Угрозы безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:17, реферат

Краткое описание

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Файлы: 1 файл

угрозы безопасности.docx

— 30.96 Кб (Скачать)

 Все это  приводит к зависимости процесса  воспроизводства и потребления  от действий иностранных государств  и их сообществ, потере Россией  своей экономической, а, следовательно,  и политической самостоятельности. 

Разрушение  научно-технического потенциала страны ведет к утрате передовых позиций  России в мире и снижению качества исследований на стратегически важных для страны направлениях научно-технического прогресса, к деградации наукоемких производств, снижению технического уровня материального производства и примитивизации производственных технологий, росту  вероятности техногенных катастроф. Становится труднодостижимой кардинальная модернизация национальной технологической  базы, а значит, усугубляется технологическая  зависимость России от ведущих стран  Запада, что подрывает оборонный  потенциал государства.

 Особую  угрозу представляет низкий уровень  крупномасштабных инвестиций в  российскую экономику. Без крупных  капиталовложений в стратегические  сферы экономики экономическое  возрождение России невозможно.

 Угроза  национальной безопасности в  социальной сфере состоит в  повышении уровня бедности и  имущественной дифференциации населения,  бесконтрольном расслоении общества  на узкий круг богатых и  преобладающую массу необеспеченных  граждан, нарастание социальной  напряженности. 

 Проводимая  государством политика, направленная  на минимизацию наиболее опасных  последствий кризиса и реагирования  на чрезвычайные ситуации в  социальной сфере, не позволила  запустить один из важнейших  механизмов экономического роста  — стабилизацию уровня жизни.  Не выработана общенациональная  социальная программа. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития, а, кроме того, в условиях определенного ослабления государственной власти, потери ее авторитета как гаранта обеспечения прав и свобод граждан провоцирует общественные потрясения и может стать основой для формирования авто-ритарно-тоталитарного политического режима.

Угроза истощения  природных ресурсов и ухудшения  экологической ситуации находится  в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознавать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза нарастает за счет преимущественного  развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной  основы природоохранных мероприятий  и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования  природосберегающих технологий. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств.

 Ослабление  государственного надзора, отсутствие  эффективных правовых и экономических механизмов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

 Негативные  процессы в экономике усугубляют  центробежные тенденции субъектов  Российской Федерации и ведут  к сохранению угрозы национализма, национального и регионального  сепаратизма. 

 Этноэгоизм и этноцентризм, шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, усиливают национальный сепаратизм, создают благодатную почву для возникновения национальных конфликтов. Это не только усиливает политическую нестабильность, но и ослабляет единое экономическое пространство и его важнейшие составляющие: производственно-технологические, транспортные связи, финансово-банковскую, кредитную, налоговую системы.

 К числу  факторов, усугубляющих эту угрозу, относятся массовая миграция  на территорию России представителей  этнических групп сопредельных  стран и формирование новых  национальных общин, регрессивный  и деклассирующий характер воспроизводства  рабочей силы в ряде регионов, сокращение внутреннего потребления  и углубление социально-экономического  расслоения общества.

 Составляющими  факторами этих угроз являются  последствия распада СССР на  искусственные национально-территориальные  формирования, провалы национальной  и экономической политики как  внутри России, так и в новых  государствах Содружества, распространение  и эскалация конфликтных ситуаций  на национально-этнической почве.  Наблюдается и сознательное вмешательство  зарубежных государств и международных  организаций в национальную жизнь  народов России, ослабление системообразующей  функции русского языка – одной  из опор российской государственности. 

 Все более  опасным фактором, размывающим устои  российской государственности, становится  неуправляемый процесс принятия  нормативно-правовых актов субъектами  Федерации, противоречащих Конституции  России и отдельным положениям  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Федерации. 

 По степени  воздействия на безопасность  Российской Федерации угроза  криминализации общества и хозяйственной  деятельности приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной, иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие наступательной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества – все это объективные факторы развития преступности.

 Последствия  этой угрозы проявляются через  ослабление правового контроля  ситуаций в стране, в отдельных  регионах, сращивание криминальных  структур с исполнительной и  законодательной властью, проникновение  организованной преступности в  сферу управления банковским  бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими  сетями.

 За счет  масштабного, быстротечного и  зачастую конфликтного передела  собственности, обострения борьбы  за политическую власть на  основе групповых, политико-идеологических, этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Учитывая недостаточную эффективность правоохранительных структур и спецслужб, слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров, способных осуществлять оперативную и боевую деятельность, эта угроза по степени воздействия на общество приобретает особое значение.

