Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:44, реферат
Теории Ч. Кули «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:
➢ в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
➢ люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;
➢ люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.
Содержание
1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
1.2 Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»
Заключение
Список используемой литературы
1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
Во всех социологических энциклопедических словарях дается пояснение такому направлению мысли как символический интеракционизм*. Вот, например, одно из них:
«Символический интеракционизм – (от английского interaction – взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах».
У истоков этого учения стояли американские исследователи Ч.Кули, У.Томас, Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун.
Основными теоретическими положениями данного направления являются:
✓ Природа человека социальна;
✓ Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человек пребывает;
✓ Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде*;
✓ Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;
✓ Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;
✓ Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его.
Центральным понятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.
Теория подвергалось критике по следующим направлениям:
- недостаточно разработанная методология;
- игнорирование эмоциональной стороны самости как основы социального действия;
- отсутствие четкой концепции самости.
Данное направление сосредоточено на взаимодействии индивидов*. Элементы взаимодействия называются интеракциями Г.Блумер в работе «Общество как символическая интеракция» пишет: «интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или придания значения действиям другого».
Сторонники символического интеракционизма, среди которых был и И. Гофман, изучают условия, в которых происходят интеракции: «Социальное взаимодействие можно определить как нечто неповторимое, происходящее в социальных ситуациях, т. е. в средах, в которых два и более индивида находятся в физическом реактивном присутствии друг друга».
Массовая коммуникация в символическом интеракционизме рассматривается как вторичная, как производная от коммуникации «лицом-к-лицу». Как пишет И. Гофман: она «... представляет собой редуцированную версию первичного реального взаимодействия».
Первым принципиальным моментом, вытекающим из символического характера интеракции, является различение стимула и объекта. Г.Блумер пишет: «Поведение человека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей».
Гораздо важнее оказывается уменье человека выделять и обозначать (артикулировать) объекты внешнего мира, интерпретировать ситуации и конструировать собственное поведение, исходя из этих интерпретаций, а так же других значений (целей, осознанных желаний, возможных путей их достижения).
Включение в ситуацию собственных желаний, устремлений, целей, способностей возможно благодаря тому, что человек может воспринимать себя как объект.
1.2 Ч. Кули и его концепция «зеркального Я»
Чарльз Хортон Кули родился 17 августа 1864 года в Анн-Арборе (штат Мичиган) в семье профессора. Учился в Мичиганском университете, преподавал в этом учебном заведении с 1894 и до конца жизни. Кули - представитель первого поколения американских социологов.
Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из
постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Среди главных трудов Кули - Человеческая природа и социальный порядок (Human Nature and the Social Order, 1902), Социальная организация (Social Organization, 1909) и Социальный процесс (Social Process, 1918). Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и «первичных группах», в которых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также о социальной значимости финансового статуса личности. Умер Кули в Анн-Арборе 8 мая 1929 года.
Он являлся одним из исследователей самости (то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам»).
Прежде всего, нужно отметить, что, название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию «зеркальной самости» (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интера
1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
1.2 Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»
Заключение
Список используемой литературы
Реферат
по дисциплине «Социология»
Тема: «Теория «зеркального Я» Ч. Кули»
Содержание
1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
1.2 Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»
Заключение
Список используемой литературы
1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
Во всех
социологических
«Символический интеракционизм – (от английского interaction – взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах».
У истоков
этого учения стояли
Основными
теоретическими положениями
✓ Природа человека социальна;
✓ Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человек пребывает;
✓ Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде*;
✓ Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;
✓ Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;
✓ Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его.
Центральным
понятием символического
Теория подвергалось
критике по следующим
- недостаточно разработанная методология;
- игнорирование
эмоциональной стороны самости
как основы социального
- отсутствие четкой концепции самости.
Данное направление
сосредоточено на
Сторонники
символического
Массовая коммуникация в символическом интеракционизме рассматривается как вторичная, как производная от коммуникации «лицом-к-лицу». Как пишет И. Гофман: она «... представляет собой редуцированную версию первичного реального взаимодействия».
Первым принципиальным моментом, вытекающим из символического характера интеракции, является различение стимула и объекта. Г.Блумер пишет: «Поведение человека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей».
Гораздо
важнее оказывается уменье
Включение
в ситуацию собственных
1.2 Ч. Кули и его концепция «зеркального Я»
Чарльз Хортон Кули родился 17 августа 1864 года в Анн-Арборе (штат Мичиган) в семье профессора. Учился в Мичиганском университете, преподавал в этом учебном заведении с 1894 и до конца жизни. Кули - представитель первого поколения американских социологов.
Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из
постулата
о том, что общество формирует
индивидов, а индивиды, в свою
очередь, конструируют
Он являлся
одним из исследователей
Прежде всего,
нужно отметить, что, название
теории Ч. Кули переведено на
русский язык не совсем
Теории Ч.
Кули «зеркального Я»
➢ в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
➢ люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;
➢ люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.
Кули исходит
из того, что самосознание и
ценностные ориентации
В процессе
формирования самости особо
играть, перестают
соотноситься с ожиданиями
«Процесс, в
ходе которого у детей
Ребенок
присваивает видимые действия
своего родителя или няни, свое
влияние на которых он
На развитие
самости с самого начала
Ч.Кули делает
вывод, что «каждая
Кули предложил
и метод исследования сознания
индивидов, названный им
В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно.
Кули пишет,
что отличительной чертой идеи,
именами которой являются
Кули поставил
перед собой задачу
Самость
может быть агрессивной, и
Из понятия
самости следует концепция «
Каждый человек,
по предположению Ч. Кули, строит
свое Я, основываясь на
Именно через
отношения с другими, через
их оценки каждый человек
Как отражение
в зеркале дает образ
Кули подробно
проанализировал развитие
Идеи Кули
были развиты Джорджем
Заключение
Итак, в работе
были рассмотрены основные
Символический интеракционизм – направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах.
Центральным
понятием символического
Ч.Кули являлся
одним из исследователей