Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:18, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение периодизации этапов развития семьи.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать понятие семьи и ее структуру; изучить классификацию жизненных циклов семьи и проблемы ее развития; рассмотреть понятие жизненного цикла семьи на примере российской и американской семей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 5
1.1. Структура семьи 6
1.2. Типы семейной организации, функции семьи 7
2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 9
2.1. Классификации жизненного цикла семьи 9
2.2. Периодизация жизни семьи и осовные проблемы развития 12
3. ВАРИАНТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ 24
3.1. Вариант жизненного цикла американской семьи 24
3.2. Вариант жизненного цикла российской семьи 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Недавно вступившие в брак супруги имеют в целом другие проблемы по сравнению с парами, женатыми 20 лет. Родители маленьких детей не встречают тех трудностей, что родители подростков. Признание существования этих различий ведет к понятию «жизненного цикла семьи» или «развивающихся стадий семьи». Разные авторы предлагают несколько отличающиеся классификации стадий жизненного цикла семьи, но важность такой периодизации признается всеми исследователями. Приведем классификацию, основанную на суммировании и модификации описанных в литературе вариантов периодизации жизни семьи. Для каждой стадии жизненного цикла перечислены типичные проблемы развития, часто встречающиеся в практике психологической помощи семьям.
Жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:
1. период ухаживания;
2. фаза без детей (от начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка);
3. экспансия (от рождения первого ребенка до рождения последнего. Семья с маленькими детьми);
4. стабилизация. Фаза зрелого брака. (период воспитания детей, до того момента, когда первый ребенок покидает дом);
5. фаза, в которой дети постепенно покидают дом;
6. «пустое гнездо» (супруги снова одни после отъезда всех детей);
7. фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого.
Существуют, однако, многочисленные
семьи, которые не подходят ни под
одну из схем. Например, семьи с детьми
сильно отличающимися по возрасту,
много раз вступавшие в брак и
имеющие детей от предыдущих браков,
семьи с одним из родителей, или
семьи, проживающие совместно с
родителями одного из супругов и т.д.
Тем не менее, такая периодизация
является полезной, так как обеспечивает
некоторый образец для
Между стадиями
существуют переходные периоды,
Неуспешный переход может повлечь нестабильность в следующей фазе семейной жизни. Некоторые переходы для семьи сделать легче, в то время как другие представляют проблемы. Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время, как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей и сможет хорошо управлять их интегрированием в семью, но позднее может быть неуспешна в «разрешении уйти».
Обычно, именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Иногда задача осложняется шлейфом неудачно решенных проблем на предыдущих стадиях. Симптоматическое поведение членов семьи зачастую является отражением трудностей перехода. В этом случае семейный кризис дополняется семейным конфликтом. Семейный конфликт – столкновение противоположных желаний и потребностей, интересов, целей, позиций, мнений или взглядов супругов, других членов семейного взаимодействия.
Перечислим коротко типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла семьи:
Чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны разрешить следующие проблемы: формирование идентичности; достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; занятие адекватного возрасту статуса; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера;
Для некоторых этот период
чрезмерно затягивается. Молодые
люди могут избегать вступления в
брак по причинам, которые кроются
внутри их родительской семьи. Но точно
так же они могут стремиться к
преждевременному браку, пытаясь освободиться
от сковывающих их отношений с
родителями. Большинство поводов
для обращения в
Довольно большой процент обращений к психологу членов семьи на этой стадии связан с ощущением супругов, что, заключив брак, они оказались в ловушке. Если цель брака – уход из родительской семьи, то, вступив в брак, молодые люди могут обнаружить, что раз они уже поженились, то цель брака достигнута, и основания для него исчезли.
Существует довольно много причин для выхода замуж без любви (назло обидевшему возлюбленному; из-за низкой самооценки – «кроме него я никому не нужна»; как реализация программы, например, «выйти замуж до 20 лет»; из престижных соображений и т.д.). Иногда супруги испытывают вину перед родителями за «слишком поспешный» брак (особенно перед родителем противоположного пола).5
Супруги, только что заключившие брак, встают перед множеством проблем. Им необходимо установить оптимальный для них баланс близости – отдаленности, решить проблему семейной иерархии и областей ответственности. Вообще, в этот период им надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть сексуальные проблемы, как следствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т.д.
