Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:44, реферат
Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой феномен, как манипулирование сознанием. Поверхностное изучение самого понятия манипуляция дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова. Согласно «Словарю иностранных слов» МАНИПУЛЯЦИЯ (фр.manipulation - лат.manipulatio -manipulus горсть) - 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи. 2) демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто. 3) махинация, мошенническая проделка.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Психологическая сущность понятия «манипуляция»……………………4
2 Скрытое управление и манипуляция……………………………………..10
3 Механизмы манипулятивного воздействия……………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованных источников………………………………………23
«Психологические механизмы» — это такое понятие, в котором сливаются образно-метафорическое описание (ведущее свое начало от родового «механизм») и научное представление (кстати, тоже весьма метафоричное, в словари еще не вошедшее) о внутрипсихических процессах, обеспечивающих эффективность — в нашем случае — психологического воздействия.
По-видимому, особенность механизмов побуждения состоит в том, чтобы призвать «Я» к идентификации с очагом такого возбуждения. Скажем, если от имени какой-либо социальной общности адресуются к содержанию, ассоциированному с ней по каким-либо параметрам, то это содержание становится точкой отсчета, в которую помещается «Я», если к этой точке подключено одно из важных (мотивационно) сильных желаний человека. Переместившись в новую позицию, «Я» солидаризируется с этой общностью, вплоть до идентификации, и оказывается во власти этой общности. Если же атакованная мишень имеет глубокие связи с коллективным бессознательным, то благодаря заключенной в последнем силе эта мишень подвергается инфляции, захватывая личностные структуры, которые в ней растворяются. Субъективно кажется, что действует это «Я», но оно само уже «завоевано» благодаря присоединению к желаниям и интересам данного человека.
Таким образом, мотивирование в манипулятивном воздействии решает задачу использования «местных энергетических ресурсов» путем подключения их к необходимому автоматизму. Мастерский подбор автоматизмов, их комбинирование, произвольное сочетание (почти вещественные манипуляции), мотивационное «склеивание», соединение — вместе составляют суть механизмов манипулятивного воздействия.
Манипуляция (от лат. manus — рука) — один из видов психологического воздействия, направленный на достижение одностороннего выигрыша. Главные цели манипуляции: (1) управление партнером, (2) перекладывание на него ответственности. В основе манипуляции лежит отношение к другому человеку как к «объекту особого рода». Это означает, что один из участников использует другого в своих интересах, но при этом учитывает его психологические особенности (в отличие от объектного и субъектного отношения). Главный признак манипуляции — скрытость намерений манипулятора.
Манипулятивное воздействие основано на следующих механизмах.
Воздействие на эмоциональное состояние партнера. Один человек (манипулятор) вызывает у другого человека (объекта манипуляции) определенные чувства, которые внутренне мотивируют его совершить те или иные действия. Эти чувства могут быть как отрицательными (тревога, страх, вина, стыд), так и положительными (гордость, радость, удовольствие, защищенность). Если вызываются отрицательные (неприятные) чувства, то объект манипуляции старается их избежать (“негативная манипуляция”), а если вызываются положительные (приятные) чувства, то объект манипуляции старается их сохранить (“позитивная манипуляция”). Такая внутренняя мотивация приводит к тому, что объект манипуляции совершает действия, необходимые манипулятору. Негативный манипулятор использует, выражаясь словами Е.В. Сидоренко, «щипок снизу» (Как вам не стыдно!), а позитивный манипулятор — «щипок сверху» (Вы у нас такой хороший); хотя возможны и сочетания (Вы, как умный человек, понимаете, что вам лучше уступить, иначе у вас появятся большие проблемы).
