Становление социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных предпосылок возникновения социальной работы как науки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины…………………………………… ...4
Глава 2. Саморазвитие теории социальной работы в современной научной мысли……………………………………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы………………………………………… 18

Файлы: 1 файл

теория СР контроьная.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Важную роль в воспроизводстве теоретического знания играют отдельные ученые, крупные  специалисты в области социальной работы. В этой связи перейдем к рассмотрению третьего фактора, определяющего развитие теории социальной работы - вклада выдающихся ученых, специалистов в области теории и практики социальной помощи нуждающемуся населению.

В анализе специфики  влияния на развитие теории социальной работы крупных теоретиков и практиков и сегодня нас подстерегает опасность утраты понимания специфики деятельности социального работника и ее теоретических оснований. И в этом смысле есть, конечно, некоторая опасность сделать героями истории развития теории социальной работы вовсе или отчасти не тех людей, кто действительно были ими в этой ноной области научного знания.

Решение данного  круга задач усложняется тем, что далеко не каждый крупный теоретик и практик социальной работы был и является по базовому образованию именно социальным работником, профессионалом социальной работы с вузовским дипломом, как это было, например, с Рональдом Фельдманом, бывшим деканом факультета социальной работы Колумбийского университета (США) или Реем Томлиссоном, деканом крупнейшего в Канаде факультета социальной работы Университета г. Калгари. Так, Харольд Сведнер, длительное время возглавлявший научные программы Института социальной работы Гетеборгского университета, заложивший основы научных исследований в области социальной работы в Швеции, их философски-гуманистическую базу, является доктором философии, имеющим большой опыт культурологических, социально-философских исследований, специализировавшимся в области социологии (он окончил отделение социологии Лундского университета). Под влиянием исследовательской деятельности X. Сведнера в Швеции 80-х годов значительно усилилась научная традиция анализа структурной социальной работы, ее системно-функциональное видение в контексте развития современного человека.

Следует специально подчеркнуть, что X. Сведнер высоко ценил  и ценит философско-гуманистические  традиции социокультурного развития России. Сведнер X. [2]

В обосновании  смысла, социально-этических основ  социальной работы он постоянно апеллирует к идеям и практике социальной деятельности таких русских мыслителей, как Л. Толстой, И. Бунин, А. Чехов, Ф. Достоевский и др. Он высоко оценивает социальные идеи и научные труды С.Г. Струмилина, А.С. Макаренко, В.И. Ленина, А. Коллонтай, И.И. Павлова.

В большинстве социолого- и психологоориентированных теорий социальной работы наиболее заметный вклад в их развитие внесли не "чистые" теоретики социальной работы, но социологи и психологи, а также педагоги и психотерапевты. Для ранних стадий становления новой отрасли знаний это вполне закономерная картина, с одной стороны, потому, что теоретиков новой науки еще просто мало, а с другой - базовые для нее смежные дисциплины естественным образом "рекрутируют" в новые области знания наиболее видных своих представителей. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-психологическая и др.).

Это вновь подтверждает непреложную истину: новая наука  делается ее верными слугами, лучшими представителями смежных наук, часто - на "стыке" научных дисциплин. [3]

Таким образом, на появление социальной работы в  структуре социального знания повлияли несколько групп факторов, которые  можно свести к двум основным: субъективным и объективным. Данная область знания сравнительно с математикой, философией, историей и др. считается молодой. Развитие социальной работы осуществляется наряду с культурно-историческим совершенствованием гражданского общества и вызвано необходимостью разрешения круга специфических проблем, входящих в предмет рассмотрения именно социальной работы как отдельной области научного знания.

 

 

Глава 2. Саморазвитие теории социальной работы в современной научной мысли.

Саморазвитие  теоретического научного знания в современной научной мысли - в принципе установленный факт. Другое дело, что в различных отраслях науки это происходит в неодинаковых масштабах. Что касается молодых научных дисциплин, то здесь к традиционной проблеме соотношения эмпирического компонента науки, тяготеющего и обусловливаемого потребностями практики, и теоретико-методологического, всегда сохраняющего известную тенденцию самовоспроизводства, саморазвития, относительной самостоятельности, добавляется проблема влияния смежных научных дисциплин, на базе и с помощью которых возникает и эволюционирует новая область научного знания. Последнее в полной мере относится к теории социальной работы.

