В связи с этим
правовую культуру следует рассматривать
как одну из важнейших предпосылок
формирования гражданского общества
и правового государства, которые
призваны обеспечить гражданам
возможность более полно пользоваться
своими правами и свободами.
В украинской научной
литературе этим вопросам посвящены
работы А. Бандурки, В. Головченко, С.
Кириченко, Н. Киященко, А. Колодия, В. Мойсик,
А. Скакун, А. Потемкина, Ю. Шемшученко и
других.
Правовая культура
является необходимым элементом
эффективного механизма соблюдения
закона лицом с учетом не
только собственных потребностей,
но и интересов других членов
общества. Наличие правовой культуры
устраняет склонность к противоправным
действиям.
Одним из обязательных
факторов формирования правовой
культуры выступают законность
и правозаконнисть. Известный специалист
по праву В.С. Нерсесянц отмечает, что право
представляет собой определенную форму
общественных отношений людей и его специфика
заключается в том, что фактически разные
люди рассматриваются в качестве равных,
чьи взаимоотношения регулируются, решаются,
"измеряются" и оцениваются на единых
весах (весах) правосудия с помощью одинаковой
для всех меры [1, с. 5].
В современном украинском
обществе мы не можем быть
уверенными в том, что все равны
перед законом. К сожалению, примеры
не единичны, начиная с поведения народных
избранников в сессионном зале украинского
парламента. Это приводит к тому, что постулат
"закон можно обойти", продолжает
существовать в сознании людей.
Несовершенство украинского
законодательства, лоббизм в законотворчестве,
правовая незащищенность человека
негативно влияют на правовую
составляющую общей культуры
общества. Миллионы телезрителей
смотрят прямую трансляцию из
сессионного зала украинского
парламента, когда депутат бегает
между несколькими пультами, нажимая
кнопки за отсутствующих коллег.
В народе их называют "пианисты"
или просто "кнопкодавы".
Люди спрашивают: "А
что было бы, если бы учитель
школы собрал в актовом зале
все одиннадцать классов и
один за всех учителей проводил
занятия, а его отсутствуют коллеги
получали заработную плату?" Конституция
Украины (ст. 84) требует от депутатов непосредственного
участия в голосовании . Конституционный
Суд Украины подтвердил эту конституционное
требование. Во многих странах мира за
такие действия парламентариев предусмотрена
уголовная ответственность.
В парламенте Украины существуют
все технические условия, чтобы исключить
такие нарушения. Не хватает только одного
- правовой культуры и правового сознания
депутатов, чтобы перейти на единственно
законный способ голосования.
Серьезно пошатнулась
за последнее время доверие
общества к судейского корпуса Украины.
К сожалению, это недоверие не беспочвенно.
Шаги государственной власти, сделанные
в Украине за последнее время по реформированию
судебной системы, не в состоянии в корне
изменить положение дел.
Последовательное и
неуклонное внедрение в судебную
власть европейских основополагающих
принципов - это путь к реальному
утверждению верховенства права
и обеспечения каждому прав
на справедливое разбирательство
в независимом и беспристрастном
суде. Правильно организованная система
судов является одной из гарантий справедливого
и эффективного судопроизводства.
Существующую систему
судов общей юрисдикции нужно
привести в соответствие с
принципами и принципов, определенных
настоящей Конституцией и Конвенцией
о защите прав человека и
основных свобод по обеспечению
прав на судебную защиту.
Система судов общей
юрисдикции должна строиться
на следующих принципах: специализации
судов, инстанционности, независимости
судей.
Отдельно следует сказать
о принципе доступности правосудия.
Он является общепризнанным в
мировой судебной практике, хотя
в Конституции Украины о нем
не говорится. Этот принцип включает
в себя: оптимальное построение
судебной системы; территориальное
приближения к населению; четко
определенную юрисдикцию суда
и компетенцию судей; стабильную
судебную систему и тому подобное.
Не менее важной составляющей
доступности правосудия является материальная
составляющая. Судебные расходы не должны
быть препятствием для судебной защиты.
Требование о доступности правосудие
не будет соблюдено, если не будет создана
эффективная система оказания правовой
помощи для людей с низким уровнем достатка.