Манипулирование ресурсами. Большое значение в межличностном влиянии оказывают ресурсы, которыми они располагают партнеры по общению. Ресурсы могут быть интеллектуальные, моральные, материальные, физические, статусные, эмоциональные, социальные, ролевые и т.д. Активные манипуляторы пользуются своим превосходством в тех или иных ресурсах. Причем это превосходство не обязательно должно быть реальным, это может быть «виртуальное превосходство», когда манипулятор создает видимость, что имеет это превосходство. В случае пассивных стратегий манипулятор, как это ни парадоксально, пользуется не превосходством в ресурсах, а их недостатком. Он может этот недостаток даже сознательно преувеличивать, то есть опять же создавать «виртуальный недостаток».
Эксплуатация личностных особенностей объекта манипуляции. В личности каждого человека есть слабое место, «ахиллесова пята», воздействие на которую приводит к тому, что человек становится более управляемым. Опытный манипулятор может использовать практически любые личностные особенности человека для своего воздействия, играя на его личностных качествах, потребностях, интересах, ценностях, привычках, пристрастиях, чувствах (например, зависть, тщеславие, ревность и пр.) «Кнопкой» для воздействия манипулятора может быть прошлое и будущее объекта манипуляции, его образование, происхождение, родственные связи, личные отношения, хобби и пр.
Использование взаимоотношений. Манипулятор не обязательно должен воздействовать на свой объект лично, он может использовать «посредников» - людей, которые более приближены к объекту, имею на него большее влияние; выполняя волю манипулятора, эти люди (чаще всего неосознанно) становятся средствами для достижения его целей. Манипулятор умело встраивается в уже существующие взаимоотношения и начинает «плести интригу»: он «просчитывает ходы», обманывает или, напротив, предоставляет информацию.
В зависимости от степени контроля ресурсов различают следующие виды манипулятивных стратегий.
Активный (сильный, жесткий) манипулятор. Активные стратегии основаны на более высоком уровне полномочий и контроля ресурсов. Манипулятор, управляющий другими с помощью активных методов, ни за что не станет демонстрировать свою слабость. Для него жизнь - это постоянная битва за власть, а люди - соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или ролью: родитель, начальник, учитель и т.д. Он опирается на слабость (физическую, моральную, материальную и пр.) других людей и добивается контроля над ними. Поскольку другие люди для такого типа манипулятора являются исполнителями его воли, то вся ответственность за ситуацию в экстремальный момент перекладывается на них. Философия активного манипулятора - побеждать и властвовать.
Пассивный (слабый, мягкий) манипулятор. Пассивные манипулятивные стратегии основаны на более слабом уровне полномочий и контроля ресурсов. Манипулятор, использующий эти стратегии, - полная противоположность активному манипулятору: он выигрывает, терпя поражение, прикидываясь беспомощным и глупым. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор перекладывает на него всю ответственность за ситуацию.
Смешанный
манипулятор. Использует стратегии
активного и пассивного манипулятора
в зависимости от обстоятельств или партнера,
с которым он общается. Философия смешанного
манипулятора - добиваться своих целей
(контроль окружающих и избегание ответственности)
любыми доступными средствами. Это - универсальный
манипулятор.
