Структурный функционализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

Мертон попытался преодолеть чрезмерную, как ему казалось, абстрактность, общность - метафизичность - парсоновского структурно-функционального анализа, для чего ввел в дополнение к классическому функциональному понятию "функция" понятие "дисфункция", под которой в самом общем виде понимал любое отклонение в функционировании социальных систем или поведении индивидов от присущих им целей или установленных норм. При этом Мертон особо подчеркивал, что далеко не всегда такие отклонения играют исключительно негативную роль. Любые флуктуации относительно существующей нормативной модели либо приводят к еще большему усовершенствованию системы, которая как бы вырабатывает иммунитет к таким флуктуациям, то есть приспосабливается к ним, либо обуславливают изменения в самой нормативной модели.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Структурный функционализм………………………………………….. 10
2.Теория социального конфликта………………………………………… 18
Заключение…………………………………………………………………. 21
Список литературы………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

sovremennye_sociologicheskie_teorii-htathfn.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

_______________________________

¹Бабосов Е.М. Теоретическая социология Толкотта Парсонса. М.: МАКС Пресс, 2013.С-56

  1. Проблема исследование  индивидов и их действий, в основу которых легли такие выводы:
    • социальные действия людей, нормативно регулируются;
    • социальные действия людей, происходят в рамках системы ценностей.
  2. Определение социальных систем, в структуру которых входит четыре переменных, состоящих из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей.     
  3. Проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем, где главенствующую роль играют культура и культурные ценности.   
  4. Проблема социальных изменений и эволюций, в основе которых лежат процессы, которые приводят к социальным изменениям. ¹

 

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества. С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен.

Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненно важные вопросы своих членов.

Согласно Парсонсу, структурные переменные типа А характерны для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б.

_______________________________

¹Бабосов Е.М. Теоретическая социология Толкотта Парсонса. М.: МАКС Пресс, 2013.С-57

 

Структурные переменные типа А

Структурные переменные типа Б

Предписание

Статус предписан, он определяется типом семьи, в которой индивид рожден

Достижение

 

Статус индивида достигается благодаря его личным усилиям (усердная работа)

Диффузность

Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить широкий круг потребностей

Специфичность

Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить конкретные потребности (отношения между покупателем и продавцом)

Партикуляризм

Индивиды ведут себя по-разному с конкретными людьми, например, они лояльны по отношению к членам семьи, но не к незнакомцам

Универсализм

Индивиды действуют сообразно универсальным принципам, например, перед законом все равны, поэтому полицейский при необходимости арестует своего родственника

Аффективность

Люди стремятся удовлетворить свои желания как можно быстрее

Аффективная нейтральность

Люди становятся более нейтральными относительно сроков вознаграждения (сбережение средств для больших покупок)

Коллективная ориентация

Люди ставят интересы социальной группы, к которой принадлежат, выше интересов собственных

Ориентация на себя

Прежде всего, люди преследуют свои интересы, а не интересы своей социальной группы


 

По Парсонсу, социальная эволюция обществ, предполагает движение к структурным переменным типа Б. Если же общество окажется не в состоянии двигаться в этом направлении, то в нем начинается стагнация, ибо структурные переменные типа А противодействуют общественному прогрессу: общество, в котором статус предписан, препятствует наиболее способным индивидам выполнять важные социальные роли.

Хотя свои взгляды на социальную эволюцию сам Парсонс рассматривал как исходные, нуждающиеся в развитии.¹

 

 

_______________________________

¹Бабосов Е.М. Теоретическая социология Толкотта Парсонса. М.: МАКС Пресс, 2013. С-56

 

Структурный функционализм Р. Мертона.

Исследования Парсонса подверглись горячей критики со стороны социологов, которые не разделяли его "схоластическую", "формалистическую" концепцию.

Особенно это прослеживается в работах Роберта Кинга Мертона. Он является создателем более совершенной, динамичной, эмпирически обоснованной теоретической системы. Свою теорию он называл теорией "среднего уровня" или "среднего радиуса действия". Это по существу многочисленные промежуточные теории, такие как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и т.д.

