Стратегическое планирование социального развития и решения социальных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Оглавление

1. Теоретическая часть
1.1. Социальная политика государства на современном этапе развития России.
1.2. Понятие и показатели планирования уровня жизни населения.
1.3. Система социальной защиты населения и основные направления ее развития.
2. Практическая задача
3. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование - контрольная.docx

— 25.73 Кб (Скачать)

Федеральной агентство  по образованию Российской Федерации

Европейско-Азиатский  институт управления и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Стратегическое планирование»

Тема: Стратегическое планирование социального развития

и решения социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ЭФ-С-10З

Сысоева А.С.

Проверил:

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012г.

Содержание:

1. Теоретическая часть

1.1. Социальная политика государства на современном этапе развития России.

1.2. Понятие и показатели планирования уровня жизни населения.

1.3. Система социальной защиты населения и основные направления ее развития.

2. Практическая  задача

3. Список  использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1.1.  Социальная  политика государства на современном  этапе развития России.

Социальная политика –  одно из важнейших направлений, составная  часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное  воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные  решения, социальные мероприятия и  программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности  общества в решении социальных проблем.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Социальная политика –  это деятельность государства и  других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение  их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого  общественного потенциала.

В последние годы происходит существенное изменение отношения  вообще к социальной политике в целом  со стороны государства и общества. Раньше, если возьмем советский период, то там существовал такой принцип, что за все отвечает государство. И государство, в том числе, отвечало полностью за социальную политику. Безусловно, были определенные позитивные моменты в этой политике, гарантировались  определенные социальные стандарты.

Сейчас ситуация другая: каждый человек должен в первую очередь отвечать за свое будущее, а государство будет помогать наиболее незащищенным категориям.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива. Имеет место нестабильность в  экономике, остро ощущается дефицит  федерального бюджета, практически  не снижается численность людей  с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения  по доходам, повышается напряженность  на рынке труда, растет задолженность  по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются  тенденции неблагополучия, в том  числе социальные девиации.

Экономический кризис в России углубился и перерос в кризис социальный. Болезненные последствия  кризиса чувствует все больше граждан. Каждый день из регионов приходят новости об увольнениях, неоплачиваемых отпусках, сокращениях заработной платы. Если для богатых кризис – снижение доходов и потеря части накоплений, то для бедных это вопрос выживания.

Особенно важно в условиях экономического кризиса активизировать деятельность и помочь гражданам  пережить это тяжелое время. Антикризисные  действия российских властей должны быть направлены на смягчения последствий  кризиса для граждан на повседневном, бытовом уровне, а не только на спасение финансовых рынков, конкретных банков и промышленных групп.

1.2. Понятие и показатели планирования уровня жизни населения

Важнейшим показателем, отображающим эффективность социально-экономической  политики государства, является уровень  жизни населения. В конвенциях Международной  организации труда (МОТ), Концепции ООН, признающей жизнь человека высшей ценностью, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Уровень жизни населения  как социально-экономическая категория  представляет собой уровень и  степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых  и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в  значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального  богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Уровень жизни оценивает  качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений  и приоритетов экономической  и социальной политики государства.

Уровень жизни может определяться множеством показателей, характеризующих  какие-либо стороны жизнедеятельности  человека. Эти показатели в разной степени используются при анализе  уровня жизни и планировании мер  его регулирования.

Существует три основных вида показателей уровня жизни населения:

1) Конкретные частные  показатели, выраженные натуральными  величинами.

2) Стоимостные или обобщающие  показатели.

3) Интегральные показатели.

К показателям первой категории  могут быть отнесены следующие:

1. Питание: среднесуточное  количество килокалорий (или грамм  белка, как наиболее ценного  источника энергии для организма)  на душу населения.

2. Здоровье и здравоохранение:  прежде всего это ожидаемая  продолжительность жизни при  рождении и коэффициент смертности.

3. Жилище: общая площадь  на душу населения. 

4. Домашнее имущество:  обеспеченность населения бытовой  техникой.

