости. Мы
существуем в условиях «глобальной деревни»,
единой «человеческой семьи», как считал
учёный Герберт Маршалл Макклюэн. «Будущая
зеленая цивилизация, по Макклюэну, это
«глобальная родоплеменная деревня»,
где внешние цели человечества сменяются
целями внутренними. Начались массовые
поиски «личности в себе». Современные
СМК способствуют «взрыву» глубинных
ценностей индивида». Макклюэн также придерживался
точки зрения, что СМИ не только передают
информацию, но и сами активно влияют на
индивидуальное и общественное сознание.
Итак, очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее
влияние на общество. В современном обществе
они стали ««продолжением» физических
органов и органов чувств человека».
Каждая отдельно взятая страна имеет свою историю, культуру. Точно также в каждой стране существует своя, сугубо индивидуальная «политика СМИ».
Россия не является исключением, и процесс становления СМИ в российском обществе тоже имеет свои особенности. Во-первых, этот процесс неразрывно связан с историческими и политическими изменениями в стране. В коммунистическую эпоху СМИ «не были озабочены проблемой обратной связи», но с тех пор и до наших дней мир СМИ изменился до неузнаваемости. Особенно сильные изменения происходили в данной сфере последние 15-20 лет. Этот период в жизни российских СМИ можно условно разделить на четыре периода:
1. период политизации масс-медиа (апрель1985 – июль 1990). Именно в этот период был принят закон СССР о СМИ и им была «дарована» определенная свобода.
2. «золотой век» (1990 – начало 1992). СМИ начинают получать независимость. Появляются первые независимые издания («Независимая газета»), изменяются способы подачи информации (введение «прямых эфиров» и т.д.)
3. этап коммерциализации
СМИ (начало 1992 – конец 1995). СМИ получают
новых частных собственников, которые
начинают использовать
4. этап утверждения новой
медиаполитической системы (конец 1995 по
настоящее время). Постоянно имеют место
трения «власть – «олигархи»», увеличивается
роль журналистов и отдельных изданий,
используются изощрённые стратегии и
механизмы манипуляции общественным мнением.
Очевидно, что четвёртый этап как нельзя
лучше отражает картину отношений, сложившихся
сегодня между СМИ и обществом. «Современные
российские СМИ – это не самостоятельные
идеологические структуры, а инструмент
в руках крупных финансово-промышленных
группировок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что СМИ оказывают колоссальное воздействие на психологическое состояние и развитие индивида, в особенности ребенка или подростка. В.Бритков и С.Дубовский пишут: "Средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором и слушает радио примерно 4 часа ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы квалифицированные специалисты по нейро-лингвистическому программированию сформировали в сознании части зрителей и слушателей представления, нужные заказчикам, даже если эти представления противоречат реальности".
Однако самым действенным средством влияния на сознание социума, безусловно, остается телевидение. Оно – наиболее мощный канал воздействия на человеческий разум и психику. Присутствие не только голоса, но и яркой «живой» картинки на экране – это, безусловно, то, почему телевидение сейчас наиболее популярно среди прочих электронных СМИ. Соответственно, оно имеет больше рычагов влияния на общественное сознание.
Информация о работе Значение средств массовой информации в социологии современного человека