 Особую  тревогу вызывает угроза физическому  здоровью нации. Ее истоки лежат  практически во всех сферах  жизни и деятельности государства,  наиболее явно проявляются через  кризисное состояние здравоохранения,  образования и науки, социальной  защиты населения. 

 Последствиями  этого глубокого системного кризиса  являются резкое сокращение средней  ожидаемой продолжительности жизни  человека, снижение уровня здоровья  нации, деформация ее демографического  и социального состава и разрушение  генофонда России, подрыв трудовой  основы развития производства  и формирования дееспособной  армии, ослабление главного элемента  общества – семьи. 

 По степени  воздействия на жизнь общества, развитие демократических процессов  в государстве на одно из  первых мест выдвигается угроза  деградации нравственного, духовного  и творческого потенциала общества. В стране расширяется процесс распространения глубоко чуждых национальной культуре народов России ценностей, идет свертывание и стагнация отечественной культуры, наблюдается не востребованность духовного наследия России.

 Продолжающееся  разрушение единого духовного  пространства России, экономическая  дезинтеграция и социальная дифференциация  провоцируют усиление напряженности  во взаимоотношениях регионов  и центра, представляя явную угрозу  федеративному устройству Российской  Федерации. 

Угрозы интересам  безопасности Российской Федерации  в международной сфере проявляются  через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных  центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для  России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии.

Угроза возникновения  или обострения политических, этнических, экономических кризисов в странах  СНГ, способных затормозить или  разрушить процессы интеграции в  Содружестве, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление  этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств.

 С учетом  глубокого изменения характера  отношений между Российской Федерацией  и США, КНР и другими ведущими  державами, угроза крупномасштабной  агрессии против России в обозримый  период практически отсутствует.  Вместе с тем нельзя исключить  попытки силового соперничества  с Россией. Наиболее реальную  угрозу для России в военно-политической  сфере представляют существующие  и потенциальные очаги локальных  войн и вооруженных конфликтов  вблизи ее государственной границы. 

 Серьезная  угроза – распространение ядерного  и других видов оружия массового  поражения, технологии их производства  и средств доставки, прежде всего  в сопредельных с Россией странах  или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует  принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности.

 Одновременно  расширяется спектр угроз, связанных  с международным терроризмом,  в том числе с использованием  ядерного и других видов оружия  массового уничтожения. 

 Угрозой  для России остается сохранение  или создание крупными державами  (их коалициями) мощных группировок  вооруженных сил в прилегающих  к ее территории регионах. Даже  при отсутствии агрессивных намерений  против России такие группировки  создают предпосылки к стратегической  нестабильности.

 Превращение  НАТО в доминирующую военно-политическую  силу в Европе – угроза нового  раскола континента, крайне опасного  в условиях сохранения в Европе  мобильных ударных группировок  войск, ядерного оружия, а также  недостаточной эффективности многосторонних  механизмов поддержания мира.

 Технологический  отрыв ряда ведущих держав  мира и наращивание их возможностей  по применению «критических»  технологий создания вооружений  и военной техники новых поколений  может привести к развертыванию  качественно нового этапа гонки  вооружений и созданию вблизи  государственной границы Российской  Федерации потенциала внезапного  удара по ее экономическим  центрам и военной инфраструктуре.

 Угрозы  безопасности Российской Федерации  в собственно военной сфере  кроются в незавершенности реформирования  военной организации страны, сохраняющемся  разрыве между политическими  установками и их реализацией  в военной и военно-технической  сфере, недостаточном финансировании  национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству.

 Это проявляется в обострении социальных проблем в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в целом – снижением возможностей военной организации государства по гарантированной защите национальных интересов Российской Федерации.

 Нарастает  и расширяется угроза агентурного  и оперативно-технического проникновения  иностранных разведок в Россию. Объектами их деятельности становятся  государственные органы власти  и управления, политические партии, банковские учреждения, промышленные  предприятия, научно-исследовательские  организации, средства массовой  информации. Последствиями этой  деятельности могут стать усиление  противодействия внешнеполитическому  курсу России, подрыв экономики  путем вовлечения в убыточные  торгово-экономические сделки, нерациональное  военно-техническое сотрудничество, развертывание НИОКР в тупиковых  направлениях, втягивание России  в региональные конфликты и  дестабилизация ее внутриполитической  обстановки.

Информация о работе Угрозы безопасности