Теория ролей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:25, реферат

Краткое описание

Теория ролей, или социально-психологические теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с т. з. ее социальных ролей.
Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностных взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.
Важным в Т. р. является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью.

Файлы: 1 файл

теория ролей.docx

— 19.13 Кб (Скачать)

Теория ролей

 

Теория ролей, или социально-психологические  теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с т. з. ее социальных ролей.

Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностных взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

Важным в Т. р. является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны  с ролевой сущностью.

Личность рассматривается  как совокупность ее социальных ролей.

Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении  с другими людьми, деятельности никогда  не остается просто человеком, а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов.

С т. з. Т. р. исполнение роли имеет большое значение в развитии личности человека.

Развитие психики, психической  деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых  функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей.

 

Социальные роли в Т. р. рассматриваются в трех планах:

 в социологическом — как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями;

 в социально-психологическом — как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия;

 в психологическом  — как внутренняя или воображаемая  роль, которая не всегда реализуется  в ролевом поведении, но определенным  образом на нее влияет.

 

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой  механизм личности.

При этом ведущими считаются  социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа социальный бихевиоризм.

 

 Одно из важнейших  понятий Т. р. — принятие  роли другого», т. е. представление  себя на месте партнера по  взаимодействию и понимание его  ролевого поведения. 

При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями.

 Без такого соответствия  не может возникнуть интеракции, а человек не может стать  социальным существом, осознать  значимость и ответственность  собственных действий и поступков. 

 

Источники:

 Зейгарник Б.В. Теории  личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.

Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 256 с.

Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. – Рост. н/Д.: Феникс, 1998. – 544 с.

 

Теория Ролей

 

- концепция,  возникшая  для объяснения взаимоотношений  индивида  и об-ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа:  социологич., где роль  рассматривается по преимуществу как элемент соц. структуры и культуры; соц.-психоло-гич. уровень соц. взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация;  наконец, роль может рассматриваться на уровне личности как системы. В ее исследовании сливаются интересы  общей психологии, соц. психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность.  Существуют различн. подходы к Т.р. В символич. интеракционизме,  развитом Мидом, об-во рассматривается как система общения, действий, являющихся соц. постольку, поскольку они имеют общую цель  и пользуются выработанными в процессе  взаимодействия общими значениями-символами. Индивид включается в coii взаимодействие  и становится соц. существом в той мере, в какой он научается “брать роли другого”, т. е. осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставит себя на его место и тем самым становится объектом для самого себя. Обучение ролям начинается в детском возрасте сначала в неорганизованных играх,  затем в играх по правилам. Личность индивида есть единство двух “Я”: соц являющегося рез-том освоения различн. ролей, интериоризированных установок др. людей и глубинного – индивидуального, спонтанного Оставаясь в своем анализе роли преимущественно на соц.-психологич. уровне, Мид, однако вводит понятие ”генерализированного “Другого” имея в виду коллективные предписания группы к поведению индивида. Линтон анализирует роли и статусы,  исходя из социологич. т. зр. В системе об-ва он выделял статусы – позиции в структуре соц. отношений и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. Роль он определяет как динамич. аспект статуса, не объясняя того, чем роль отличается от “играния роли”. Главное для Линтона – понимание ролей как идущих от об-ва предписаний, стандартов поведения, культурных моделей. Поэтому роль как динамич. аспект статуса правильнее понимать как функциональный, культурный его аспект, но в этом случае она и есть совокупность прав и обязанностей, выполнение к-рых ожидается об-вом. Отсюда необходимость уточнения понятия статуса, к-рое позднее было заменено более нейтральным термином “позиция” как место в системе отношений; за статусом же осталось значение  ранга, престижа.  Основатель социометрии Морено рассматривал роли гл. обр. в практич. части своего учения – психотерапии. Разработанные им методы  психо- и социодрамы предполагали играние драматич. ролей, но не предписанных, а свободно изобретаемых в ходе действия. Это “обучение спонтанности” должно было, по мысли Морено, излечивать индивидов от соц.-психич. заболеваний, помогать разрешению жизненных трудностей. Роль не лишена соц., культурного содержания, но соц. и индивидуальное в ней слиты. Морено подчеркивает конфликт  между Я и официальными ролями. Большая группа  соц. психологов и социологов, разрабатывающих Т.р., состоит из тех, кто так или иначе тяготеет к одному из трех названных выше уровней анализа. Соответственно меняется круг категорий, к-рыми оперируют авторы. В самую значительную группу входят представители соц.-психологич. подхода к анализу роли (И.Гофман, Т. Ньюком, Ж. Стёцель). Нек-рые из них прослеживают формирование ролей из взаимодействия в неорганизованных группах и превращение их в институализированные роли, приобретающие нормативный и принудительный характер. Важными категориями Т.р. при этом подходе являются “ролевое поведение” , “действие в роли”, коммуникация, согласие. С общесоциологич. т. зр. рассматривает роли Т. Парсонс; для него взаимодействие двух людей – это образец соц. взаимодействия в масштабах об-ва, а роль – нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент соц. структуры. Однако наиболее общими понятиями Т.р. на разных уровнях анализа являются “роль”, “ролевое поведение”, “позиция” (статус), “предписание” или “ожидание” , требование”. Этот же принцип реализует Р. Да-рендорф, подчеркивающий безличный и внешний индивиду характер предписанной роли, ее нормативность. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология.  М., 1969; Role. Camb., 1972; Role theory: concepts and research. Huntington, 1979. Э.М. Коржева.