Итак, судебная система требует
безотлагательного продолжения комплексного
реформирования в соответствии с требованиями
международных стандартов, которое должно
обеспечить эффективный доступ граждан
в суд, реальную независимость суда и судей
и гарантированное право человека на справедливое
судебное разбирательство.
Говоря о Европейские принципы,
основополагающие принципы, на которых
должна строиться и функционировать судебная
власть, следует понимать следующие стандарты:
- Доступность правосудия;
- Справедливая судебная
процедура;
- Независимость, беспристрастность
и профессионализм судей;
- Юридическое определенность,
единообразие судебной практики,
открытость судебных решений;
- Эффективность судебной
защиты;
- Отбор судей и их
продвижения по службе; профессиональная
подготовка и дисциплинарная
ответственность;
- Организация судейского
самоуправления.
Указанные и другие стандарты
отображаются в таких международных документах:
- Монреальская универсальная
декларация о независимости правосудия
(1983);
- Основные принципы независимости
судебных органов, разработанные
ООН (1985);
- Рекомендации Кабинета
министров Совета Европы от 13
октября 1994 № 94;
- Европейская хартия
о статусе судей (1998).
Время всем ветвям
власти в Украине перейти от
призывов к правопорядку и
соблюдения законности, к личному
примеру. Только в этом случае можно говорить
о реальном формирования правовой культуры
в обществе.
Для повышения уровня
правовой культуры необходимо
проводить постоянную воспитательную
работу с гражданами. Правовая
культура необходима каждому
человеку для взаимодействия
с другими людьми и с государством.
Чем выше уровень правовых
знаний и правовой культуры
человека, тем выше степень его
гражданской зрелости, способность
жить, используя права и сознательно
относиться к своим обязанностям.
Необходимо помнить, что усвоение
правовых ценностей, правовых норм, правового
поведения происходит в течение всей жизни.
Даже в самом раннем возрасте человек
"с молоком матери" впитывает первые
элементы правовой культуры. Ребенок приобретает
навыки, усваивает образцы нормативного
поведения, получает первые юридические
представления по сказкам, с ролевых игр
приобретает понятие о функциях права
и постепенно формирует, хотя и примитивную,
детскую, но собственную картину правовой
жизни. С возрастом, по мере расширения
круга общения, осложнения деятельности
и выполнения ролей, происходит интенсивное
обогащение и развитие этой сферы сознания.
Правовая культура - это
не просто то или иное отношение
к праву. Это, прежде всего, уважительное
отношение к правовым нормам.
Правовая культура - это единство
правовых знаний, оценок и поведения
[2, с. 24].
В правовой культуры
молодежи относятся: уважение к
праву и убежденность в его
социальной и личной ценности;
наличие определенного груза
юридических знаний; высокая общая
культура и широкая эрудиция,
образованность; принципиально мотивирована
правомерное поведение как в учебном
заведении, так и в профессиональной деятельности
и в повседневной жизни; высокая общественно-правовая
активность [3, с.100].
Государство и гражданское
общество через свои институты
должны придавать первостепенное
значение правовому воспитанию
всех граждан, а прежде всего,
учащейся и студенческой молодежи,
формированию у них норм правомерного
поведения и привычек, воспитывать
уважение к требованиям законодательства
и общественной морали [4, с. 26].
Профессорско-преподавательским
составом юридического факультета,
юридической клиникой СумГУ, органами
и активистами студенческого самоуправления
проводится плодотворная правовая пропаганда
и кропотливая индивидуальная воспитательная
работа, способствует укреплению правопорядка
и дисциплины не только среди студентов
факультета, но и в целом коллективе университета.
Правовая культура - это
необходимый фактор и составная
часть становления гражданского
общества, дальнейшего развития
правового государства.
Вывод
Итак, правовая культура личности
состоит из элементов, которые по своему
содержанию есть и теоретическими, и практическими.
Человек должен не только знать правовые
нормы, она их понимать и действовать в
пределах, ими определенных.
Приведенный информационный
блок не вызывает противоречий, а ученые-правоведы
не высказывают кардинально противоположных
точек зрения относительно определения
понятия правовой культуры и ее признаков.
А где границы правовой культуры?
Где именно она заканчивается и начинается
правовое бескультурье? Незнание лицом
принципов права - это правовое бескультурье?
