Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:22, контрольная работа
Сейчас можно утверждать, что социальная работа в России завершила этап становления и активно развивается, опираясь на достижения естественных, социальных и общественных наук. Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Одно из важнейших мест в системе деятельности специалиста социальной работы занимает посредническая деятельность.
Тема семинара «Технология посреднической деятельности»
Сейчас можно утверждать, что социальная работа в России завершила этап становления и активно развивается, опираясь на достижения естественных, социальных и общественных наук. Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Одно из важнейших мест в системе деятельности специалиста социальной работы занимает посредническая деятельность.
Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей.
По мнению М.В. Шакурова: «Социальное посредничество – это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи» [3, с. 231]
В роли такого субъекта может выступать группа, коллектив, отдельная личность, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государственные социальные учреждения, общественные организации, коммерческие структуры, специалисты и т.д.).
Рассмотрим условия, при которых возникает необходимость в посреднической деятельности:
При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.
В социально-педагогической практике посредничество реализуется в различных формах. Н.И. Никитина и М.Ф. Глухова выделяют следующие виды посредничества, (которые можно рассматривать и как условия):
М.В. Шакуров выделят еще один вид посредничества: социально-педагогическое, суть которого состоит в обеспечении педагогически целесообразных взаимодействий между личностью, группой, семьей, обществом, государством. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог – это, прежде всего посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье; наставник, который на протяжении ряда лет «ведет» ребенка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботиться о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации свих подопечных, содействуя им в контактах с соответствующими специалистами [3, с. 233].
Специалисты социальных
служб в процессе своей деятельности
устанавливают и развивают
Определение личной проблемы клиента начинается с диагностики проблемы. Диагностика важнейший компонент социальной технологии. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
М.В. Шакуров отмечает, что реализуя диагностическую функцию, социальный работник руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
Так, например, к специалисту обратилась одинокая многодетная мать с жалобами на недостаток материальных ресурсов. После того как специалист осуществил диагностику ее проблемы (низкий уровень материальной обеспеченности) он производит
оценку возможностей ее решения в процессе осуществления посредничества: какие органы и учреждение могут оказать материальную помощь данному субъекту? Специалист предоставляет субъекту контактную информацию необходимы учреждений.
Эффективное осуществление посреднических функций на данном этапе возможна если специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь.
Эффективное осуществление посреднических функций на данном этапе также зависит от понимания социальным работником проблем клиента, его способность к «тотальному вживанию» в клиента, смысл его проблем; способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента.
На данном этапе специалист оказывает помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Эффективное осуществление посреднических функций на данном этапе возможно если специалист знает какими социальными ресурсами располагают различные учреждения и организации; знает инструментальные возможности смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента; имеет в наличие общий «язык», обеспечивающий взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество; готов стать по необходимости «переводчиком»; если клиент делегирует социальному работнику представительные полномочия; если социальному работнику делегированы соответствующие полномочия со стороны государственных учреждений и организаций; за социальным работником признаются права на частичное представительство смежных профессий; и, наконец, имеется доверие сторон посреднику, что достигается благодаря профессионализму специалиста и поддерживается безупречной работой.
Н.И. Никитина и М.Ф. Глухова выделяют следующие приемы установления контактов [1, с.91-92]:
Договор об услугах в целом не носит юридического характера (в отличие от типового договора, например, о платных услугах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в результате повторных обсуждений менять отдельные пункты. Например, могут пересматриваться цели, временные рамки, методики работы в процессе предоставления услуг.
Бывают случаи, когда подопечный или специалист соответствующей организации при обсуждении договора сознательно (умышлено) скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешаться в дальнейшем. В такой ситуации задача специалиста посредника - дипломатично обсудить скрываемые причины, проблемы подопечного, детально выяснить методику работы специалиста, степень его полномочий и ответственности. Специалистe-посреднику следует всячески способствовать достижению соглашения между подопечным и соответствующим специалистом, а в дальнейшем обеим сторонам следовать правилам договора.
Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов [2]:
Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.
Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана. ля этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита. Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.
Перечисленным, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми клиент может столкнуться в учреждении. Однако контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки клиента. Это помогает ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности социального работника.