Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:04, контрольная работа
Современные общества можно различать по многочисленным показателям, но в них есть и идентичные признаки, что позволяет их типологизировать. Одним из главных направлений в типологии общества является выбор форм государственной власти, политических отношений, как критериев для разделения отдельных типов общества. К примеру, у Аристотеля и Платона общества подразделяются по типу государственного строя: демократия, аристократия, тирания, монархия и олигархия.
Широта научного кругозора Н.Я. Данилевского и уникальные личные качества предопределили отсутствие догматизма во взглядах учёного. В целом личность исследователя Н.Я. Данилевского можно охарактеризовать как разностороннюю, а творчество - многогранным.
Историческая концепция великого отечественного ученого, открывшего новую страницу теории исторической науки, вобрала прогрессивные идеи своего времени. Комплексная методология, которая использовалась в "России и Европе", явилась следствием разносторонних научных познаний Н.Я.Данилевского. Ее истоки лежат как в проявленных явно, открыто убеждениях и взглядах ученого о гармоничной целостности Вселенной, космической упорядоченности и соотнесенности всех элементов природы и общества, так и в присущих исследователю подспудно, внутренне идеях диалектичного развития. Совокупность разных, зачастую противоречивых оснований учения Н.Я.Данилевского: позитивизма, классификационно-синхронного, эволюционно - диахронного подходов позволила совершить качественный скачок в историческом познании.
Целью данной работы является изучение культурно-исторических типов.
Весьма любопытным представляется различение Данилевским культурно- исторических типов в структурно-содержательном плане, чем достигается определенное единство статического и динамического аспектов типа. Данилевский полагал, что в идеальном плане культура (культурная деятельность) структурируется на четыре разряда: 1) религиозная деятельность как твердая народная вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека; 2) культурная деятельность в узком смысле слова (отношение человека к внешнему миру в форме науки, искусства и промышленности), 3) политическая деятельность (отношения людей между собой как членов одного народного целого); 4) общественно-экономическая деятельность (отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира). Данилевский считал, что могут быть одноосновные культурно-исторические типы, т. е. развивающие какой-либо один из разрядов культуры, двухосновные и т. д. Славянский же тип в перспективе впервые в истории составит четырехосновный культурный тип, причем особую значимость ему придаст исторически первое успешное решение общественно-экономической задачи9.
Отрицая законы эволюции
общества как единого целого,
Н. Я. Данилевский не мог, исходя
хотя бы из эмпирических
I. Закон сродства языков, на основе чего и формируется культурно- исторический тип.
II. Закон, утверждающий, что
для становления цивилизации, свойственной
самобытному культурно-
III. Закон непередаваемости
цивилизаций: «Начала цивилизации
одного культурно-
При этом Данилевский вовсе не отрицал историческую преемственность, что ему часто приписывается. Он подчеркивал, что преемственные культурно-исторические типы имеют естественное преимущество перед уединенными. Цивилизации как таковые не передаются, но существуют способы их воздействия друг на друга, имеющие иной механизм, чем передача. Причем, если что и усваивается одной цивилизацией от другой, то это главным образом достижения науки и техники, промышленности, т. е. национально наименее окрашенные элементы. Следует указать, что данные идеи во многом созвучны культурологическим концепциям XX века11.
IV. Закон, устанавливающий
зависимость богатства и
V. Закон краткости периодов
цивилизации; «Ход развития культурно-
исторических типов всего
Н. Я. Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно- исторического типа: 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития; 2) государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития;
3) период собственно цивилизации,
самый короткий, период плодоношения,
когда накопленные народом
4) период естественного конца культуры, имеющий две формы: апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего, апатия отчаяния - обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути.
Отдельный самобытный
культурно-исторический тип
Но уже не раз во времена блеска
старой культуры зарождалась новая. Видимо,
когда начинает жить новый культурно-исторический
тип, старый должен угасать. Ни это
ли является причиной вражды старого к
новому?
Момент развития тех сил, которые производят
известный ряд явлений, не совпадает с
моментом наибольшего обилия результатов
деятельности этих сил. Этот момент наступает
значительно позднее. Каким образом могут
слабеть силы целых обществ, непонятно.
Однако история указывает, что это так.
Обилие результатов европейской цивилизации
в XIX в. указывает на то, что творческая
сила Европы спадает14.
Кульминация творческих общественных сил происходит тогда когда процветают искусство и философия. А процветание положительных наук свидетельствует об упадке.
Особое внимание Данилевский уделяет романо-германскому (западноевропейскому) и славянскому типам. Последний еще находится в стадии формирования. По Данилевскому, отнюдь не обязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, например, рабовладение, феодализм, капитализм и т. п. В этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов.
1 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2002. С. 25.
2 Моиджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 2004. С. 211.
3 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 2003. С. 78.
4 Моиджян К.Х.Указ. соч. С. 212.
5 Моиджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 2004. С. 215.
6 Кумар К. Гражданское общество. М., 2004. С. 45.
7 Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис 2003. №3. С. 52.
8 Пивоваров Ю.С. Николай Данилевский: в русской культуре и в мировой науке // Мир России Т. 1 1992. № 1. С. 194.
9 Балуев Б. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 1999. С. 48.
10 Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 2011. С. 91.
11 Волошина А. С. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского: история и современность. Ростов н/Д., 2004. С. 25.
12 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 92.
13 Там же. С. 106.
14 Ерасов Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? // Философские науки. 2000. № 3. С. 43.