 

теоретическое представление  о том, что основная часть наблюдаемого повседневного поведения – это  просто выполнение людьми своих социальных РОЛЕЙ. В рамках теории роль представляет собой набор ожиданий в отношении  действий, соответствующих социальному  положению. Например, роль социального  работника несет набор поведенческих  ожиданий, предписанных законодательством, работодателями и профессиональной этикой. Теории ролей делают сильный  акцент на понимании индивида в рамках его социальных связей и организаций. Таким образом, концепция роли позволяет  объяснить причины поведенческих  изменений при изменении социального  положения. Отсюда следует, что, зная социальное положение, можно предсказать поведение  человека. Согласно данной теории, установки  и убеждения формируются той  ролью, которую выполняет данный человек; человек приводит свои установки в соответствие с ожиданиями, которые связаны с данной ролью. Например, от солдата ждут проявлений патриотизма. Таким образом, изменение роли влечет за собой смену установок.

 

 Согласно теории ролей,  люди проводят значительную часть  своей жизни, участвуя в организациях  и группах, занимая в них  определенное положение, отведенное  формально или неформально. К  каждому общественному положению  прилагаются роли с соответствующими  ожиданиями поведения или нормами.  Теория ролей предполагает, что  в целом люди подчиняются нормам  поведения и ожиданиям окружающих, а индивида оценивают по соблюдению  им норм поведения. 

 

 Теория строится на  театральной лексике, иначе говоря, люди играют роли в повседневной  жизни, словно актеры в спектакле.  Отличие состоит в том, что  человек настолько хорошо выучивает  социальные роли, что сам становится  ролью, например дочерью, сыном,  солдатом, врачом. Люди идентифицируют  себя с ролью, выучив и усвоив  сценарий (ожидания) в процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ. Таким образом, роли являются  ключевой составляющей социальной  идентичности человека. Согласно  теории, представления людей о  себе частично основаны на  предполагаемых представлениях  о них окружающих, а эти представления,  в свою очередь, частично связаны  с выполняемыми ролями. Критики  отмечают, что в рамках теории  ролей люди, по-видимому, готовы на  все, чтобы соответствовать чужим  ожиданиям, и получают обратную  связь об успешности исполнения  ими данной роли в процессе  социализации и межличностного  взаимодействия, а далее стремятся  сделать все возможное, чтобы  соответствовать ожиданиям. Следовательно,  теорию ролей упрекают в игнорировании таких индивидуальных детерминантов поведения, как мотивация и личностные особенности.


Информация о работе Теория ролей