5. Уровень культуры: обобщающий  показатель - среднее число лет  обучения населения в возрасте 25 лет и старше.

Стоимостные или обобщающие показатели:

К данным показателям относятся: ВВП на душу населения, доля товаров  и услуг в структуре ВВП, доля потребления домашних хозяйств, денежные доходы на душу населения, номинальная  и реальная заработная плата одного работника, МОТ и другие.

Интегральные показатели – взвешивающие коэффициенты. Например наиболее распространенный показатель, разработанный специалистами «Программы развития ООН» – Индекс Развития Человеческого Потенциала.

1.3. Система социальной  защиты населения и основные  направления ее развития

Социальная защита является той  регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или  сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом  статусе отдельных групп населения.

Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом  наиболее уязвимых групп населения  в условиях обострения экономических  и политических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для социально  уязвимых групп.

Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространению  социальной напряженности с негативными  проявлениями, сила которых прямо  пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию.

Социальная защита – это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:

– предоставление государственных  социальных гарантий всем категориям граждан, т.е. минимальные размеры  заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;

– организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам  населения.

Новая система социальной защиты должна формироваться на следующих основных принципах:

1. Дифференцированный подход к  различным слоям и группам  населения в зависимости от  их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической  самостоятельности, адресность и целенаправленность.

Для нетрудоспособных – престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание достойного уровня жизни  этой категории, обеспечение доступа  к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.

2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».

3. Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

– поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

– заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

– патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Социальная защита населения  на современном этапе является важнейшим  и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь  системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных  условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и  деятельного существования личности, различных социальных категорий  и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска  в нормальной жизни граждан.

Система социальной защиты населения на современном этапе  включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь)

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых  фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

 

 

2. Практическая задача

Выполнить расчет потребности  в краткосрочном кредите на плановый год для финансирования потребности в оборотных средствах по запасам сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и других материальных ресурсов, потребляемых предприятием в процессе производства товарной продукции (табл. 6):

Таблица 6

Расчет потребности предприятия  в краткосрочном кредите

Наименование показателей

Сумма,

тыс.р.

1. Однодневный  выпуск продукции, кол. ед.

2. Количество дней

3. Однодневный расход сырья,  материалов и других материальных ресурсов в процессе производства, тыс.р.

4. Норма запаса (в днях), в том  числе:

4.1. Длительность интервала между  двумя поставками сырья материалов по договору

4.2. Транспортный запас

4.3. Технологический запас

4.4. Текущий складской запас (50% от п.4.1)

4.5. Страховой запас (20% от п.4.4)

5. Потребность в оборотных средствах  по запасам сырья, материалов (п.3 x п.4), тыс.р.

6. Доля собственных средств в формировании оборотных средств (55%), тыс.р.

7. Сумма краткосрочного кредита,  тыс.р.

1 500

360

600

 

35

 

20

1

2

10

2

21000

 

130350

 

   106650


 

Решение:

Норма запаса (в днях):

20+1+2+10+2=35

Сумма краткосрочного кредита  составит (см. таблицу 6):

(600*360+21000)*(1-0.55)=106650 тыс. р.

Доля собственных средств в формировании оборотных средств:

(600*360+21000)*0.55=130350 тыс. р.

 

 

 

3. Список использованных источников

 

  1. Социальная политика государства: А.С. Булатов. Экономика: учебник http://polbu.ru/bulatov_economy/ch120_i.html
  2. Антропология - Стребков А.И. Социальная политика государства http://anthropology.ru/ru/texts/strebkov/sergeev_26.html
  3. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России http://nic.pirit.info/200204/113.htm
  4. Стратегическое планирование уровня жизни населения http://strategiplan.ru/?p=231
  5. Социально-экономическое прогнозирование и планирование http://medi.ru/doc/8201101.htm
  6. Социальная защита населения http://www.soc.pu.ru/inf/courses/020300/soczash.shtml

Информация о работе Стратегическое планирование социального развития и решения социальных проблем