В этом смысле теоретический  компонент такой научной дисциплины, как социальная работа, эволюционирует под сильным влиянием породивших его психотерапевтических, психологических и социологических, а также философско-этических и правовых концепций, школ, течений, в целом господствующих парадигм научного мышления названных дисциплин.

В то же время  можно говорить и о саморазвитии определенной части теоретического знания как научной основы социальной работы. Во-первых, изменения в теоретических основаниях социальной работы в связи с развитием теоретической базы современной психологии и психотерапии. Здесь наиболее показательно, пожалуй, влияние теоретических выводов З.Фрейда и его учеников, сторонников психоанализа, обеспечивающих доминирование психодинамического подхода в социальной работе первой половины XX в. Фрейдизм оказал и оказывает большое влияние на развитие теоретических основ социальной работы.

Гипотезы и  доказательства, свидетельствующие  о большой (нередко доминирующей) роли в человеческой жизни бессознательных  импульсов, в основном биосексуального  характера оказали огромное влияние  не только на выбор методик психотерапевтической помощи, технологий социально-психологической поддержки людей, но и на философско-социологические основы социальной работы, ее теоретические конструкции.

Так, психодинамические, психосоциальные теории социальной работы [6] и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

Аналогичным образом  можно говорить о влиянии на теоретические  построения специалистов в области  социальной работы достижений эгопсихологии, бихевиоризма, трансактного анализа, логотерапии [2]. Теория социальной работы как отраслевая теоретическая дисциплина не может не испытывать влияния, достижений базовых теоретических дисциплин, прежде всего - психологии и социологии.

Так, усиление в  социологии позиций функционализма, структурнофункционального и системного анализа, а также радикально ориентированных конфликтологических концепций, марксистской социологии привели к соответствующим смещениям в симпатиях, построениях теоретиков социальной работы. Значительно вырос авторитет теоретико-методологического обоснования структурной социальной работы, ориентированной на помощь различным социальным группам, нуждающимся в поддержке, на оптимизацию социальной политики, деятельности учреждений социальной работы [4].

Очевидная связь различных теоретических концепций социальной работы с психологическими и социологическими теориями обнаруживает себя при анализе и группировке этих концепций, выявлении их специфических черт.

Теория социальной работы, опираясь на фундаментальные психологические и социологические разработки, используя системы понятий психологии и социологии, имеет очевидную тенденцию к саморазвитию. Данное обстоятельство отмечается ведущими зарубежными специалистами, отечественными учеными и практиками [5].

Во-первых, это проявляется в формировании новых групп понятий, используемых в теории социальной работы и употребляемых преимущественно в данном контексте научного знания:

- жизненные  силы социального субъекта;

- индивидуальная  субъектность;

- социальная  субъектность;

- реабилитация  жизненных сил;

- поддержка  индивидуальной субъектности;

- защита социальной  субъектности;

- социальная  деградация и др.

Во-вторых, за теорией  социальной работы закрепляется круг проблем, которые, получая все более  разносторонний анализ, стимулируют саморазвитие теоретических знаний, их воспроизводство. В этой связи следует отметить и плодотворность теоретических дискуссий по поводу объекта и предмета социальной работы, как научной дисциплины.

Наконец, в-третьих, отметим приращение научного теоретического знания по социальной работе вследствие методической и методологической проработки исследовательских задач, специфики используемой при этом методики и методологии научного анализа. В этой связи очевидна теоретическая саморефлексия формирующейся отрасли научного знания, определенной социально-профессиональной группы.

Важную роль в воспроизводстве теоретического знания играют отдельные ученые, крупные  специалисты в области социальной работы. В этой связи перейдем к  рассмотрению третьего фактора, определяющего развитие теории социальной работы - вклада выдающихся ученых, специалистов в области теории и практики социальной помощи нуждающемуся населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социальная  работа - одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с «общественными бедствиями» живущих людей.  
Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.  
Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности социального развития.  
Социальная работа – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. «Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования» М.:Логос, 2003-с.130-133.
    2. «Об организации социальной работы в системе обучения». М: ИНФРА-М, 2002-с.41.
    3. «Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт». Под ред. Т.Ф.Яркиной и В.Г.Бочаровой-М.: ЮНИТИ, 2001-с.73
    4. «Основы социальной работы». Под ред. П.Д. Павленок - М.:ИНФРА-М, 2001, с.5-16.
    5. « Теория, история и методика социальной работы» М.: Дашков и К, 2006, с .22-23.
    6. « Социальная работа» Ростов н/Д: Феникс, 2003, с. 81-83



Информация о работе Становление социальной работы