Стоит отметить, что, к сожалению, не каждый
выпускник высшего юридического заведения
может раскрыть содержание принципов
права, а что уж говорить о рядовых гражданах.
Незнание законов - это правовое
бескультурье? Может, нарушение норм, установленных
законодательством, или отсутствие представлений
о процедуре работы механизмов - правовое
бескультурье? Если исходить из вышеприведенных
определений правовой культуры, то - да.
Если на все эти вопросы будет дан положительные
ответы, неудивительно, что уровень правовой
культуры нашей страны нельзя назвать
высоким. Остановите человека на улице
и спросите у нее, что такое право и как
оно работает или как должна работать
- ответ если и будет, то, скорее всего,
очень короткая. Дело в том, что нельзя
говорить о повышении уровня правовой
культуры, не развивая уровень культуры
общей.
Правовая культура не зависит
от права (в данном контексте под правом
понимают прежде юридическое право). Никакие
законы не смогут поднять ее уровень путем
декларирования отдельных норм. Правовая
культура предстает не из документов -
ее там быть не может; правовая культура
появляется из жизни. Процесс ее становления
характеризуется формированием определенных
культурно-правовых ценностей, сформированных
определенной национальной временно-пространственной
действительностью [11].
Правовая культура - это лишь
одна маленькая кирпич большого дома,
который называется культура общая. Демонстрируя
глубокое неравнодушие к теоретической
юридической науки, автор не может не отметить,
что довольно интересным является понятие
«культура права», предложенное С. С. Алексеевым,
которое, конечно, совершенно отличается
от понятия «правовая культура», и анализ
которого будет представлен в других статьях.
Попробуем ответить на вопрос:
«Что делать, чтобы улучшить культурное
состояние граждан Украины?». Ответ таков
- определять ценности и создавать идеологию,
а затем приводить законодательство в
соответствие с последними и начинать
длительный процесс воспитания людей.
И когда понятие «справедливость» будет
не в мыслях единиц, а в сознании большинства,
тогда исчезнет потребность в принятии
большого количества законов, чтобы регламентировать
каждое движение человека. Кстати, еще
древний римский философ Сенека отмечал:
«Расписные законы, как паутина, содержат
только слабого». А китайский философ
Конфуций по этому поводу говорил: «Когда
множатся законы и указы - растет количество
грабежей». Получается, такая тенденция
не является приобретением современности,
она была всегда.
Культура отдельного общества
предполагает обобщение известной мере
частных ценностей и составление, так
сказать, «перечень ценностей», которые
в дальнейшем закрепляются с помощью юридических
средств. Однако письменное декларирование
конкретных положений, к сожалению, не
гарантирует фактического господства
заявленных ценностей в жизни общества.
Что подтверждает бытия государства Украина.
А какие ценности сегодня предлагает
людям наше государство, какие ценности
она поддерживает? Здоровый образ жизни
- запрет курения и ограничение рекламы
алкогольных изделий на законодательном
уровне. Это очень хорошо! В то же время
неограниченным является реклама нездоровых
продуктов питания (чипсы, еда быстрого
приготовления, сладкие газированные
напитки, сладкие завтраки для детей и
др.). Государство декларирует такие ценности,
как честность, порядочность, принципиальность,
принимает целый массив нормативно-правовых
актов по борьбе с коррупцией. А во всех
средствах массовой информации транслируют
и публикуют развлекательные материалы
(телесериалы, фильмы, юмористические
выступления, статьи), в которых демонстрируется
процесс получения взяток работниками
государственных служб (чаще всего - работниками
ГАИ). И это, считается, нормально, люди
смеются, никого это не удивляет и не возмущает,
потому что все так привыкли, это уже стало
обыденностью.
Какие люди - такая культура,
культура - это государство, государство
- жизнь. Сегодня создается впечатление,
что государство не заинтересовано в повышении
уровня осведомленности населения в смысле
процессов, происходящих в обществе, поэтому
ожидать от нее действий, призванных способствовать
развитию культуры, сознания, правосознания
граждан, пожалуй, не стоит. Остается надежда
на общественные организации, на преподавателей
высших учебных заведений, учителей школ,
воспитателей детских садов и на родственные
отношения. Не нужно поднимать уровень
правовой культуры, необходимо повышать
уровень культуры общей. Правовая культура
развиваться автоматически.