Все это
приводит к зависимости процесса
воспроизводства и потребления
от действий иностранных государств
и их сообществ, потере Россией
своей экономической, а, следовательно,
и политической самостоятельности.
Разрушение
научно-технического потенциала страны
ведет к утрате передовых позиций
России в мире и снижению качества
исследований на стратегически важных
для страны направлениях научно-технического
прогресса, к деградации наукоемких
производств, снижению технического уровня
материального производства и примитивизации
производственных технологий, росту
вероятности техногенных катастроф.
Становится труднодостижимой кардинальная
модернизация национальной технологической
базы, а значит, усугубляется технологическая
зависимость России от ведущих стран
Запада, что подрывает оборонный
потенциал государства.
Особую
угрозу представляет низкий уровень
крупномасштабных инвестиций в
российскую экономику. Без крупных
капиталовложений в стратегические
сферы экономики экономическое
возрождение России невозможно.
Угроза
национальной безопасности в
социальной сфере состоит в
повышении уровня бедности и
имущественной дифференциации населения,
бесконтрольном расслоении общества
на узкий круг богатых и
преобладающую массу необеспеченных
граждан, нарастание социальной
напряженности.
Проводимая
государством политика, направленная
на минимизацию наиболее опасных
последствий кризиса и реагирования
на чрезвычайные ситуации в
социальной сфере, не позволила
запустить один из важнейших
механизмов экономического роста
— стабилизацию уровня жизни.
Не выработана общенациональная
социальная программа. Нарастание
негативных проявлений в социальной сфере
снижает интеллектуальный и производительный
потенциал России, ведет к сокращению
численности населения, утрате основных
источников духовного и экономического
развития, а, кроме того, в условиях определенного
ослабления государственной власти, потери
ее авторитета как гаранта обеспечения
прав и свобод граждан провоцирует общественные
потрясения и может стать основой для
формирования авто-ритарно-тоталитарного
политического режима.
Угроза истощения
природных ресурсов и ухудшения
экологической ситуации находится
в прямой зависимости от уровня развития
экономики и готовности общества
осознавать глобальность и важность
этих проблем. Для России эта угроза
нарастает за счет преимущественного
развития топливно-энергетических отраслей
промышленности, неразвитости законодательной
основы природоохранных мероприятий
и их высокой ресурсоемкости, отсутствия
либо ограниченного использования
природосберегающих технологий. Также
усиливается тенденция использования
территории России в качестве места захоронения
радиоактивных материалов, ядовитых химических,
других высокотоксичных и опасных для
окружающей среды материалов и веществ;
размещения на российской территории
вредных производств.
Ослабление
государственного надзора, отсутствие
эффективных правовых и экономических
механизмов по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуации увеличивают риск
катастроф техногенного характера во
всех сферах хозяйственной деятельности.
Негативные
процессы в экономике усугубляют
центробежные тенденции субъектов
Российской Федерации и ведут
к сохранению угрозы национализма,
национального и регионального
сепаратизма.
Этноэгоизм
и этноцентризм, шовинизм, проявляющиеся
в деятельности ряда национальных общественных
формирований, усиливают национальный
сепаратизм, создают благодатную почву
для возникновения национальных конфликтов.
Это не только усиливает политическую
нестабильность, но и ослабляет единое
экономическое пространство и его важнейшие
составляющие: производственно-технологические,
транспортные связи, финансово-банковскую,
кредитную, налоговую системы.
К числу
факторов, усугубляющих эту угрозу,
относятся массовая миграция
на территорию России представителей
этнических групп сопредельных
стран и формирование новых
национальных общин, регрессивный
и деклассирующий характер воспроизводства
рабочей силы в ряде регионов,
сокращение внутреннего потребления
и углубление социально-экономического
расслоения общества.
Составляющими
факторами этих угроз являются
последствия распада СССР на
искусственные национально-территориальные
формирования, провалы национальной
и экономической политики как
внутри России, так и в новых
государствах Содружества, распространение
и эскалация конфликтных ситуаций
на национально-этнической почве.
Наблюдается и сознательное вмешательство
зарубежных государств и международных
организаций в национальную жизнь
народов России, ослабление системообразующей
функции русского языка – одной
из опор российской государственности.
Все более
опасным фактором, размывающим устои
российской государственности, становится
неуправляемый процесс принятия
нормативно-правовых актов субъектами
Федерации, противоречащих Конституции
России и отдельным положениям
разграничения предметов ведения
и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Федерации.
По степени
воздействия на безопасность
Российской Федерации угроза
криминализации общества и хозяйственной
деятельности приобретает особую
остроту. Ошибки, допущенные на начальном
этапе реформ в экономической, военной,
правоохранительной, иных сферах государственной
деятельности, ослабление системы государственного
контроля, несовершенство правовой базы
и отсутствие наступательной социальной
государственной политики, снижение духовно-нравственного
уровня общества – все это объективные
факторы развития преступности.
Последствия
этой угрозы проявляются через
ослабление правового контроля
ситуаций в стране, в отдельных
регионах, сращивание криминальных
структур с исполнительной и
законодательной властью, проникновение
организованной преступности в
сферу управления банковским
бизнесом, крупными производствами,
торговыми организациями и товаропроводящими
сетями.