В этот период вероятно наступление, так называемого, кризиса 3-7 лет – кризиса, в котором происходит исчезновение романтических настроений, активное противодействие контрасту в поведении партнера, рост разногласий во взглядах на вещи, отрицательных эмоций, напряженности в отношениях. Супруги могут вдруг осознать, что они очень разные и испугаться различий между ними. Перед ними может впервые встать вопрос: «Если мы такие разные, то что мы делаем вместе?”. Супруги могут бояться потерять близость, понимаемую как одинаковость, и начать бороться с различиями разными средствами. Во-первых, они могут стараться их просто не замечать. Очень часто в самый ранний период молодожены избегают противоречий и критики, потому, что хотят сохранить доброжелательную атмосферу в семье и не ранить чувства другого. По прошествии некоторого времени эти скрытые противоречия растут, и супруги обнаруживают, что все время находятся на грани ссоры и почему-то легко и сильно раздражаются, реагируя друг на друга.
Другим способом преодоления разногласий является силовая борьба. Супруги могут открыто пытаться подчинить себе партнера или манипулировать им с помощью слабости и болезни.
Еще одной важной проблемой в этот период является установление границ семьи. Она включает в себя решение вопросов, кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов.
Молодая пара должна установить территорию, относительно независимую от родительского влияния, а родителям, в свою очередь, необходимо изменить способы взаимодействия с детьми после того, как те создали свою собственную семью.
Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и появление нежеланного ребенка может значительно осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.
Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на утрату навсегда своего собственного детства.
Перед супругами возникает
необходимость снова
Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядь и теть с обеих сторон. Меняется процедура нанесения визитов. Семьи могут ссориться из-за того, как назвать ребенка, как его учить и воспитывать. Брак, который в распространенной семье рассматривался как временный, часто с рождением ребенка признается свершившимся фактом и принимается. Важно отметить также, что каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию в семье.
Родители должны научиться справляться с множеством проблем, связанных с ребенком и делать это самостоятельно, так как в этот период молодые родители обычно не желают использовать те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним самим.
Довольно важной проблемой этого периода является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей, У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в проблемы ребенка, как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни.
Время поступления ребенка в школу и учебы в ней часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. Кроме того перед матерью может встать проблема возвращения на работу, так как ребенок уже не требует так много внимания, как раньше. К этому времени женщина может в большой мере дисквалифицироваться, и подобная перспектива может ее пугать. Возможно также обратное, когда этого не хочет муж, опасающийся потерять над ней контроль. Одной из часто возникающих проблем этого периода является школьная фобия у ребенка, возникающая, если нет проблем в самой школе, вследствие тревоги расставания, особенно при депрессивной матери, редко покидающей дом. Способы коммуникации в семье становятся к тому времени стереотипными, и определенные их структуры не приспособлены к ситуации пребывания ребенка вне семьи.
Иногда треугольники со сверхвовлеченной матерью и отцом на периферии взаимоотношений продолжают существовать, даже когда родители формально разведены. Предъявляя ребенка, как проблему, мама борется с «наследством» отца. Она жалуется на те черты ребенка, которые она не принимала в отце. Сражаясь с ними, она подкрепляет и фиксирует у ребенка это поведение.
В неполных семьях распространена
борьба через поколение. Например, очень
типично желание бабушки
Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов.
Один из распространенных
конфликтов состоит в том, что
когда мужчина достигает
Часто наработанные семьей к этому времени стереотипы как решения проблем, так и их избегания становятся неадекватными. Иногда это приводит к интенсификации проблемного поведения – такого, например, как пьянство или жестокость по отношению к супругу, и постепенно это достигает нетерпимого уровня. Дети все реже бывают дома, что заставляет родителей осознать, что рано или поздно они останутся наедине друг с другом и, если им хочется быть менее несчастными, то расстаться надо прямо сейчас, не дожидаясь подрастания детей.
Разрешить проблему, возникающую
на зрелых стадиях брака гораздо
труднее, чем в ранние годы брака,
когда молодая пара еще нестабильна
и находится в процессе создания
новых стереотипов