Женщина как социальный объект

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить социальные проблемы женщин и методы борьбы сними.
Задачи:
Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
Определить социальные проблемы женщин.
Изучить государственную политику по улучшению положения женщин
Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.

Оглавление

Введение 3
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ 5
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ 5
1.2. Место женщины в современном обществе РФ 7
2. Социальные проблемы женщин 11
3. Государственная политика по улучшению положения женщин 20
4. Виды технологий социальной работы с женщинами 23
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Женщина как социальный объект.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Выделяют следующие формы социальной работы с женщинами:

1. Экстренная социальная помощь — это разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, оказавшимся в чужом городе и ставшим жертвой грабителей.

2. Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

3. Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждения социальной помощи стационарного типа, в которых лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (в первую очередь детям и женщинам), предоставляется возможность временного пребывания. Клиенты таких учреждений могут укрыться от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае нужды защитить собственные права, трудоустроиться. Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетним беременным, которые в силу известных причин нередко вынуждены уйти из дома и прекратить обучение в школе. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но и оказывают им помощь в последующем жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, передачу новорожденного ребенка в другую семью, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.

4. Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания: первые пресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений клиентов, существующих в течение более длительного времени, имеющих более обширный круг проблем, развивающих личность членов группы. Содействие социального работника в создании таких групп означает перевод его клиентов из разряда объектов воздействия в разряд субъектов, которые равноправно участвуют в решении собственных проблем.

Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия: травмирующие обстоятельства не меняются, но изменяется их восприятие клиентом. Так, члены группы «Жены алкоголиков» лишь косвенно могут повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но ставят своей целью учиться быть счастливыми и в таких условиях.

5. Оказание женщинам содействия в планировании семьи — это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие из них. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи, разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии контрацепции.

Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится их сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.

6.  Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы — это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям проводится переподготовка и переобучение женщин дефицитным или более нужным профессиям. Разумеется, такая помощь оказывается совместно усилиями учреждений социального обслуживания и служб занятости.

7. Содействие в самопомощи и самозанятости женщин — это создание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов. Нередко это цехи и мастерские становятся самостоятельными производствами, которые, выполняя первоначальные задачи, одновременно предоставляют рабочие места социально ущемленным категориям населения11.

Таким образом, несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Женщина в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав.

2. Затянувшийся социально-экономический и морально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.

3. Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин.

Большую координационную  работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми.

4. Несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать, хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей.

 

Список использованной литературы

 

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009. – 537с.
  2. Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. 2-е издание. - М.: Московский общественный научный фонд, 2004.
  3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005.- 592 с.
  4. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 300 с.
  5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007. - 395 с.
  6. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 2008, 273с.
  7. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2008. - 576 с.
  8. Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. - 400 с.
  9. www.gks.ru
  10. http://www.chaskor.ru/article/zhenshchina_kak_obekt_sotsialnoj_politiki_...

 

 

1www.gks.ru

2 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005.- 234-235с.

3 Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. 2-е издание. - М.: Московский общественный научный фонд, 2004., 189-193с

4 Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 143-144 с.

5 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005.- 342-344с.

6 Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007. – 231-234 с.

7 Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009. – 154с.

8 Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 2008, 123-124с

9 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2008. – 275-277 с.

10 Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. – 214-216 с.

11 http://www.chaskor.ru/article/zhenshchina_kak_obekt_sotsialnoj_politiki_...




Информация о работе Женщина как социальный объект