Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:22, реферат
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), который впервые использовал термин социология, а также определил предмет этой науки и её структуру. Огюст Конт являлся также создателем нового направления в философии — позитивизма. Основной особенностью предложенного им позитивного метода является четкое отделение науки от теологии и метафизики. С точки зрения Конта подлинная наука должна быть эмпирической, должна опираться на факты, полученные опытным путем. По мнению Конта, наука в принципе не должна была ставить перед собой такие вопросы, ответ на которые не может получить эмпирическое подтверждение, и именно такими были, как считал Конт, многие философские вопросы. В своих работах он предпринял попытку систематизации всего существовавшего в то время научного знания.
Фрагменты из некоторых
его работ переведены на русский
язык и опубликованы в книгах "Социология
преступности" (1966), "Структурно-функциональный
анализ в социологии" (1968), в журнале
"Социологические исследования"
Макс Вебер (1864–1920)
Он определял социологию как
науку, которая стремится понять
социальное действие и дать ему причинное
объяснение. При это не всякое человеческое
действие является социальным. Вебер считал
социальным лишь такое действие, которое
соотносится с действиями других людей
и ориентируется на ответную реакцию с
их стороны.
С точки зрения Вебера все явления общественной жизни
в конечном итоге складываются из совокупности
индивидуальных социальных действий:
1. целерациональное
2. ценностно-рациональное
3. аффективное
4. традиционное
Целерациональное действие отличает четкая
постановка цели действия и выбор наиболее
эффективных средств её достижения. Как,
например, при решении технических задач.
Ценностно-рациональное действие ориентируется
на некие высшие ценности (моральные, религиозные)
и в таком случае не всякие средства достижения
цели считаются допустимыми, они не должны
противоречить такого рода ценностям.
Аффективное действие основано на эмоциях.
Традиционное действие ориентированно
на существующие в обществе
традиции. Ни один из этих типов действий
в чистом виде, как правило, не встречается.
Они представляют собой идеальные типа.
Этими понятиями Вебер обозначал теоретическую
модель, которая создается исследователем
путем мысленного выделения некоторых
черт изучаемого им явления и в результате
в реальной действительности идеальному
типу ничто полностью не соответствует.
Идеальный тип подобен моделям, которые
используются в естественных науках. Наблюдаемые
в реальной жизни человеческие
действия могут сочетать в себе элементы
двух или более идеальных типов.
Вебер использовал разработанную им методологию
идеальных типов для изучения широкого
круга явлений общественной жизни,
при этом особый интерес у него вызывала
проблема происхождения современного
капитализма. Если Маркс рассматривал
прежде всего экономические причины развития
капитализма, то Вебер исследовал влияние
на этот процесс культурных факторов,
в частности религиозных идей.
Вебер использовал понятие хозяйственная
этика религии. Это понятие обозначает
те требования, которые данная религия
предъявляла к поведению своих последователей
в экономической сфере. Вебер обратился
к изучению особого типа хозяйственной
этики, получившего распространение в
странах Западной Европы, начиная с 16 столетия
в результате религиозной реформации
и возникновения протестантизма. Вебер
исследовал то влияние, которое оказали
эти события на изменения экономических
отношений в западных обществах.
Этой проблеме была посвящена его работа
«Протестантская этика и дух капитализма».
Он рассмотрел в этой работе новый тип
хозяйственной этики, получивший распространение
в странах Западной Европы. Вебер проанализировал
идеи ведущих представителей реформации
протестантских богословов, таких как
Мартин Лютер, Жан Кальвин. В особенности
он обратил внимание на выдвинутую Кальвином
идею предопределения. В соответствии
с Кальвином, всемогущий бог предопределил,
предназначил одних людей к спасению и
вечной жизни, а других к гибели.
При этом не существовало каких-либо признаков,
по которым человек мог судить о том, избран
ли он богом к спасению.
Но в ту историческую эпоху для любого
верующего христианина вопрос о спасении
его души имел важнейшее, первостепенное
значение. И, постепенно, последователи
кальвинизма стали считать успех человека
в его повседневном труде, то есть в его
экономической деятельности, косвенным
свидетельством того, что данный человек
угоден Богу и избран к спасению.
В результате последователи этого
религиозного учения стремились к тому,
чтобы постоянно добиваться успехов в
экономической сфере. Как показал Вебер
в своём исследовании, на ранней стадии
развития капитализма большинство успешных
предпринимателей вышло именно из числа
протестантов, а те страны в которых протестанизм
стал господствующей религией,
такие как Англия или Голландия достигли
в 17–18 веках наиболее высокого уровня
экономического развития. В то же время
Вебер подчеркивал, что влияние
религиозных идей на экономическое развитие
было характерно лишь для раннего капитализма.
Уже к 19 веку капитализм превратился в
экономическую систему, обладавшую своей
собственной внутренней логикой, и эта
система не нуждалась больше в какойлибо
поддержке со стороны религиозных
идей. Кроме того, Вебер не считал протестанскую
этику единственной причиной развития
капитализма. Он рассматривал влияние
на этот процесс разнообразных факторов
в том числе экономических, политических
и культурных.
Работа Вебера «Протестантская этика
и дух капитализма» была, возможно, одна
из самых известных и обсуждаемых.
Герберт Спенсер (1820-1903)
Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.
Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.
Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.
Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.
Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).