Взаимоотношения личности и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 11:54, реферат

Краткое описание

Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.

Файлы: 1 файл

Реферат личности и общества.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

В работе «Речь  и мышление ребенка» Пиаже показал, что в раннем возрасте дети часто  говорят сами с собой, не обращаясь  ни к кому, просто из удовольствия говорить. С возрастом такая «эгоцентрическая речь» превращается в «социализированную речь», произносимую ради других. Со временем ребенок становится способен принимать роли других и приспосабливать свою речь для общения с ними. Некоторые последующие исследования показали, что воспоминания человека о событиях, которые имели место в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребенок плохо владеет языком. Только после того как ребенок овладеет языком, он в состоянии сформировать концепцию самого себя и принять роли других. 

Взрослея и  выходя за пределы своей семьи, ребенок  узнает, что в обществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребенок определяет свое место в обществе в зависимости от социального статуса. 

Социальный статус.  

Социальным статусом называется каждая из социальных позиций  индивида, связанная с определенными правами и обязанностями. 

Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека в отношении других. Обладание  статусом позволяет человеку ожидать  и требовать определенного отношения  со стороны других людей. Даже в самых развитых обществах люди занимают разные, как высокие, так и довольно низкие, позиции. 

Каждого человека можно охарактеризовать статусным  набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Ролевой набор — это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. 

Человек может  иметь ряд статусов, но лишь один из них определяет его положение  в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные) и достигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигаемыми статусами условны. 

В примитивных  обществах статусы чаще всего  являются предписанными, а в современных  индустриальных — достигаемыми. 

Дж. Ленски предложил  понятие «противоречивость статуса» наряду с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласованность различных статусов индивида. По его классификации, существует четыре важных статуса; доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворенности. 

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может  возникнуть ролевой конфликт. Во-первых, иногда человек обнаруживает, что  он одновременно играет несколько ролей. Такая ситуация предъявляет ему  противоречивые требования. Например работающим женщинам приходится удовлетворять одновременно ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери. При этом ролевые ожидания могут находиться в конфликте между собой. Во-вторых, человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учителя придерживаются кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают свои требования. Наконец, случается, что разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли. Например, мастер может находиться под воздействием противоречащих друг другу ожиданий рабочих и менеджеров. 

Американский  исследователь И. Гофман предложил  понятие «ролевая дистанция». Это  понятие отражает различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли. Нет двух людей, играющих одинаково одну роль — не все солдаты храбры, не все студенты старательно учатся, не все родители любят своих детей и т.д. Гофман ввел в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актер. Первый означает человека, который не осознает, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актер ясно понимает, что он играет роль, и не идентичен ей. 

Ролевую дистанцию нельзя путать с уклонением от ролевых обязанностей или с недееспособностью человека. Она является самостоятельным способом поведения в определенной другими людьми ситуации или с учетом требований конкретных обстоятельств. 

Резюмируя вклад  ролевой теории в социологию личности, можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее. Способность личности к трансформации зависит к тому же от некоторых генетически заложенных черт. 

Современная жизнь  разнообразна, люди вращаются в разных кругах, где действуют специальные  правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранять  соответствие ситуации и тем нормативным  требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни. 

Вывод.  

Личность и  общество взаимно обусловливают  друг друга. Между структурой социального  мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение. 

Взаимоотношения личности с обществом — это  основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей. 

Основополагающая  жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие  формы социальной деятельности и  таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы. 

Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с  интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей.  

Никакая личность развиваться и творить вне  общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий  ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими  возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством. 

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его  окружают несчастные люди, если деградирует  общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность, /в данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств. 

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства  и сознание патриотизма, любовь к  своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.  

Список литературы  

Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с. 

Социология: Учебник  для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников») 

Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с. 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru  

Работы, похожие  на Реферат: Личность и общество

Информация о работе Взаимоотношения личности и общества