Становление социологии в России: основные направления ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 14:46, реферат

Краткое описание

Во второй половине XIX — начале XX веков в России происходило становление новой науки об обществе - социологии. Её институционализация по сравнению с Западной Европой обладала рядом особенностей, обусловленных как спецификой социально-политической жизни России, так и положением социально-философских наук и форм их духовного отражения в национальном самосознании. В процессе выделения социологии в самостоятельную дисциплину стояла проблема не только определения ее предмета, но и собственных методологических принципов проведения научных исследований. С самых первых шагов своего формирования социология испытывала значительное влияние со стороны естественных наук.

Оглавление

I Введение 3
II Основная часть 5
1 Начальный этап развития русской социологии 5
1.1 Возникновение российской социологии 9
1.2 Этапы развития российской социологии 12
2 Направление русской социологии конца XIX начало XX веков 12
2.1 Позитивистское направление …..17
2.2 Марксизм и антипозитивистское направление 17
2.3 Неопозитивистское направление 25
III Заключение 30
IV Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Ал-М(с)-31 Балун А. В. Социалогия.docx

— 51.92 Кб (Скачать)

Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Единственное спасение, - считал он, - заключается в политическом сотрудничестве самых разных общественных групп, в их действительном общественном соглашении, в их настоящем совластии. Только совластие всех общественных групп, только общественное соглашение их, только оно одно может обеспечить развитие свободной гражданственности и привести классовую борьбу, в конце концов, равенству прав и общественных выгод для всего населения посредством действительного обобществления власти в руках всей совокупности граждан, ставших непосредственными участниками ее и творцами своей общественной жизни. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно обобществленный труд, который на месте производимого разрушения создаст новый общественный строй и взамен организованного насилия господствующего вооруженного класса осуществит верховное право народа быть господином собственной жизни и право всех граждан на непосредственное и равное участие в общественном сотрудничестве и в верховной общественной власти, право самого общества стать государством, цель которого: обеспечение всем полной и совершенной человеческой жизни, обеспечение всем равных прав и возможностей. Но для того, чтобы дожить до этого желанного времени, нашей стране придется еще пережить много бед, испытав на горьком опыте, что такое есть зависимость от иноземцев и действительная политическая свобода и самоопределение народов.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - виднейший представитель неопозитивизма. Он оказал серьезное влияние на развитие буржуазной социологии XX века. Его социологические взгляды были подвержены эволюционному изменению, что во многом было связано с теми политическими условиями, в которых он жил. Неоднократно он арестовывался и сидел в тюрьме. Последний раз он был арестован 2 января 1918 г., и существовала опасность смертного приговора. Только в декабре 1918 г. был освобожден благодаря статье Ленина. В связи с тем, что в 1922 г. Сорокин был выслан из России, его творческую деятельность делят на два периода - русский и американский. При этом американцы считают его одним из основателей американской социологии, а в России имя Сорокина долгое время запрещалось даже произносить вслух. Среди крупных социологических работ Сорокина следует выделить Преступление и кара: подвиг и награда (1913), Система социологии (1920, 2 т.), Общедоступный учебник социологии (1920), Социология революции (1925),Социальная мобильность (1927), Современные социологические теории (1928), Социальная и культурная динамика (1937-1941, 4 т.), Кризис нашего века (1941), Человек и общество в эпоху бедствий (1942),Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Россия и Соединенные Штаты (1944), Общество, культура и личность (1947), Восстановление гуманности (1948), SOS. Смысл нашего кризиса (1951),Социальная философия в век кризиса (1950), Виды любви и ее сила (1954), Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук (1956).

 

 

Заключение

 

 

 

Итак, за период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Четко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счет подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации. Формы реализации такой интеграции были обоснованы российскими мыслителями уже в эмиграции (П. Сорокин). Социология России приобрела, таким образом, твердую собственную почву для перехода на качественно новый этап.

Закономерно, что стремление найти "формулу, прогресса" и обосновать пути ее воплощения в реальность выдвинуло в центр социологии проблемы социального поведения, социальной мотивации и социальной структуры. Этим определяется очень раннее обращение исследователей к закономерностям социально-психологического взаимодействия, к проблеме "личность и группа" и т. п. Более того, психологическое направление выступило ведущим в российской социологии, во многом определив ее своеобразие.

Отмеченные черты и особенности российских ученых показывают, что ключевое положение в ней занимает проблема человека. Отсюда популярность идеи "нового человека", опасность которой была осознана слишком поздно. Отсюда же следует полного отождествления этического и социологического рассмотрения общества.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Алексеев В.А., Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX — начала XX века: психологическая школа.— М., 1992.
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.— М., 1993.
  3. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. М.: Феникс. 2000.
  4. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. М: Высш. шк.. 1997.
  5. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М: Академический проект, 2003.
  6. Новикова. С. С. История развития социологии в России. М., 1996
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2000.
  8. Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000.
  9. Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд – во института социологии РАН 1988
  10. Социология: Курс лекций / Под ред. В.И. Бегинина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  11. Социология: Курс лекций / Ю.Г. Волков. В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов и др. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  12. ТощенкоЖ.Т. Социология. М.: Прометей, 1999.

Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики, 2002

 

 


Информация о работе Становление социологии в России: основные направления ее развития