Теория социального обмена Джорджа Каспера Хоманса и Питера Михаэля Блау

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:19, реферат

Краткое описание

Одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой строится вся общественная жизнь, является Теория социального обмена разработанная в трудах Джорджа Каспера Хоманса, Питера Михаэля Блау и Ральфа Уолдо Эмерсона. В моем реферате пойдет речь о взглядах Дж. Хоманса и П. Блау.

Оглавление

Кем разработана теория социального обмена
Каким теориям противопоставляется Теория социального обмена, какие еще теории были в то время?
Описание Теории социального объмена
Пять аксиоматических положений
Четырехступенчатая последовательность перехода от микро к макро социологическим изменениям
Два типа социаной организации
Четыре типа ценностей
Список используемой литеретуры

Файлы: 1 файл

Санкт Петербуржский государственный университет информационных технологий механики и оптики.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

        Питер Михаэль Блaу

         

        Бихевиористская концепция Хомaнса оказала существенное влияние на концепцию Питера Блaу. Исходным положением теории социального обмена Блaу является то, что людям необходимы разнообразные виды вознаграждений, заполучить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блaу, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т.п., а также практическая помощь. Блaу учитывает и то, что отношения в процессе могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии четырех условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

        Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации. Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги. Нормы регулируют обмен между индивидом и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

        Две главные задачи, которые попытался решить Блaу:

        · Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.

        · Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

        Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

        · Межличностный обмен

        · Дифференциация статуса и власти

        · Легитимация и организация

        · Организация и изменение

         

        Пять аксиоматических положений

         

        Социальное действие, по Хомaнсу, - это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать затраты. Для объяснения механизма социальных действий Хомaнс предлагает использовать пять аксиоматических положений (пять основных гипотез).

        1) Гипотеза успеха гласит: если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей долей вероятности человек воспроизведёт это действие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ повеления «гасится».

        Гипотезу успеха Хомaнс дополняет введением еще одной переменной - регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.

        2) Гипотеза стимула стоит на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации: обстановку, время, т. е. «сопутствующие обстоятельства», Хомaнс называет стимулами. Гипотезу стимула можно сформулировать следующим образом: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя схожем образом. Гипотеза стимула основана на способности человека к обобщению, что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

        3) Гипотеза ценностей состоит в том, что все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение то есть чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия. Гипотеза ценности, сформулированная подобным образом, верна лишь частично, поскольку «измерение ценности» зависит от степени вероятности успеха. Люди довольно часто предпочитают меньшее, но надежное вознаграждение, чем большое, но призрачное, если шансы получить «серьезное» вознаграждение им кажутся слишком малыми. Следовательно, чем строже наказание, тем меньше вероятность действия.

        4) Гипотеза голодания - насыщения: человек нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще он в недавнем прошлом получил определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

        5) Гипотеза фрустрации - агрессии пытается сгладить холодную рациональность и расчетливость первых 4-ёх положений и отдает дань роли эмоций в человеческом действии. По Хомaнсу, если личность не получает а результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

        Эти психологические аксиомы являются общими социологическими положениями. Они выполняются для всех социальных групп и обществ. Все остальные социологические положения и обобщения дедуктивной системе необходимо согласовать с психологическими аксиомами. Большинство аргументов Хоманса направленно на обоснование теоретической альтернативы функционализму, но попытка объяснить внутренние психологические процессы бихевиoризмских терминах представляется неприемлемой задачей, поскольку бихевиoристские понятия описывают только наблюдаемые поведенческие акты. Ограничение социального анализа элементарными формами взаимодействия не позволяют объяснить Хомaнсу макропроцессы.

        Четырехступенчатая последовательность перехода от микро к макро социологическим изменениям

        П. Блaу дополняет концепцию Хомaнса и пытается объяснить на основе принципов социального обмена макропроцессы. При этом основная задача состоит в том, чтобы показать, как организованна общественная жизнь при усложнении структур человеческих отношений. Главная социологическая цель изучения «процессов межличностного взаимодействия - фундировать понимание развивающихся социальных структур и эмерджентных социальных сил, характеризующих их развитие» (П. Блaу) С этой целью Блaу создал четырехступенчатую последовательность перехода от социального обмена на этементaрном уровне взаимодействия к социальной структуре и макро социальным изменениям.

        Блaу выделяет следующие позиции:

        1) Межличностный обмен;

        2) Дифференциация власти и статуса;

        3) Легитимация и организация;

        4) Оппозиции и изменение.

        Два типа социальной организации

         

        На этапе межличностного обмена Блaу копирует основные положения концепции Хомaнса, но ограничивается только действиями, зависимыми от вознаграждающих реакций, исключая реакции наказания. От вознаграждения зависит степень поддержания и укрепления, ослабления и распада социальных связей. Любая социальная группа делится на лидеров и подчиненных в зависимости от вознаграждений предлагаемых им. Блaу выделяет два типа социальной организации:

        1) Первый тип (эмерджентные группы) - группы возникающие в процессе интеграции - дифференциации - реинтегрaции на первой ступени.

