Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:48, реферат
В последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве. Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а спецслужб.
Оглавление
Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве. Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а спецслужб.
Начнем с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».
Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей этики.
Неверно считать, что в основе экстремизма и терроризма в странах Третьего мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости спонтанно хватается за оружие.
Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции, обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.
Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.
Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.
Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда – эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.
Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом (а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится коллективным заложником в руках террористов.
Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные акции потеряли бы всякий смысл.
Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.
Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:
Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей, читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги, которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер: достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.
Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить «время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.
Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание «образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на «террористические» и «нетеррористические».
Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.
На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить. Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.
Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:
Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня, пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии. И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что государства-колонизаторы были христианскими.
Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с «неверными», то есть с иноверцами.
Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые, «глобально масштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя мусульманами, и оправдываются учением ислама.
В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).
Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также ряд объективных факторов:
1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного развития.
2) Конфликт различных
типов цивилизаций –
3) Современная социально-
Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального ваххабизма, требующим с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.
Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.
Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.
Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.
В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен, модернизаций.
Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто (и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп, освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство (или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию, навязанными ему (или им) экстремистами.
Информация о работе Терроризм, его причины и влияние на общество