Сущность агента и институт социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:54, доклад

Краткое описание

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.

Файлы: 1 файл

доклад социология .docx

— 19.09 Кб (Скачать)

Социализация  – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в  ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и  умений, благодаря которым человек  становится дееспособным участником социального  взаимодействия. Социализация – это  процесс становления социального  «Я». Личность и общество взаимодействуют  в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает  их в зависимости от своих качеств.

 Социализация - это процесс, который позволяет  ребенку занять свое место  в обществе, это продвижение новорожденного  от асоциального состояния к  жизни в качестве полноценного  члена общества. Приведем понимание  социализации, введенное в науку  французской социологической школой: "социализация" - это "очеловечивание" под влиянием воспитания, это  "воздействие поколения взрослых  на поколение молодых". При  этом для индивида воспитание  выступает как давление, принуждение,  навязывание чужих идей. По Ж.  Пиаже, социализация - это процесс  адаптации к социальной среде,  состоящий в том, чтобы ребенок,  достигнув определенного уровня  развития, становился способным  к сотрудничеству с другими  людьми. В отечественной педагогике  введено аналогичное понимание  этого процесса.

 Социализация - это развитие человека на  протяжении всей его жизни  во взаимодействии с окружающей  средой, предполагающее усвоение  и воспроизводство социальных  норм и культурных ценностей,  а также саморазвитие и самореализацию  личности в том обществе, к  которому он принадлежит. Этот  процесс происходит в условиях  стихийного взаимодействия человека  с окружающей средой, а также  в ходе целенаправленного, педагогически  организованного воспитания. Суть  социализации состоит в том,  что она формирует человека  как члена того общества, к  которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий  в себя, с одной стороны, усвоение  индивидом социального опыта  путем вхождения в социальную  среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного  воспроизводства системы социальных  связей индивидом за счет его  активной деятельности, активного  включения в социальную среду.

3.2. Два подхода  к пониманию сущности социализации.

В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями  о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи  указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью  общества в том, чтобы его члены  успешно овладевали общественными  ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную  семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом  социализации. Как субъект он усваивает  социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией  своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует  в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Некоторые исследователи  указывают на то, что существует и третий подход - телеологический - со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним  социализация может проходить по нескольким направлениям:

- во-первых, это  может быть развитие индивидуальности  и воспитание личности в интересах  индивида;

- во-вторых, в  интересах общества и индивида;

- в-третьих, изменение  их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец,

- в-четвертых,  их изменение в интересах определенных  групп. 

Идеалам гуманистической  педагогики соответствуют первые два  направления. Первое направление предполагает достижение целей социализации путем  развития природных задатков в различных  сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в  соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление  решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Развитие предполагает совершенствование психических  качеств, основных сфер человека - его  индивидуальности. В последнее время (ХХ век) отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все  усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в  процессе социализации человек выступает  и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого  процесса определяется соотношением целей  человека, общества и государства

4. Агенты социализации

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют  в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью  и родственников; группы сверстников  и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и прочие. На разных стадиях  социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Вместе с тем  социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных  и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые  или достаточные для обеспечения  развития личности.

Агенты и институты  социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям: отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания; учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.

Выделяют первичную  и вторичную социализации агентов: агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.; агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д.

На этапах социализации роль агентов неодинакова: основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им;

дополнительные  агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет  наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными  навыками;

. СМИ обеспечивают  усвоение ценностей и стандартов;. малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.

Последствиями нарушений социализации могут выступать  психические отклонения, различные  виды беспокойств {фобии), деградация личности, преступность.

Социализация  – это процесс посредством которого индивидом усваиваются

основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

На основе этого  усвоения в ходе социализации происходит формирование

социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек

становится дееспособным участником социального взаимодействия.

Анализ литературы показывает, что до тех пор пока людям не будут платить

достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения

правового государства  и гражданского общества. Бедность вынуждает людей

искать дополнительные заработки (часто незаконные).

Парадоксально слышать от Президента фразу «Нужно строить гражданское

общество». Это  напрямую касается социализации. Если же расшифровать

высказывание  «неадекватная реакция общества на происходящее», то это

получается как  призыв к гражданской войне.

Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным .». Его

социализация  была принудительной. Однако и в  настоящей России личность

ограничивается  в свободе выбора при помощи бюджетной  политики создаются

условия, ведущие  население России к моральному разложению.

Информация о работе Сущность агента и институт социализации