Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 11:54, реферат
Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.
В работе «Речь
и мышление ребенка» Пиаже показал,
что в раннем возрасте дети часто
говорят сами с собой, не обращаясь
ни к кому, просто из удовольствия говорить.
С возрастом такая «
Взрослея и
выходя за пределы своей семьи, ребенок
узнает, что в обществе существует
своего рода дифференциация индивидов
по рангу. Каждый ребенок определяет свое
место в обществе в зависимости от социального
статуса.
Социальный статус.
Социальным статусом
называется каждая из социальных позиций
индивида, связанная с определенными
правами и обязанностями.
Статус, как бы
он ни был низок, важен, ибо он определяет
права, привилегии, обязанности человека
в отношении других. Обладание
статусом позволяет человеку ожидать
и требовать определенного
Каждого человека
можно охарактеризовать статусным
набором. Статусный набор — совокупность
всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Этот термин введен американским социологом
Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно
понятие, тесно связанное с первым. Ролевой
набор — это совокупность ролей, ассоциируемых
с одним статусом.
Человек может
иметь ряд статусов, но лишь один
из них определяет его положение
в обществе. Главным выступает тот статус,
который определяет стиль жизни, круг
общения, манеру одеваться и т.д. Статусы
делятся на предписанные (аскриптивные)
и достигнутые (приобретенные). Аскрипция
означает получение статуса благодаря
внешним, не контролируемым со стороны
человека характеристикам (возраст, пол,
национальность). Приобретенные статусы
анализируются с помощью профессиональных,
экономических, политических критериев.
Во многих отношениях границы между предписанными
и достигаемыми статусами условны.
В примитивных
обществах статусы чаще всего
являются предписанными, а в современных
индустриальных — достигаемыми.
Дж. Ленски предложил
понятие «противоречивость
В процессе достижения
определенного статуса и
Американский
исследователь И. Гофман предложил
понятие «ролевая дистанция». Это
понятие отражает различия между ожиданиями
в отношении социальных ролей, исполнением
роли и привязанностью индивида к своей
роли. Нет двух людей, играющих одинаково
одну роль — не все солдаты храбры, не
все студенты старательно учатся, не все
родители любят своих детей и т.д. Гофман
ввел в научный оборот понятийную пару:
честный и циничный актер. Первый означает
человека, который не осознает, что играет
роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный
же актер ясно понимает, что он играет
роль, и не идентичен ей.
Ролевую дистанцию
нельзя путать с уклонением от ролевых
обязанностей или с недееспособностью
человека. Она является самостоятельным
способом поведения в определенной другими
людьми ситуации или с учетом требований
конкретных обстоятельств.
Резюмируя вклад
ролевой теории в социологию личности,
можно отметить, что общество способствует
становлению личности индивида, формирует
идентичность, поддерживает и трансформирует
ее. Способность личности к трансформации
зависит к тому же от некоторых генетически
заложенных черт.
Современная жизнь
разнообразна, люди вращаются в разных
кругах, где действуют специальные
правила. Личность должна быть способна
к постоянным социальным перевоплощениям,
играть множество ролей, чтобы сохранять
соответствие ситуации и тем нормативным
требованиям, которые предъявляются к
человеку как участнику социальной жизни.
Вывод.
Личность и
общество взаимно обусловливают
друг друга. Между структурой социального
мира и структурой личности всегда
происходит процесс взаимного
Взаимоотношения
личности с обществом — это
основа всех сторон ее жизнедеятельности.
В обществе человек рождается, растет,
развивается, действует, становится той
или иной личностью. Какой именно личностью
он станет — это опять-таки во многом зависит
от условий его жизни в данном обществе,
а также от активности самого человека,
направленной прежде всего на развитие
и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая
жизненная проблема личности — адаптироваться
в социальных условиях своего существования,
утвердиться в них через
Основной способ
самореализации личности в обществе
— это труд, другие проявления ее
социальной активности. Реализуя свои
интересы, необходимо считаться с
интересами других людей и общества.
Это фундаментальное правило жизни человека
в обществе должно находить отражение
в психологических и идеологических установках
его деятельности, в системе его ценностных
ориентации. Только в этом случае возможна
нормальная созидательная (а не разрушительная)
жизнь общества и составляющих его личностей.
Никакая личность
развиваться и творить вне
общества не может, что ее самореализация
напрямую зависит от социальных условий
ее жизни, определяется ее социальным
положением, экономическими и другими
возможностями. Ее социальные права и
свободы также определяются обществом
и реализуются в нем, защищаются государством.
Не будет счастлив
добропорядочный человек, если его
окружают несчастные люди, если деградирует
общество, в котором он живет. Значит
нужно делать все для оздоровления общества
и его возрождения, для достижения благополучия
всех людей. Решающую роль в возрождении
общества должно играть государство. Но
в этом его должна поддерживать каждая
дееспособная личность, /в данном случае
речь идет не только об эффективном решении
внутренних проблем общества и его граждан,
но и об их защите от внешних посягательств.
Отсюда следует,
что побудительными силами деятельности
каждой личности должны стать чувства
и сознание патриотизма, любовь к
своему Отечеству, ответственное отношение
ко всему что в нем происходит. Такие психологические
и идеологические установки вполне определенно
ориентируют на то, чтобы во всей своей
социально значимой деятельности каждая
личность сочетала свои интересы с интересами
общества и государства, в котором живет
сама, ее семья и ее народ.
Список литературы
Голенкова З.Т.,
Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология:
Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т.
Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с.
Социология: Учебник
для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко
– 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА,
2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских
учебников»)
Филатова О.Г.
Общая социология: Учебное пособие.
– М.: Гардарики, 2005. – 464 с.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://referat.ru
Работы, похожие на Реферат: Личность и общество