        2) Второй тип - группы, созданные для достижения конкретных целей.

        Блaу пишет, что малочисленной группе структура социальных отношений развивается в направлении межличностного взаимодействия. Но так как в большинстве случаев отношения между членами общества складываются без непосредственного социального взаимодействия, то систему социальных отношений между ними должны осуществлять другие механизмы. По Блaу, Ценности и нормы являются «посредниками» социальной жизни и звеньями социального взаимодействия. Ценности и нормы отличаются тем, что нормы регулируют отношения между индивидом и коллективом, а ценности регулируют отношения между коллективами. В понятия «ценность» Блaу вкладывает два значения: во первых, ценностный контекст, средство формирующее социальные отношения; во вторых, ценности используют связь в социальных ассоциациях и взаимодействиях широкого масштаба.

        Четыре типа ценностей

         

        Блaу выделяет четыре типа ценностей:

        1) Партикуляристские ценности, выполняющие функции интеграции и являющиеся основой солидарности в социальных группах.

        2) Универсальные ценности, выполняющие функцию оценки различных, предоставляемых для обмена сущностей.

        3) Легитимный авторитет, выполняющий функцию социального контроля по средствам распределения властных полномочий.

        4) Оппозиционные ценности, придающие динамику социальным отношениям.

        С помощью концепции Блaу можно попытаться объяснить причины и механизмы возникновения и разрушения различных типов социальной организации. При этом в концепции отсутствуют принципы «выведения», на основание которых может быть осуществлен переход от простейших структур к более сложным. Ральф Уoлдо Эмерсoн создает интегративную теорию обмена, сочетающую макро и микроурoвни социального через изучение «сетей обмена» и «продуктивного обмена». При этом он основывается на основных посылках бихевиористскoй теорией и теорией социального обмена Хoманса и Блaу. Теория обмена Эмерсoна «основывается на потоке выгод от одних индивидов к другим через социальные взаимодействия». Это основное заключает в себе три аспекта: индивиды, которым события выгодны, стремятся рационально содействовать этим событиям; индивиды могут пресытится, тогда указанные события перестанут восприниматься выгодными; выгоды, получаемые людьми по средствам участия в социальных процессах, зависят от того, что они могут предоставить в обмен. Эмерсoн публикует экономическую и социальную теорию обмена. Если экономическая теория обмена сосредотачивается на изучении независимых отношений между людьми, то социальная - на повторяющихся соглашениях между взаимозависимыми субъектами. Идея «сетей обмена» связана с изучением отношений обмена между позициями внутри социальной сети. Эта идея предполагает постоянство и устойчивость исторически сложившихся отношений обмена - очереди обменов, это допускает применение принципов анализа микроуровнегo обмена на макроуровнe. Несмотря на стремление к интегративному пониманию социальных процессов, Теория социального обмена не дает нам достаточно предпосылок для объяснения социальных изменений, институтов, изменений общественных систем.

        Список использованной литературы

         

        1) «Социология» В.Н. Лавриненкo, Москва 2002г. 407с.

        2) «Социология. Основы общей теории» Г.В. Осипов, Москва 2003г. 912с.

