Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:32, контрольная работа
Цель работы: изучить некоторые аспекты социологии семьи.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить исторические аспекты развития семьи.
2. Изучить роль семьи.
3. Изучить функции семьи.
4. Рассмотреть основные типологии семьи.
5. Изучить жизненный цикл семьи.
6. Выявить тенденции в развитии современной семьи.
Введение……………………………………………………………...2
1. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ……………………………….5
2. РОЛЬ семьи……………………………………………………......7
3. ТИПОЛОГИЯ семейных СТРУКТУР………………………..9
4. ФУНКЦИИ СЕМЬИ………………………………………………...13
5. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ……………………………….......19
6. Тенденции в развитии современной семьи…......23
Заключение……………………… ……………………………......27
Список использованной литературы………………...29
Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра).
Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им и в новую семью.
Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще приемных мать или отца. Более простая по структуре нуклеарная семья – это та, которая состоит из родителей и их несовершеннолетних детей – репродуктивная семья. Если же кто-то из детей обзавелся своей репродуктивной семьей, то по отношению к семье этого взрослого ребенка родительская семья будет выступать в качестве ориентационной семьи.
В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, на супружество-родительство и родство отца и матери с детьми, детей между собой – это как бы дополнение к нуклеарной основе супружества. Напротив, расширенная семья всея своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому, иногда нуклеарные семьи именуются супружескими (конъюгальными, в терминологии У. Гуда), а расширенные – кровнородственными[5].
4.Функции семьи
Формы семьи ваpьиpуются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.
Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных паpтнеpов, pоль главы семейства и пpава и обязанности pодственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.
Универсальность семьи как института pаскpывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетвоpяет семья. Рассмотрим основные функции семьи (таблица 1).
Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по - прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.
К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви и тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех детей, которые воспитываются в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени они подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Каждый человек, воспитанный в семье, получает некоторые статусы в качестве близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему интересы, ценности и образ жизни. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности[6].
30
Таблица 1
Функции семьи
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Специализация молодого поколения | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми | Предоставление хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим |
Производственно-экономическая | Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счет использования семейной части, семейных фирм, фермерства | Предоставление экономической независимости одних членов семьи другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д. |
Сексуальная | Контроль сексуального поведения членов общества | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Продолжение таблицы 1
Материального обеспечения | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи | Предоставление материальных средств одними членами семьи другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу |
Первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности и обязательств между родителями и детьми, представителями старших и средних поколений | Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение норм взаимоотношений между членами семьи |
Духовного общения | Развитие членов семьи как личности, как полноценных членов общества | Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Передача определенного статуса членов семьи в обществе | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Продолжение таблицы 1
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация членов общества | Предоставление психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Досуговая | Организация рационального досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом
|
5. Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования семьи до момента прекращения ее существования. Демографические события, формирующие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.
Типичная семья в течение своей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Они именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.