Структура социологического знания, его специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 16:50, реферат

Краткое описание

Социология ( в пер. с лат. – societas – общество и греч. – logos – знание) – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем.

Оглавление

Структура социологического знания, его специфика стр.2-5
Особенности девиантного поведения. стр 6-20
Литература стр 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

Содержание

Структура социологического знания, его специфика стр.2-5

Особенности девиантного поведения. стр 6-20

Литература стр 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура социологического знания, его специфика.

Социология ( в пер. с лат. – societas – общество и греч. – logos – знание) – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем.

Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания. Структура социологического знания – это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора практической информации, проведения исследований, социологических опытов, обследований, изучения общественного мнения. Она формируется в ходе логического обобщения и интерпретации полученных опытных данных. В его структуру входят эмпирические данные, теории среднего звена и общие теории.

Структура социологического знания:

  1. Теоретическая социология включает в себя :

а) теории фундаментального, общесоциологического уровня – возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.;

б) теории среднего уровня (отраслевая социология) - направлены на изучение социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизни человеческого общества: социальных общностях и социальных институтах

2. Эмпирическая социология К этому  уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На этом уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для предыдущих уровней.. :

   а) прикладная социология занимается разработкой методологии и методов конкретных социологических исследований, обеспечивающих исследователя эмпирическими данными о состоянии социальных процессов и явлений, на основе которых дальше развивается социологическая теория;

б) практическая социология направлена на получение информации о слабо изученных социальных процессах и явлениях локального уровня, требующих конкретных управленческих решений по координации их функционирования.

Теоретический уровень познания стремится ответить на вопрос: «Что и как изучается?». Это общая социология: история социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теория массового социологического поведения, теория социальных изменений, методология.

Прикладная социология ставит задачу найти средства для достижения поставленных целей. Она отвечает на вопрос: «Для чего изучается?». Эмпирические исследования проводятся в рамках фундаментальной или прикладной социологии. Между теоретическим и эмпирическим уровнями находятся теории среднего уровня. Существует три группы теорий среднего уровня: 1) теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии); 2) теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, этносов); 3) теории специализированных социальных отношений (отклоняющихся поведений, социальной мобильности, урбанизации).  

Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности

По задачам социологию можно структурировать :  
1) Фундаментальные исследования, задачи которых – в приращении научного знания путем построения теорий, методов исследования.  
2) Прикладные исследования, задачи которых – изучение актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний.  
3) Социальная инженерия, задача которой – практическое внедрение научных знаний в создании технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

По масштабу:  
1) Макросоциология – которая исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.  
2) Микросоциология – изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии (взаимодействие личности и группы).

Социология, будучи наукой, стремится к знанию, а не оценке социальных явлений и процессов в соответствии с критериями научности.  
Критерии научности: определение своего предмета и своего метода.  
А) Идеологическая нейтральность, объективность, беспристрастность.  
Б) Доказательность, аргументированость.  
В) Системность  
Социология выявляет типическое, повторяющееся в социальных явлениях и Социология стремится к целостному осмысления социальных явлений и процессов. Применяет целостно – интегрированный подход к анализу. Социология основывается на социальных фактах, фактах реальной жизни общества, эмпирические данные.

 

Таким образом социологическая наука не есть некое однозначное или однородное образование, так как она включает такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая социология и конкретно-социологические дисциплины. Социология выступает как сложная система знаний, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Таким образом, место социологии в системе общественных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, и, следовательно, включает общую социологическою теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.

 

 

 

Особенности девиантного поведения.

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе:  в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное( с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных норм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.

В широком смысле девиация подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют:      -неписаным нормам,    -писаным нормам. В узком смысле девиация относится только к первому типу несоответствия а второй тип получил название деликвентного поведения. 

Нарушение формальных норм (зафиксированных в конституции, уголовном праве и др.юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством ) называется деликвентным (преступным ) поведением, а нарушение неформальных норм(неписаные нормы , соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства) называется девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное и деликвентное поведение можно различать следующим образом: девиантное относительно ,второе же абсолютно. То, что для одного человека или группы –отклонение, то для других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой , а поведение низших классов - отклонением. Девиантное поведение относительно, т.к. имеет отношение только к культурным нормам данного общества. Но деликвентное поведение абсолютно по отношению к закону. Уличное ограбление представителям социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это преступление , так как существует юридический закон , квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

  Девиации имеют два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный.

Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при котором носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи ил объекты будущей культуры. Это открытия в науке(Д.Бруно, Г.Галилей), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение, что приводило к соответствующим репрессиям.

Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения.

Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные –  дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности(наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности, общества и государства. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей так и в деятельности крупных исторических деятелей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы.

Девиация чрезвычайно многолика. К ее различным проявлениям относятся и алкоголизм, и наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция, и подделка банкнот, и измена Родине, и убийство, и самоубийство, и многое другое. Можно ли считать , что у всей этой обширной и многоликой области социального поведения есть что-то общее? Да можно, общее у них то, что все эти и многие другие формы поведения отклоняются от нормы либо просто отвергают их. В этом и проявляется их ненормативность или антинормативность.

Итак , девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так  и оценок, даваемых различными людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступление , отклонением, другие- нормой. Иными словами, существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну , то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или другому поведенческому акту. Скажем , в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, т.е. девиацией, а водитель автомобиля – нет. Если Вы находитесь в автомобиле , то , скорее всего, такой случай вы не назовете девиантным поступком , а если в автомобиле, то чаще поступите наоборот.  

Итак, девиация в широком смысле относительна: а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получила название релятивизма.

Девиации отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются асоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности. Если же нарушаются не только моральные, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относятся  хулиганство, хищения и другие преступления.

В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, обществу в  целом и в зависимости от типа нарушаемых норм можно различить следующие виды отклоняющегося (девиантного) поведения:

1Деструктивное-причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам,- накопительство, мазохизм и др;

2 Асоциальное – причиняющее вред личности и социальным общностям (семья,соседи, компония друзейи др.) и проявляющееся в алкоголизме наркомании самоубийстве и др;

3 Противоправное – представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и др. преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться  в форме :

- поступка(ударить человека  по лицу);

- деятельности (постоянное  занятие вымогательством или  проституцией);

- образа жизни (преступный  образ жизни сообщества фальшивомонетчиков, банды грабителей).

В социологии большое значение придается выяснению причин девиации. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э.Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р.Мертона, Р.Дарендорфа и др социологов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемом аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм. Состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Согласно этим концепциям, социальное поведение ощутимо возрастает в случае, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха , например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм девиации, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная зависимость (уровни убийств и самоубийств). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов.

Информация о работе Структура социологического знания, его специфика