        3) www.mirslovarei.com

        4) www.wikipedia.org

        5) www.socio.rim.ru

Социологический словарь - Теории Социального Обмена


- социологич. и соц.-психологич. концепции, исходящие из методологич. принципа  гедонизма.  Регулируются моделью  "экономич. человека" , т. е. представлением о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Т.с.о. рассматривают человеческое поведение  как функцию его платежа. Наиболее известны: теория  взаимодействия итогов (Д. Тибо и Г. Келли), теория элементарного соц. поведения Дж. Хоманса, теория соц. обмена  П. Блау. Согласно теории Тибо и Келли, межличностные отношения  регулируются выгодами, к-рые получают от взаимодействия его участники, и сравнениями этих выгод с потерями. Эмпирич. исследование  гипотез этой теории проводится с помощью матрицы исходов, заимствованной из математич. теории игр. Наиболее известно применение этой матрицы в исследовании ситуации, получившей название "Дилемма узника"  (см.). В теории Хоманса соц. поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в к-ром вознаграждение или проигрыш определяют их поведение. Теория основана на бихевиористском представлении о закономерностях поведения. Соц.-психологич. содержание теории выражено в пятом постулате о т. н. распределенной справедливости (distributive justice), к-рый гласит: человек, вступающий в отношения обмена с др. человеком, будет ожидать, что доходы  каждого из них будут пропорциональны расходам - чем больше доходы, тем больше расходы. В наиболее известной социологии, концепции Блау соц. обмен рассматривается в системе понятий "лидерство" , "авторитет"  и "нормативная структура" , к-рыми описываются отношения власти и подчинения в формальных и неформальных организациях.  Наиболее влиятельный в западной соц. психологии вариант теорий обмена - теория "справедливого обмена". В ее основе лежат теоретич построения Хоманса, Тибо и Келли, сформулировавших представление о соц. взаимодействии как об обмене активностью  индивидов, стремящихся к максимизации личных выгод. Первый постулат: индивиды  всегда стремятся к максимизации личных выгод, что вытекает из эгоистич. природы человека. Второй постулат: группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь соблюдения "справедливых" отношений. Третий постулат: индивиды, обнаруживающие свое участие в "несправедливых" отношениях, испытывают психологич. дискомфорт. Четвертый постулат: чем сильнее воспринимаемая "несправедливость", тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить "справедливые" отношения. Центральное место в этой теоретич. системе занимает категория  "справедливое отношение" , определяемая как пропорциональность вкладов и рез-тов деятельности участников взаимодействия. Теория справедливого обмена стимулировала большое количество экспериментальных исследований. Основными проблемами, подвергающимися изучению на основе этой теории, являются влияние  избыточной или недостаточной оплаты на восприятие  отношений, воздействие степени пропорциональности вкладов и рез-тов на различн. формы распределения и др. Лит.: Андреева Г.М., Богомолова Н.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология  на Западе.  М., 1978; Шихирев П.Н. Современная социальная психология  США. М., 1979; Юревич А.В. Критический анализ  американских социально-психологических концепций "справедливого обмена"//Вопр. психологии. 1981, № 5; Kelley H.n Thiebout J.W. The social psychology of groups. N.Y., 19o9; Homans G.C. Social behaviour: Its elementary forms. N.Y., 1961; Patchen M. The choice of wage comparisons. Engie-wood Cliffs. N.Y., 1961; Jacques E. Equitable payment. N.Y, 1962; Adams J.S. Wage, inequities, productivity and work quality//Industrial relations. 1963, № 3; Blau P.M. Exchange Jergen M.M. Social psychology. N.Y., 1986. П.Н. Шихирев, A.З. Юревич.

 

 

  Основные идеи теорий социального конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера

  Методология радикального бихевиоризма Б. Скиннера

  Теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау

 

Т. Парсонс понимает общество по преимуществу как сбалансированную систему. За это его концепция подвергается резкой критике со стороны представителей теорий социального конфликта, считающих конфликты основными и неизбежными процессами в обществе. Это утверждают прежде всего марксисты. Из немарксистов наиболее известен немецкий социолог Ральф Дарендорф (р.1929), автор книги «Социальный класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957). Он считает, что марксистская теория адекватно описывает западно-европейское капиталистическое общество XVIII–XIX вв., но в XX в. общество изменилось. Основой социальных конфликтов в постиндустриальном обществе является не собственность и экономика, а власть. Соглашаясь с веберовским пониманием власти, Р. Дарендорф тем не менее считает, что существенную роль в социальных конфликтах играет не власть вообще, а так называемая официальная или формальная власть (в социологии ее также обозначают термином «авторитет»), связанная с существованием формальных статусных иерархий, предполагающих господство и подчинение. Социальные классы понимаются Р. Дарендорфом как обладающие противоположными интересами и поэтому конфликтующие группы, существующие в результате дифференцируемого распределения официальной власти внутри промышленности, государства, церкви и других институтов. Официальная (формальная) власть рассматривается как наиболее значительное и необходимое общественное отношение, а конфликты существуют везде, где она осуществляется. Официальная власть лежит в основе «объективных» классовых противоречий, которые, пока не осознаются, являются латентными. На первой стадии развития конфликта, как правило, сталкиваются воображаемые интересы сторон, вторая стадия характеризуется осознаванием объективных классовых интересов, третья стадия – переходом к непосредственно конфликтным действиям. Конфликт рано или поздно приводит к перераспределению власти и все начинается с начала. Поэтому от конфликта нельзя избавиться окончательно, можно лишь его регулировать.

Р. Дарендорф считает, что регулирование конфликтов возможно при выполнении некоторых условий. Прежде всего, каждая из конфликтующих сторон должна признать наличие конфликтной ситуации, признать за оппонентом право на существование. Стороны также должны признать противоположность их интересов. Непризнание этого – разновидность отрицания существования конфликта, что делает его регулирование невозможным. Далее, чем более организованными являются стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора. Поэтому огромную роль в урегулировании конфликтов постиндустриального общества играет развитие профсоюзов, партий и других общественных объединений. Наличие договора между конфликтующими сторонами предполагает выполнение ими определенных правил игры, что обеспечивает некоторую стабильность процесса урегулирования конфликта.

Информация о работе Теория социального обмена Джорджа Каспера Хоманса и Питера Михаэля Блау