Активные и пассивные манипуляторы в свою очередь разделяются еще на несколько парных вариантов. (В основу описанной ниже типологии манипулятивных стратегий легла классификация Э. Шострома, переработанная и дополненная автором.)[3]
Таблица 3.1 – Типология манипулятивных стратегий
Активные стратегии | Пассивные стратегии |
Диктатор – преувеличивает свою власть. Приемы: принуждает, приказывает, ссылается на закон, инструкции, авторитеты. | Слабак - преувеличивает свою покорность. Приемы: соглашается, заискивает, не сопротивляется, подхалимничает, угождает и самоуничижается. |
Агрессор - преувеличивает свою жестокость, недоброжелательность. Приемы: угрожает, оскорбляет, оказывает физическое воздействие. Вызывает страх, неуверенность в себе. | Славный парень - преувеличивает свое дружелюбие и внимательность. Приемы: “покоряет любовью”, угождает, заботится. Противостоять ему бывает сложнее, чем Агрессору. |
Судья - преувеличивает свою критичность. Приемы: обвиняет, морализирует, вызывает к совести, возмущается, обличает, позорит, не прощает, не доверяет. | Виноватый - преувеличивает свою вину. Приемы: обвиняет себя, раскаивается, извиняется, предлагает искупить свою вину. Благодаря этому уходит от конфликта. |
Умник - преувеличивает свои интеллектуальные способности. Приемы: критикует, указывает на ошибки, на некомпетентность, цитирует авторитеты. | Чайник - преувеличивает свою некомпетентность. Приемы: принижает свои умственные способности, указывает на недостаток образования, опыта, забывает или “не слышит”. |
Крыша — преувеличивает свои возможности в контроле ситуации. Приемы: успокаивает, снимает тревогу, страх, говорит, что возьмет все проблемы на себя. | Нытик — преувеличивает свою зависимость от ситуации. Приемы: вызывает жалость, жаждет быть предметом заботы другого, позволяет другим делать за него его работу. |
Агитатор — преувеличивает свою заинтересованность в каком-либо деле. Приемы: преувеличивает значимость каких-либо действий объекта манипуляции, воодушевляет, “заражает” оптимизмом. | Отрешенный — преувеличивает свое “безразличие”. Приемы: не показывает свою заинтересованность в каком-либо деле или отношениях, хотя это может быть не так, не проявляет активность, пессимистические высказывания. |
Защитник — преувеличивает свою снисходительность. Приемы: оказывает “моральную поддержку”, обещает защиту, сочувствует, утешает, оправдывает сверх всякой меры. | Жертва — преувеличивает свои невзгоды и обиды. Приемы: рассказывает о своих несчастьях и неудачах, представляет себя “невинной овечкой в стаде волков”, жалуется на судьбу. |
Заключение
Манипуляции необходимы, так как изменение сознания и поведения людей нужно для достижения большего эффекта от совместных усилий. Например, во время «странной войны» в Великобритании антигерманские настроения не были сильны.
Пропаганда, которую начали вести англичане в годы первой мировой войны, создала образ врага-немца и, несомненно, приблизила победу. Без этого человеческих жертв было бы больше. Невозможно обойтись без манипуляций и в современной предвыборной кампании.[4]
Но не следует забывать, что манипуляции используются как во благо, так и во вред. В этом случае они выполняют задачу возвышения одних за счет других, способствуют дифференциации общества на управляющих и управляемых. При этом достигается больший взаимный выигрыш, чем при применении насилия. Зигмунд Фрейд, узнав, что в нацистской Германии сжигают его книги, заметил, что это демонстрирует прогресс: раньше они сожгли бы его самого, а теперь ограничиваются лишь его работами.
Успешная манипуляция вызывает эстетическое восхищение. В одном из произведений русской классики XIX века герой, путешествуя, проиграл все свои деньги офицеру-шулеру. Он не столько переживал, что лишился средств, сколько восторгался, как его ловко надули. Манипуляция предполагает какую-то закрытость информации, тайну, которая может быть раскрыта лишь после ее завершения. А тайна вызывает интерес. Поэтому манипуляции описываются и влитературе, и в публицистике. При этом, конечно, существует некий предел.[5]
Манипуляторы
не заинтересованы в открытости. Не
все секреты манипуляций раскрываются,
да это и невозможно: постоянно изобретаются
новые.
Список использованных источников
1 Доценко Е.Л., Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита./Е.Л.Доценко - М.: ЧеРо; Юрайт, 2000. — 344 с.,350 с.
2 Сидоренко Е.В., Тренинг влияния и противостояния влиянию./Е.В.Сидоренко - СПб.: Речь, 2001. — 256 с.,315 с.
3 Шостром Э., Анти-Карнеги, или человек-манипулятор./Э.Шостром - Минск: Полифакт, 1992. — 128 с.
4 http://psyfactor.org/
5 http://www.koob.ru/