Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа
Введение
В современных условиях социологическое знание находит применение в самых широких сферах жизнедеятельности общества. Компетентные социологические исследования, достоверно раскрывающие многообразие и сущность различных социальных явлений, а также закономерности их изменений в объективной реальности, приобретают важное значение.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.
Социологические исследования занимают ведущее место в практике анализа социальной действительности. Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных.
Введение……………………………………………………………………........3-4
Глава 1. Сущность и виды социологических исследований……………….5-18
Сущность социологического исследования…………………5-8
Программа социологических исследований…………….....8-11
Виды социологических исследований…………………….11-18
Глава 2. Методы социологических исследований…………………………19-26
2.1. Социологический опрос……………………………………...19-22
2.2. Социологическое наблюдение……………………………….22-23
2.3. Анализ документов…………………………………………...23-26
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников и литературы………………………..
Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений.
Метод анализа документов открывает социологу широкую возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в документальных источниках. Поэтому не следует планировать полевые исследования, а тем более выходить на них, не получив предварительно официальных статистических данных, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если таковые имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и прочие материалы.
Для того чтобы избежать «ловушек сенсационности», а также повысить достоверность социологической информации, социологу-исследователю необходимо выполнить следующие правила:
1)
убедиться в подлинности
2) найти другой документ, подтверждающий рассматриваемый;
3) четко представить себе цель документа и его смысл, и суметь прочитать его язык;
4)
применить документальный
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов или контент-анализа (что в переводе с английского означает «анализ содержания»). Несмотря на существенные различия, они не исключают, а дополняют друг друга, поскольку преследуют одну цель получить надежную и достоверную информацию13.
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т.п. Этот метод часто используется спецслужбами.
Прагматические модели контент-анализа глубже рассматривают исследуемые тексты. Они отходят от чисто описательной постановки вопроса и сосредотачивают внимание на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позициях и намерениях автора. Специфика использования контент-анализа проявляется не в приемах счета единиц наблюдения, а в содержательном толковании самого объекта исследования. Вместе с тем контент-анализу документов в определенной степени присуща своеобразная ограниченность, которая заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формальных) показателей. Обширная практика использования контент-анализа в социологических исследованиях дает возможность определить условия, при которых его применение становится крайне необходимым:
Контент-анализ относится к числу важных и весьма перспективных в связи с развитием вычислительной техники и средств научного познания.
Кроме того, в практику социологических и особенно социально-психологических исследований вошли такие методы, как социометрический опрос, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.
Из приведенного выше анализа разнообразия социологических исследований и их важности в исследовательской работе, можно сделать краткие выводы.
В
зависимости от основания, по которому
ведется классификация
Выбор того или иного вида зависит:
Основные методы социологических исследований – опрос, социологическое наблюдение, анализ документов.
Таким образом, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.
1. Андрущенко В.П., Горлега Н.И. Социология: наука об обществе. – М.: Издательство политической литератур , 2005 г. - 231 с.
2. Андреенкова В.Г., Масловой О.М. Методы сбора информации в социологических исследованиях. – М.: Наука, 2006 г. – 220 с.
3. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. -М.: Издательство НОРМА, 2005 г. - 101 с.
4. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. - М.: ИНФРА-М, 2006 г. – 120 с.
5. Гвишиани
Д.М., Лапина Н.И., Коржева Э.М., Наумова
Н.Ф. Краткий словарь по
6. Ельмеев В.Я. Прикладная социология: Очерки методологии. М.: "Издательство ПРИОР" 2007 г. – 276 с.
7. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 г. – 464 с.
8. Осипова Г. В. Социология: основы общей теории.- М.: "Аспект-пресс", 2006 г. - 506 с.
9. Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. -М.: Зерцало, 2006 г. – 230 с.
10. Самойленко Е.Н.Социология.– М.: Курс лекций для студентов, 2005 г. – 141 с.
11. Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", 2006 г. - 103 с.
12. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2007 г. – 302 с.
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М: Добросвет, 2006 г. – 595 с.
14. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2005 г. – 328 с.