Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:59, реферат
И бывалым семьянинам, и новичкам в этом деле, и просто влюбленным, пытающимся создать семью, это знакомо: отношения то теплеют, то остывают, порой, почти достигая точки вечной мерзлоты. Причем чем дальше, тем короче первые промежутки и длиннее вторые. Что происходит? Давайте попробуем заглянуть вглубь явления. Дело в том, что любая семья проходит в своем развитии определенные стадии: наша ли, иностранная ли, богатая или бедная, состоящая из супругов, впервые создавших семью, или из тех, кто женат (замужем) не первый раз.
Введение 3
1. Динамика семьи 4
2. Сущность понятия "жизненный цикл семьи" 5
3. Стадии жизненного цикла семьи 7
4. Стадии супружеских отношений 10
5. Кризисы семейной жизни 13
6. Задачи развития семьи 14
7. Стадии родительства 16
Заключение 17
Список литературы 18
7.
Стадии родительства
Каждый период семейного цикла отличается
специфическими требованиями к родителям.
Можно выделить 6 стадий родительства.
1. Стадия формирования образа длится от
зачатия до рождения ребенка. Супруги
пытаются представить себе, какими родителями
они будут, оценивая свои ожидаемые действия
в соответствии с собственными идеальными
стандартами родительского поведения.
2. Стадия выкармливания длится примерно
2-3 года - до того момента, когда ребенок
начинает говорить "нет". У родителей
формируется чувство привязанности к
ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное
участие и время, которое они отдают супругу,
друзьям, работе и т.д., с потребностями
малыша.
Стадия авторитета продолжается до достижения
ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают
свое соответствие родительской роли.
На этой стадии они должны осознать, что
и они, и их дети не всегда соответствуют
созданному ими идеальному образу.
Интерпретативная стадия родительства
приходится на период младшего школьного
возраста детей. Родители вынуждены перепроверять
и пересматривать многие из своих устоявшихся
взглядов.
Стадия взаимозависимости приходится
на подростковый возраст детей. Задачей
родителей является перестроить свои
властные отношения с подросшими детьми.
Эти отношения могут стать соперничающими
или превратиться в товарищеские.
Стадия расставания приходится на время,
когда выросшие дети покидают дом. Родителям
приходится не только отпустить их, но
и критически осмыслить то, какими родителями
они были.
Родители, имеющие проблемы взаимодействия
с детьми на какой-то одной стадии, могут
вполне успешно взаимодействовать с ними
на другой стадии. Например, родители,
испытавшие массу трудностей с младенцем,
могут прекрасно справляться с воспитанием
подростка и наоборот.
Заключение
Жизнь ceмeйнoй cиcтeмы пoдчиняeтcя двyм зaкoнaм:
Зaкoнy гoмeocтaзa и Зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa
глacит: "Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy,
к cтaбильнocти". Для ceмьи этo oзнaчaeт, чтo
oнa в кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни cвoeгo cyщecтвoвaния
cтpeмитcя coxpaнить status quo. Hapyшeниe этoгo cтaтyca
вceгдa бoлeзнeннo для вcex члeнoв ceмьи, нecмoтpя
нa тo, чтo coбытия мoгyт быть paдocтными и дoлгoждaнными,
нaпpимep: poждeниe peбeнкa, pacпaд мyчитeльнoгo
бpaкa и т.п. Зaкoн пocтoянcтвa oблaдaeт oгpoмнoй
cилoй, блaгoдapя cтpeмлeнию нe дoпycтить yxoдa
пoвзpocлeвшeгo peбeнкa из ceмьи и тeм caмым coxpaнить
ceмeйнyю cтpyктypy poдитeли cпocoбны тepпeть любoe
пcиxoпaтoлoгичecкoe пoвeдeниe тинeйджepa, к пoлнoмy
изyмлeнию вcex пocтopoнниx, пpичeм этa тoлepaнтнocть
нe cтoит им никaкиx зaтpaт.
Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя
ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный
цикл. Былo зaмeчeнo, чтo ceмья в cвoeм paзвитии
пpoxoдит oпpeдeлeнныe cтaдии, cвязaнныe c нeкoтopыми
нeизбeжными oбъeктивными oбcтoятeльcтвaми.
Oдним из тaкиx oбcтoятeльcтв являeтcя вpeмя.
Boзpacт члeнoв ceмьи мeняeтcя и oбязaтeльнo мeняeт
ceмeйнyю cитyaцию. Bмecтe c вoзpacтoм мeняютcя
и зaпpocы к жизни вooбщe, и к близким людям
в чacтнocти. Этo oпpeдeляeт cтиль oбщeния и,
cooтвeтcтвeннo, caмy ceмью. Poждeниe peбeнкa или
cмepть cтapoгo чeлoвeкa - cyщecтвeннo мeняют cтpyктypy
ceмьи и ее кaчecтвo.
Ceмья кaк peкa, в кoтopyю никoгдa нeльзя вoйти
двaжды.
Список
литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования
и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия:
учеб. пособие для факультетов психологии,
социологии, экономики и журналистики.
- Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М",
2002.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.
пособие. - СПб.: Речь, 2004.
3. Основы психологии семьи и семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.
Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС,
2004.
4. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова,
Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред.
Е.Г. Силяевой. - М: Издательский центр "Академия",
2002.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская
И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.
Учеб. пособ. для врачей и психологов. -
СПб.: Речь, 2003.
В качестве основного признака разграничения
стадий, предложенного Дювалль, использовался
факт наличия или отсутствия детей в семье
и их возраст, поскольку считалось, что
основная функция семьи — это деторождение
и воспитание потомства. На основании
этой характеристики были выделены следующие
стадии семейного цикла: I — формирующаяся
семья, супруги женаты менее пяти лет,
детей нет; II — детородящая семья, возраст
старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III
— семья с детьми дошкольниками, старшему
ребенку от 3 до 5 лет 11 месяцев; IV — семья
с детьми школьниками, старшему ребенку
от 6 до 12 лет 11 месяцев; V — семья с детьми
подростками, старшему от 13 лет до 20 лет
11 месяцев; VI — семья, «отправляющая» детей
в жизнь (стадия длится с того момента,
когда родительский дом покинул первый
ребенок, до того момента, когда семью
покинул последний ребенок); VII — супруги
зрелого возраста (с того момента, когда
в семье не осталось ни одного ребенка,
до момента окончания трудовой деятельности,
до пенсии); VIII — стареющая семья, от момента
ухода супругов на покой до смерти одного
из них.