Мертон исходит из того, что функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории социальной системы. Функционализм это и есть теоретическое и динамическое представление о работающей социальной структуре, взаимодействии ее компонентов:

"ясное объяснение  логически взаимосвязанных и  эмпирически подтверждаемых предположений  о структуре общества и его  изменениях, поведении человека  в рамках этой структуры и  последствиях этого поведения".7

Теория функционализма Мертона состоит как бы из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески-новаторского.

Критический аспект.

В основу положено критическое отношение к трем постулатам Парсонса:

  • "Постулат функционального единства общества".
  • "Постулат универсальности функционализма".
  • "Постулат обязательности".

_______________________________

7Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Глава 3. Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. СПб: Питер, 2004. - 688 c . С. 44-46.

"Постулат функционального  единства общества".

Идея функционального единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень "функциональной автономии".

"Постулат универсальности  функционализма"

В данный постулат утверждает, что "все стандартизированные социальные или культурные" нормы имеют позитивные функции". Мертон же считает, что это утверждение является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить из посылки, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна.

"Постулат обязательности"

Согласно этому постулату некоторые институты или социальные образования являются атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования могут удовлетворяться альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".7

Творчески-новаторский аспект.

Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах проявления функций – явной и скрытой (латентной).

_______________________________

7Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Глава 3. Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. СПб: Питер, 2004. - 688 c . С. 49-56.

Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения, а также социологию социальной структуры, профессий, науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния российского общества.

Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:

  • конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью;
  • инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения;
  • ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны;
  • ретритизм - отрицание и того и другого;
  • мятеж - замена и первого и второго. 7

Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция».

Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде.

_______________________________

7Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Глава 3. Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. СПб: Питер, 2004. - 688 c . С. 59-66.

Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде.

Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:

  1. Функциональное единство.
  2. Функциональная универсальность.
  3. Функциональная обязательность. 7

Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию социальной аномии. На взгляды Р.Мертона оказали большое влияние Питирим Сорокин, который пытался наполнить социологическое теоретизирование материалами эмпирических и статистических исследований, и Пауль Феликс Лазарсфельд, разрабатывавший проблематику методологии применения социальных и эмпирических наук в социологических исследованиях.

В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общая теория» является «преждевременной», он предпочел оставаться на среднем уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных сообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснению социальных структур и процессов. В действительности в работах Мертона содержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р. Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном изменении.

_______________________________

7Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Глава 3. Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. СПб: Питер, 2004. - 688 c . С. 49-56.

2.Теория социального  конфликта.

Проблематика социального конфликта присутствовала в социальной философии и социологии всегда. Согласно концепции Гегеля, противоречие и конфликт являются движущими силами всякого развития. К.Маркс создал модель социального развития через конфликт основных классов и революцию. По его мнению, общество построено на классовом противоречии, которое постепенно переходит в открытый конфликт, неизбежно возникающий и заканчивающийся тотальным изменением социальной ситуации.

      Г.Зиммель рассматривал социальный конфликт как позитивное явление, способствующее поддержанию социальной стабильности.

     С возникновением функционализма в социологии появилась тенденция к пренебрежению проблематикой, связанной с конфликтом. Конфликт стал рассматриваться как что-то глубоко патологическое, в то время как предметом социологии должно было быть нормальное общество. Согласно представлениям классического функционализма, конфликт ненормален, а гармония в обществе нормальна, и здоровая социальная система имеет в себе все потенции для предотвращения и исключения конфликта.

     В современной социологии  существует несколько концепций  социального конфликта. Среди наиболее  известных теорий, оказавших наибольшее влияние на социологическую мысль, являются теории конфликтов Р. Дарендорфа и Л.Козера. 8

 

Теория конфликта Р. Дарендорфа.

Немецко - британский социолог Ральф Дарендорф к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества.

_______________________________

8Ратников В.П. Конфликтология / В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 151 с.

 

 

Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности.

Выделяются разные уровни, на которых может происходить конфликт:

  • между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;
  • между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;
  • внутригрупповые конфликты;
  • между социальными группами;
  • конфликты на уровне общества в целом;
  • межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микро - уровня до макро - уровня, насчитывающую 15 типов конфликтов.

Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе.

В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту и значимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений в обществе.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985). 6

Информация о работе Структурный функционализм