За счет
масштабного, быстротечного и
зачастую конфликтного передела
собственности, обострения борьбы
за политическую власть на
основе групповых, политико-идеологических,
этнонационалистических интересов нарастает
угроза терроризма. Учитывая недостаточную
эффективность правоохранительных структур
и спецслужб, слабость профилактических
мер предупреждения преступных проявлений,
отток из органов обеспечения правопорядка
квалифицированных кадров, способных
осуществлять оперативную и боевую деятельность,
эта угроза по степени воздействия на
общество приобретает особое значение.
Особую
тревогу вызывает угроза физическому
здоровью нации. Ее истоки лежат
практически во всех сферах
жизни и деятельности государства,
наиболее явно проявляются через
кризисное состояние здравоохранения,
образования и науки, социальной
защиты населения.
Последствиями
этого глубокого системного кризиса
являются резкое сокращение средней
ожидаемой продолжительности жизни
человека, снижение уровня здоровья
нации, деформация ее демографического
и социального состава и разрушение
генофонда России, подрыв трудовой
основы развития производства
и формирования дееспособной
армии, ослабление главного элемента
общества – семьи.
По степени
воздействия на жизнь общества,
развитие демократических процессов
в государстве на одно из
первых мест выдвигается угроза
деградации нравственного, духовного
и творческого потенциала общества.
В стране расширяется процесс распространения
глубоко чуждых национальной культуре
народов России ценностей, идет свертывание
и стагнация отечественной культуры, наблюдается
не востребованность духовного наследия
России.
Продолжающееся
разрушение единого духовного
пространства России, экономическая
дезинтеграция и социальная дифференциация
провоцируют усиление напряженности
во взаимоотношениях регионов
и центра, представляя явную угрозу
федеративному устройству Российской
Федерации.
Угрозы интересам
безопасности Российской Федерации
в международной сфере проявляются
через попытки других держав противодействовать
укреплению России как одного из влиятельных
центров формирующегося многополярного
мира. Это может привести к ослаблению
российских позиций в важных для
России регионах Европы, Ближнего Востока,
Закавказья и Центральной Азии.
Угроза возникновения
или обострения политических, этнических,
экономических кризисов в странах
СНГ, способных затормозить или
разрушить процессы интеграции в
Содружестве, приобретает для нашего
государства особое значение. Российской
Федерации крайне важно становление
этих стран как дружественных, независимых,
стабильных и демократических государств.
С учетом
глубокого изменения характера
отношений между Российской Федерацией
и США, КНР и другими ведущими
державами, угроза крупномасштабной
агрессии против России в обозримый
период практически отсутствует.
Вместе с тем нельзя исключить
попытки силового соперничества
с Россией. Наиболее реальную
угрозу для России в военно-политической
сфере представляют существующие
и потенциальные очаги локальных
войн и вооруженных конфликтов
вблизи ее государственной границы.
Серьезная
угроза – распространение ядерного
и других видов оружия массового
поражения, технологии их производства
и средств доставки, прежде всего
в сопредельных с Россией странах
или близких к ней регионах.
Нарастание этой угрозы требует
принятия Россией, как самостоятельно,
так и совместно с другими государствами,
дополнительных мер по обеспечению своей
безопасности.
Одновременно
расширяется спектр угроз, связанных
с международным терроризмом,
в том числе с использованием
ядерного и других видов оружия
массового уничтожения.
Угрозой
для России остается сохранение
или создание крупными державами
(их коалициями) мощных группировок
вооруженных сил в прилегающих
к ее территории регионах. Даже
при отсутствии агрессивных намерений
против России такие группировки
создают предпосылки к стратегической
нестабильности.
Превращение
НАТО в доминирующую военно-политическую
силу в Европе – угроза нового
раскола континента, крайне опасного
в условиях сохранения в Европе
мобильных ударных группировок
войск, ядерного оружия, а также
недостаточной эффективности многосторонних
механизмов поддержания мира.
Технологический
отрыв ряда ведущих держав
мира и наращивание их возможностей
по применению «критических»
технологий создания вооружений
и военной техники новых поколений
может привести к развертыванию
качественно нового этапа гонки
вооружений и созданию вблизи
государственной границы Российской
Федерации потенциала внезапного
удара по ее экономическим
центрам и военной инфраструктуре.
Угрозы
безопасности Российской Федерации
в собственно военной сфере
кроются в незавершенности реформирования
военной организации страны, сохраняющемся
разрыве между политическими
установками и их реализацией
в военной и военно-технической
сфере, недостаточном финансировании
национальной обороны, неразработанности
современных подходов к военному строительству.
Это проявляется
в обострении социальных проблем в Вооруженных
силах Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях и органах, критически
низком уровне оперативной и боевой подготовки
войск (сил) и штабов, недопустимом падении
степени укомплектованности войск (сил)
образцами современного и перспективного
вооружения и военной техники, в целом
– снижением возможностей военной организации
государства по гарантированной защите
национальных интересов Российской Федерации.
Нарастает
и расширяется угроза агентурного
и оперативно-технического проникновения
иностранных разведок в Россию.
Объектами их деятельности становятся
государственные органы власти
и управления, политические партии,
банковские учреждения, промышленные
предприятия, научно-исследовательские
организации, средства массовой
информации. Последствиями этой
деятельности могут стать усиление
противодействия внешнеполитическому
курсу России, подрыв экономики
путем вовлечения в убыточные
торгово-экономические сделки, нерациональное
военно-техническое сотрудничество,
развертывание НИОКР в тупиковых
направлениях, втягивание России
в региональные конфликты и
дестабилизация ее внутриполитической
обстановки.